Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемamazon-kat1.narod.ru
1 МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПСИХОГЕНЕТИКА «Метод близнецов» Выполнила: Седунова Е.А. (ППВ-201) Проверила: Абрамова Е.И. 2008
2 Введение Основная задача психогенетики - установление относительного вклада условий среды и наследственности в индивидуальные психологические различия. Основная задача психогенетики - установление относительного вклада условий среды и наследственности в индивидуальные психологические различия. Изменчивость людей обусловлена взаимодействием наследственности и среды. Изменчивость людей обусловлена взаимодействием наследственности и среды. В психологии под этим термином понимается система социо-экономических, культуральных и социально- психологических условий развития личности. В психологии под этим термином понимается система социо-экономических, культуральных и социально- психологических условий развития личности. В психогенетике понятие среда включает любые внешние воздействия (от физических и биологических до социо-культурных). В психогенетике понятие среда включает любые внешние воздействия (от физических и биологических до социо-культурных). Психогенетика исследует детерминацию вариативности психологических переменных, характеризующих индивидов, генетическими методами. Психогенетика исследует детерминацию вариативности психологических переменных, характеризующих индивидов, генетическими методами.
3 Система психогенетических методов включает в себя: Генеалогический метод (анализ родословных) Генеалогический метод (анализ родословных) Близнецовый метод (в различных модификациях) Близнецовый метод (в различных модификациях) Семейный метод (метод внутрисемейных корреляций) Семейный метод (метод внутрисемейных корреляций) Метод приемных детей Метод приемных детей
4 Метод приемных детей - в психогенетике : Это исследование усыновленных детей, их биологических и социальных родителей, а также родных и неродных сибсов в семьях с усыновленными детьми. Это исследование усыновленных детей, их биологических и социальных родителей, а также родных и неродных сибсов в семьях с усыновленными детьми. Один из основных методов исследования ( наряду с близнецовым и семейным ) при применении генетико - эпидемиологического подхода. Один из основных методов исследования ( наряду с близнецовым и семейным ) при применении генетико - эпидемиологического подхода. Предполагает сравнение биологических ( имеющих общие гены ) и социальных ( имеющих общую среду ) родственников. Предполагает сравнение биологических ( имеющих общие гены ) и социальных ( имеющих общую среду ) родственников. На основании анализа результатов оценки сходства и различий биологических и социальных родственников делаются выводы, касающиеся относительной роли наследственности и среды в детерминации вариативности изучаемого признака. На основании анализа результатов оценки сходства и различий биологических и социальных родственников делаются выводы, касающиеся относительной роли наследственности и среды в детерминации вариативности изучаемого признака.
5 Теоретически ожидаемые корреляции детей, усыновленных с момента рождения в другую семью, с их биологическими родственниками (родителями, сибсами) и родственниками из приемной семьи (приемными родителями, неродными сибсами) при генетической и средовой детерминации вариативности признака: Вариативность признака формируется исключительно в результате аддитивного взаимодействия генов Вариативность признака формируется исключительно в результате средовых влияний и не зависит от генотипа R БИОЛ R ПРИЕМ R БИОЛ R ПРИЕМ 0,50,00,00,1
6 Реальные коэффициенты корреляции могут значительно отличаться от идеальных. Реальные коэффициенты корреляции могут значительно отличаться от идеальных. Более высокая корреляция детей с биологическими родителями свидетельствует в пользу генотипических влияний, большая же корреляция с родителями- усыновителями - в пользу средовых. Более высокая корреляция детей с биологическими родителями свидетельствует в пользу генотипических влияний, большая же корреляция с родителями- усыновителями - в пользу средовых. Но эффекты внутриутробной среды у усыновленных детей определяются их биологическими матерями, поэтому нельзя считать, что у таких детей нет элементов общей среды с их биологическими матерями. Но эффекты внутриутробной среды у усыновленных детей определяются их биологическими матерями, поэтому нельзя считать, что у таких детей нет элементов общей среды с их биологическими матерями. Если изучаемый признак чувствителен к влияниям внутриутробной среды, то в схемах исследования необходимо учитывать и материнский эффект. Если изучаемый признак чувствителен к влияниям внутриутробной среды, то в схемах исследования необходимо учитывать и материнский эффект.
