Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmatem.uspu.ru
1 Стратегия построения курсов обучения математике: принципы обучения математике ТМОМ Общепедагогические основы обучения математике
2 План 1.Принципы обучения - как фундамент построения образовательного процесса. 2.Различные подходы к построению системы принципов обучения. 3.Специфика некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы.
3 Стратегия – искусство планирования руководства чем-либо, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. Стратегия – общие, основные установки, важные для подготовки и осуществления чего-либо.
4 Обучение математике – управление процессом формирования и накопления соответствующих когнитивных (умственных) структур учащихся. Основные руководящие идеи, нормативные требования к содержанию, организации и методам обучения сформулированы в принципах обучения
5 Принципы в педагогике и дидактике Принципы обучения – система основных дидактических требований к процессу обучения, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное развитие учебного процесса и достижение заявленных целей образования. Принципы обучения отражают общественные потребности и меняются в соответствии с изменениями в обществе: с повышением требований к уровню подготовки специалистов; с повышением требований к доминирующим качествам мыслительной деятельности человека; с появлением нового менталитета и т.п.
6 Принципы обучения – фундамент построения любого образовательного процесса, в том числе и обучения математике.
7 Примеры систем принципов обучения Ю.К. Бабанский 1.Научность 2.Связь с жизнью 3.Систематичность и последовательность 4.Доступность 5.Сознательность и активность 6.Наглядность Т.А. Ильин 1.Наглядность 2.Сознательность и активность 3.Доступность 4.Научность 5.Учет возрастных и индивидуальных особенностей 6.Систематичности и последовательности 7.Прочности 8.Связи с жизнью И.П. Подласый 1.Сознательность и активность 2.Наглядность 3.Системность и последовательность 4.Прочность 5.Научность 6.Доступность 7.Связь теории с практикой В.А. Оганесян 1.Развивающего и воспитывающего обучения 2.Научности и доступности 3.Систематичности и последовательности 4.Связи обучения с жизнью
8 Иерархические системы принципов, отражающие целевые требования к построению современного обучения математике И.Д. Пехлецкий 1. Выделения главного 2. Учета возрастных и индивидуальных особенностей 3. Сознательности и активности 4. Самостоятельности 5. Доступности 6. Наглядности 7. Систематичности и последовательности 8. Научности 9. Практичности Л.А. Леонтьев 1. Деятельности 2. Целостности представлений о мире 3. Непрерывности (преемственности) 4. Минимакса 5. Психологической комфортности 6. Вариативности 7. Творчества
9 Характеристика отдельных принципов Принцип выделения главного трактуется как принцип целепологания на педагогическом, дидактическом, методическом уровне. Этот принцип позволяет осуществлять педагогически значимую технологию обучения и выделять эффективный предметный материал для достижения поставленной цели обучения и развития школьников.
10 Характеристика отдельных принципов Принцип деятельности раскрывает механизм реализации цели и задач развивающего обучения и подразумевает включение каждого школьника в учебно-познавательную деятельность, тесно связан с принципом сознательности, самостоятельности и активности обучения. Принцип целостного представления о мире – означает, что у учащихся должно быть сформировано обобщённое представление о мире (о природе, об обществе, о самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук), школьное знание должно отражать язык науки и не должно ей противоречить, т.е. есть связь с принципами научности, наглядности.
11 Характеристика отдельных принципов Принцип преемственности обучения – предполагает связь между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики, т.е. имеется связь с принципами систематичности и последовательности. Принцип минимакса – заключается в том, что школа обязана предложить ученику содержание образования по максимуму, а ученик обязан усвоить его на минимальном уровне, т.е. есть прямая связь с принципом доступности и принципом учета возрастных и индивидуальных возможностей.
12 Характеристика отдельных принципов Принцип психологической комфортности – предполагает учёт особенностей законов развития психики, ориентирует на создание благоприятных условий развития психической сферы ребёнка, т.е. связан с принципами доступности и учёта возрастных и индивидуальных особенностей. Принцип вариативности – предполагает: ориентацию на развитие вариативности и комбинаторного мышления, понимание иного аспектного видения объекта и явлений, формирование умения осуществлять системный перебор вариантов и находить оптимальный вариант, т.е. связан с принципами сознательности, последовательности, активности.
13 Характеристика отдельных принципов Принцип творчества – предполагает максимальную ориентацию на творческое начало учебной деятельности школьника, на приобретение им собственного опыта творческой деятельности в школьные годы В традиционно-классической системе принципов нет аналога данному принципу.
14 Общие особенности построения современных систем принципов акценты значимости расставляются в соответствии с конкретной исторической, культурной или социальной заявкой; в конкретных условиях иерархия принципов определяется общей идеологией построения образовательного процесса с учетом особенностей личности учителя и обучаемых; новые системы принципов могут строиться на основе комбинирования принципов разных систем или изменением их иерархии.
15 Специфические принципы построения курсов математики генерализации знаний (выделение стержней курса); внутрипредметных связи; построения программы по спирали; единства непрерывности и дискретности обучения; обучения на социокультурном опыте; гуманитарной направленности; деятельностного подхода.
