Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемedu.tatar.ru
1 Книга о воспитании 3 Каюм Насыйри
2 НАСТАВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОЕ. У одного египетского эмира было два сына. один посвятил свою жизнь изучению наук, между тем как другой нажил добро и стал богат. Первый стал мудрецом, второй министром финансов. Однажды богатый брат сказал, с презрением взглянув на ученого: «Я уже стал султаном, а ты все топчешься на одном месте». «О брат мой, Аллах, да будет свято его имя, все же на моей стороне, ответил мудрец, ибо я стал наследником пророка, в то время как тебе досталось наследство фараона[1].[1] О сын мой, из этой притчи ты должен уяснить себе, что знания, вне всякого сомнения, есть наследие пророка. [1] Фараон, по поверьям мусульман олицетворение алчности и злобы. [1]
3 НАСТАВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЕ. Известно, что один из персидских царей послал однажды лучшего своего лекаря в Аравию, в услужение пророку. Прожил лекарь в Аравии несколько лет, но ни один человек не подошел к нему и не сказал: «Помоги мне». Тогда пошел он к пророку и пожаловался: «Я живу здесь столько то лет, но никто на меня внимания не обращает». Пророк ответил: «Люди здесь не едят, покуда не проголодаются, и отводят руку от еды раньше, чем насытятся, то есть не наедаются до отвала». «Так вот почему они не знают болезней!» воскликнул лекарь, поцеловал землю и ушел. Думаю, сын мой, ты понял смысл этой притчи. Не наедайся до отказа, неумеренность в еде ведет к болезням, умей довольствоваться малым.
5 НАСТАВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ВТОРОЕ. Один человек много раз давал клятвы, но всякий раз нарушал их. Он пожаловался старцу: «Я ничего не могу поделать с собой, все время нарушаю клятвы». Старец сказал: «Я думаю, беда твоя в том, что ты приучил себя к невоздержанности в еде, обуздать плоть дело не нелегкое. Но если ты и впредь будешь потакать ее прихотям, то скоро окажешься ее рабом, и тогда она раздавит тебя». Так что, сын мой, ты погубишь себя, если не научишься отказывать себе в удовольствиях. Только тот могуч, кто умеет победить себя.
6 НАСТАВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ. Рассказывают, будто один нищий дервиш, погибал от голода, кутался в старые рубища. «Что же ты сидишь? спросил его один из товарищей. Такой-то в этом городе помогает бедным. Ступай к нему, расскажи про свою беду, он подаст тебе что-нибудь». «Молчи, ответил дервиш, лучше я умру в нищете, чем пойду с протянутой рукой».
8 НАСТАВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЕ. Два дервиша из провинции Хорасан пустились однажды в дальнее странствие. Один был слаб здоровьем, но все время постился и ел не чаще, чем один раз в два дня. Другой был здоров и ел трижды в день. Вот пришли они в какой-то город. А там приняли их за лазутчиков, схватили и повели к судье, а пока суд да дело, посадили в тюрьму. Через две недели выяснилось, что пришельцы ни в чем не виновны. Было приказано выпустить их. Когда открыли дверь, то увидели, что здоровый из странников умер, а немощный жив. С удивлением смотрели на них люди. А один из судей сказал: «Было бы странно, случись все наоборот. Ибо умерший привык много есть и не мог терпеть голод, потому и погиб. Этот же был терпелив, приучил себя подолгу обходиться без пищи, вот и остался жив». О сын мой, тот тяжело переносит лишения, кто не умеет ни в чем себе отказать.
9 НАСТАВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЯТОЕ. Один мудрец так поучал сына: «Не ешь много, о сын мой. Избыток пищи навлекает болезни». «О отец, это голод убивает человека, возразил ему однажды сын, я не раз слышал от людей, что такой-то умер от голода, и не разу не доводилось мне слышать, чтобы кто-нибудь умер от обильной еды». «И все же, сын мой, надо быть умеренным, ответил мудрец, если обилие в еде и не убивает, то и хорошего в том мало. Ведь обжорство расточительность, а это уже само по себе большой грех». Из этой притчи ты должен извлечь соответствующий урок, каждое слово книги мудрость, а не пустой звук.
10 НАСТАВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЕ. Один бедняк впал в большую нужду. Друг дал ему совет: «Такой-то человек богат. Если он узнает, как ты бедствуешь, то, наверное, поможет тебе». «Может ты и прав ответил бедняк, но я не знаю этого человека». Друг сказал: «Пойдем, я покажу его тебе». Вот пришли они к дому, во дворе которого увидели невеселого человека. По-видимому, что-то сильно удручало его. Бедняк повернул назад, так и не заговорив с этим человеком, ибо понял, что тот достоин еще большего сострадания.