7 Варианты этой схемы включают в себя, дополнительно к сопоставлению родителей и детей, еще и сравнение детей, не имеющих генетического сходства, но усыновленных в одну семью. Варианты этой схемы включают в себя, дополнительно к сопоставлению родителей и детей, еще и сравнение детей, не имеющих генетического сходства, но усыновленных в одну семью. Различаю- щаяся среда Общая среда Генотип Общая среда Различаю- щаяся среда МатьОтец Различаю- щаяся среда Генотип Различаю- щаяся среда Генотип Общая среда Ребенок 1Ребенок 2 e hc e hc h e cc h e
8 Колорадское исследование приемных детей Одно из наиболее крупных исследований, доказавших. Одно из наиболее крупных исследований, доказавших. Была найдена социальная группа, в которой психически нормальные и социально не деградировавшие женщины отказываются от своих детей. Это незамужние молодые женщины, в основном студентки, католического вероисповедания, которые по религиозным мотивам не могли избавиться от ребенка на первых стадиях беременности. Была найдена социальная группа, в которой психически нормальные и социально не деградировавшие женщины отказываются от своих детей. Это незамужние молодые женщины, в основном студентки, католического вероисповедания, которые по религиозным мотивам не могли избавиться от ребенка на первых стадиях беременности. Был известен отец ребенка, и были использованы его данные (социально-демографические параметры, показатели ряда психологических характеристик). Был известен отец ребенка, и были использованы его данные (социально-демографические параметры, показатели ряда психологических характеристик). Были отобраны дети, которых усыновили в первый месяц жизни, при этом биологические матери проводили вместе с ребенком не более недели (в среднем 4 дня) и больше никогда с ним не встречались Были отобраны дети, которых усыновили в первый месяц жизни, при этом биологические матери проводили вместе с ребенком не более недели (в среднем 4 дня) и больше никогда с ним не встречались Социально-экономический статус биологических матерей был ниже, чем статус семей-усыновителей. Социально-экономический статус биологических матерей был ниже, чем статус семей-усыновителей.
9 Корреляции между показателями интеллекта биологических родителей и родителей-усыновителей были близки к нулю. Корреляции между показателями интеллекта биологических родителей и родителей-усыновителей были близки к нулю. Незначимыми оказались и корреляции образования и профессионального статуса. Незначимыми оказались и корреляции образования и профессионального статуса. Число приемных детей, которое было отобрано примерно за 10 лет, приближается к 300 Число приемных детей, которое было отобрано примерно за 10 лет, приближается к 300 Для повышения надежности данных в исследование включены также и контрольные семьи - обычные семьи, в которых сопоставляется сходство родителей и их собственных детей. Для повышения надежности данных в исследование включены также и контрольные семьи - обычные семьи, в которых сопоставляется сходство родителей и их собственных детей. В настоящее время дети, участвующие в Колорадском исследовании приемных детей, уже стали взрослыми, но исследование на этом этапе не оканчивается. Авторы предполагают проследить экспериментальную выборку до того времени, когда дети приблизятся к возрасту своих родителей, и их обследование можно будет провести теми же самыми психологическими методами. В настоящее время дети, участвующие в Колорадском исследовании приемных детей, уже стали взрослыми, но исследование на этом этапе не оканчивается. Авторы предполагают проследить экспериментальную выборку до того времени, когда дети приблизятся к возрасту своих родителей, и их обследование можно будет провести теми же самыми психологическими методами.
10 Заключение Метод приемных детей является жесткой экспериментальной схемой, позволяющей четко разводить влияния генетических и средовых факторов на изменчивость изучаемых психологических характеристик. Метод приемных детей является жесткой экспериментальной схемой, позволяющей четко разводить влияния генетических и средовых факторов на изменчивость изучаемых психологических характеристик. При использовании метода приемных детей производится сопоставление детей с их биологическими родителями и родителями-усыновителями. При использовании метода приемных детей производится сопоставление детей с их биологическими родителями и родителями-усыновителями. Высокая корреляция между детьми и биологическими родителями свидетельствует о генотипических влияниях на изменчивость изучаемой характеристики. Высокая корреляция между детьми и родителями-усыновителями свидетельствует о средовых влияниях. Высокая корреляция между детьми и биологическими родителями свидетельствует о генотипических влияниях на изменчивость изучаемой характеристики. Высокая корреляция между детьми и родителями-усыновителями свидетельствует о средовых влияниях. Метод приемных детей вряд ли будет играть существенную роль в будущих генетических работах, но связано это не с разрешающей способностью самого метода, а с традициями усыновления. В ряде стран, и в частности в России, тайна усыновления охраняется законом. В этих случаях проведение исследования приемных детей не представляется возможным. В тех странах, где факт усыновления не принято скрывать от детей, например, в США, постепенно меняется практика усыновления: все большее распространение получают такие варианты усыновления, при которых биологические родители ребенка не прекращают контакты с ним и принимают самое деятельное участие в его воспитании. Метод приемных детей вряд ли будет играть существенную роль в будущих генетических работах, но связано это не с разрешающей способностью самого метода, а с традициями усыновления. В ряде стран, и в частности в России, тайна усыновления охраняется законом. В этих случаях проведение исследования приемных детей не представляется возможным. В тех странах, где факт усыновления не принято скрывать от детей, например, в США, постепенно меняется практика усыновления: все большее распространение получают такие варианты усыновления, при которых биологические родители ребенка не прекращают контакты с ним и принимают самое деятельное участие в его воспитании.
11 Список источников : В. Н. Дружинин «Экспериментальная психология», Психогенетическое исследование, В. Н. Дружинин «Экспериментальная психология», Психогенетическое исследование, Ресурс «Психогенетика», тема 7 «Экспериментальные схемы генетико- популяционных исследований», 7.2. Метод близнецов Ресурс «Психогенетика», тема 7 «Экспериментальные схемы генетико- популяционных исследований», 7.2. Метод близнецов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.