16 Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Принцип генерализации знаний Начинать построение курса математики надо с истоков, с выделения основных структур и понятий, организовывать математическое обучение в порядке развёртывания структур и понятий. Формировать не только отдельные знания и качества мышления, но и всю их структуру. Раскрывать внутренние связи и отношения фундаментальных понятий. На конкретных фактах и явлениях показывать проявление этих понятий. Располагать материал необходимо так, чтобы всё последующее вытекало из предыдущего, было развитием прежнего знания.
17 Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Генерализация знаний связана с прочностью знаний учащихся об основных изучаемых структурах; позволяет обеспечить лучшее понимание учащимися учебного материала; позволяет на основных понятиях, как на стержнях, строить «скелет» математических знаний. В современных курсах школьной математики в качестве идейного стержня часто выступает понятие математической модели реального процесса
18 Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Принцип внутрипредметных связей (выдвинут В.А. Далингером) предполагает необходимость выделения в современном курсе математики ведущих, общих понятий. ведущие понятия должны удовлетворять следующим критериям: а) формировать у учащихся научное мировоззрение; б) значительно чаще других понятий служить средством изучения различных вопросов математики; в) активно работать на протяжении большого промежутка времени; г) должны иметь прикладную, гуманитарную направленность; д) должны способствовать реализации внутрипредметных и межпредметных связей.
19 Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Принцип построения программы по спирали Предполагает нелинейное расположение материала. Линейное расположение материала присутствует на небольших промежутках учебного времени ( от 2-х, 3-х месяцев до 2-х, 3-х лет). Целостность изучения объекта обеспечивается через интеграцию теоретического материала и практических умений в содержательно-методические линии. Данный принцип является реализацией разумного сочетания научности и доступности обучения.
20 Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Научная строгость предполагает непротиворечивость и логическую последовательность изложения основ математики, использование общепринятых трактовок математических фактов, понятий, идей, апробированных практикой и позволяющих обобщать значительную группу фактов и явлений действительности, не предполагает строгого, дедуктивного изложения курса школьной математики, а предполагает лишь демонстрацию дедуктивного характера математических знаний.
21 Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Принцип единства непрерывности и дискретности Разделяется на две взаимосвязанных части: 1)преемственность обучения, отражающую непрерывность обучения; 2)многоступенчатость обучения, отражающую дискретность, этапность обучения.
22 Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Преемственность характеризуется опорой на изученное, то есть с опорой на ЗУНы, которые получены на предыдущих ступенях обучения, с теми которые будут приобретены в будущем. Принцип преемственности требует выполнения следующих условий: Обеспечение неразрывной связи между отдельными сторонами, этапами и ступенями обучения, и внутри них; Расширение и углубление знаний, приобретенных на определенных этапах; Преобразование отдельных представлений в стройную систему знаний, умений и навыков; Поступательно-восходящий характер учебного процесса при обязательном учете качественного изменения учащихся.
23 Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Формы реализации преемственности Понятия, которые рассматривались раньше, должны сохраняться, но их содержание расширяется, уточняется, обобщается; Новые теоремы и целые теории либо строятся в рамках старых знаний, либо новые теории и идеи появляются, как обобщение ранее известных фактов; Сохраняются методы при изменении содержания; Сохраняется единой символики; Осуществляется перенос знаний из одной области математики в другую; Используются аналогии из ранее изученных теорий.
24 Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Обучение на социокультурном опыте Наличие практической направленности обучения и связи обучения с жизнью, которое не следует воспринимать упрощенно, то есть как насыщение занятия большим количеством примеров. Формирование понимания важности математических методов, логичности, строгости и того, что математика изучает не само явление, а его математическую модель.
25 Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Принцип гуманитарной направленности Выделяются следующие составляющие гуманитарного потенциала математики: несмотря на то, что математика имеет широкое применение в естествознание, она не относится к естественным наукам; математика изучает не только развитие природы, но и законы развития общества, и законы мышления; математика относится больше к гуманитарным наукам, так как является языком описания действительности; в интеллектуальном развитии личности роль математики очень велика, так как ни один из школьных предметов не может конкурировать с ней в развитии мышления.
26 Сущность некоторых принципов обучения математике с позиции современной образовательной парадигмы Принцип деятельностного подхода Необходимость целенаправленной активной деятельности не только учителя, но и учащегося; формирование необходимых качеств личности для осуществления полноценной деятельности, поэтому деятельности необходимо учить; приоритет отдаётся формированию не узких видов математической деятельности, а формированию умений, навыков, интеллекта. Математическое содержание – это средство, с помощью которого достигаются эти задачи.
27 Задание к лекции «Модели построения образования и технологии обучения математике» Уточните сущность технократической и гуманистической парадигм через описание основных компонентов педагогической системы в каждой из них Параметры сравненияТехнократическая парадигмаГуманистическая парадигма Цель образования Содержание образования Характер организации учебно- познавательного процесса Деятельность учителя Деятельность учащихся Характер взаимодействия учителя и учащихся Механизмы управления учебной деятельностью Ожидаемые результаты
28 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.