11 НАСТАВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЕ. Пророк Муса повстречал нищего. Совсем нагой, тот лежал по шею зарывшись в песок. «О Муса! воскликнул он. Помолись за меня. пусть Всевышний ниспошлет мне богатство. Нет уж больше терпеть нужду». Пророк Муса помолился за нищего и вскоре Всевышний ниспослал ему богатство. Спустя некоторое время Мусе вновь довелось встретиться с ним. Завидев взволнованно галдящую толпу, пророк Муса полюбопытствовал: «Что случилось? Почему вы так шумите?» Ему ответили: «Этот человек в пьяном дурмане убил другого человека. И его волокут на лобное место». Муса подивился проделкам Всевышнего. «Видишь, как неосмотрительно я взывал к тебе, сказал он в раскаянии.
12 НАСТАВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЕ. Вот что рассказал мудрый Саади: «Не разу не пожаловался я на превратности жизни. Однажды мне не во что было обуться. Босой пошел я в мечеть Куфы и увидел там безногого калеку. Тут принялся я горячо благодарить Аллаха, решив терпеливо сносить свою бедность». Пусть и эта история послужит тебе уроком.
14 НАСТАВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТОЕ. В сети немощного сирого рыбака попалась большая рыбина. Но вытащить ее из воды не хватало сил. Сорвавшись с крючка, рыба уплыла вглубь. Рыбаки начали журить бедолагу: «Эх, растяпа, упустил такую рыбину!» Рыбак только горестно вздыхал: «Что же было делать, братцы, коли она суждена не мне? Да и не перевилась еще рыба в реке», старался успокоить он их. В сети рыбака не идет рыба, не предназначенная ему судьбой. Рыба, пока не придет ее смертный час, не попадется в сеть. Так уж повелось в жизни: убогий всегда смешон.
15 НАСТАВЛЕНИЕ ТРИДЦАТОЕ. Один купец потерпел убыток в тысячу золотых и сказал сыну: «Пусть это будет нашей тайной, не следует рассказывать о том людям», «Будь по- твоему, отец, но почему мы должны скрывать это?» спросил сын. «Я не хочу, чтобы у нас было два горя: первое горе то, что мы обеднели на тысячу золотых, второе злорадство соседей», ответил купец. О сын мой, злорадство недостойно человека. Никогда не радуйся, если придется услышать о разорении и горе другого.
17 НАСТАВЛЕНИЕ ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ. Жил один умный и добрый юноша. Но сколько ему не случалось быть среди ученых и мудрых, он всегда скромно помалкивал. «О сын мой, почему ты никогда не расскажешь того, что знаешь?» спросил его отец. Юноша ответил: «Боюсь, что люди, приняв меня за ученого, спросят о том, чего я не знаю, и мне будет стыдно». О сын мой, мудрость этой притчи в том, что никогда не следует заводить разговор, если не уверен, что знаешь о предмете все.
19 НАСТАВЛЕНИЕ ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЕ. Один падишах отдал сына наставнику. Тот с большим усердием принялся за обучение сына падишаха, строго взыскивал с мальчика за все дурное и даже бил иногда. Мальчик не выдержал притеснений учителя и прибежал к отцу с жалобами, показал ему свое тело. Отца огорчило это, и он приказал позвать наставника. «Почему ты так жесток и безжалостен с нашим сыном, о учитель, тогда как с детьми черни обходишься гораздо мягче?» «О падишах, дурные дела черни не опасны, никто не последует ее примеру, но сын падишаха должен знать, что такое зло.
20 И когда он станет падишахом, пусть остерегается жестокости и несправедливости. Исходя от падишаха или сына падишаха, они становятся особенно опасны. Весть о злых делах владык летит из одной страны в другую и плодит последователей». Вот почему при обучении и воспитании с потомков людей богатых и знатных следует взыскивать строже, чем с детей простолюдинов, то есть не давать им воли, не позволять лишнего и не баловать вниманием лишь по тому, что они из богатых и знатных семей.
22 НАСТАВЛЕНИЕ ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЕ. О сын мой, когда придется тебе воспитывать детей, будь особенно старателен, пока они малы. Знания, полученные в детстве, подобны орнаменту, выбитому на камне. Прут легче гнется, покуда тонок. В нежном возрасте следует внушать понятия о многих науках и давать кое- какие знания даже по математике. В другой раз мы поговорим об этом подробнее.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.