Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемHRRCenter.ru
1 Реформирование законодательства о некоммерческих организациях: обзор важнейших изменений 2010 года Елена Антоновна Абросимова, к.ю.н., доцент юридического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, Москва
2 Этапы реформирования законодательства об НКО «Мы уже не первый год совершенствуем законодательство о благотворительной деятельности, однако проблемы в этой сфере остаются» Первый этап (апрель – июнь 2009 года) - поправки в ФЗ о НКО о государственном контроле за НКО – в части регистрации, отчетности, проверок, приостановления деятельности и ликвидации Второй этап (июнь – декабрь 2009 года) - поправки, касающиеся экономической деятельности НКО, принятие Концепции развития благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации в годах Третий этап ( годы) – правовое регулирование экономической деятельности НКО в сфере налогообложения, систематизация законодательства об НКО и устранению противоречий в нем
3 Третий этап годы Систематизация законодательства об НКО в 2010 году включала: Проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» Совершенствование регулирования (и саморегулирования) деятельности НКО Развитие механизмов общественного участия в решении социальных задач Развитие экономических механизмов поддержки деятельности НКО, благотворительности и добровольчества Разработка методических и правоприменительных документов в части регулирования деятельности НКО и реализации мер по развитию институтов гражданского общества
4 Какие группы работали по совершенствованию законодательства Экспертная группа Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ (включая подгруппу по прозрачности и отчетности, подгруппу по общественному контролю ит.п.) Рабочая группа Общественной палаты РФ по развитию благотворительности Клуб юристов НКО Участники деловых завтраков Филиала Международного центра некоммерческого права в РФ и НП «Юристы за гражданское общество» Клуб бухгалтеров НКО Участники конференций Ресурсного правозащитного центра
5 С какими законами работали 1. «О некоммерческих организациях», 2. «Об общественных объединениях» 3. Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации 4. «Об арбитражных судах в российской Федерации» 5. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» 6. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» 7. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 8. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 9. «Об охране окружающей среды» 10. «Об экологической экспертизе» 11. Градостроительный кодекс Российской Федерации 12. Земельный кодекс Российской Федерации 13. «О рекламе» 14. Законодательство о платежных системах 15. Гражданский кодекс РФ 16. ФЗ«Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» 17. Гражданско-процессуальный кодекс РФ
6 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» Принят ГосДумой года, одобрен СовФедом года. НКО, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных ФЗ "О некоммерческих организациях" (за исключением госкорпораций, государственных компаний, политических партий), и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ. Новая ред.ст.31 ФЗ - органы государственной власти и органы местного самоуправления в приоритетном порядке оказывают экономическую поддержку в различных формах (финансовую, имущественную, информационную, консультационную, предоставлять льготы по уплате налогов и сборов, размещать у них государственные и муниципальные заказы) Порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки.
7 Регулирование (и саморегулирование) деятельности НКО 1. унификация законодательства об НКО и упорядочение организационно-правовых форм НКО : 2. закрепление в законодательстве стимулов для повышения информационной открытости и качества публичной отчетности НКО 3. регулирование отношений по управлению НКО и других внутренних отношений в НКО 4. законодательное регулирование деятельности фондов 5. совершенствование норм и процедур, регулирующих создание, регистрацию, приостановление деятельности, ликвидацию, обязательную отчетность и проверки НКО 6. отнесения споров, вытекающих из деятельности НКО и имеющих экономический характер, включая споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией НКО, к подведомственности арбитражных судов 7. устранение противоречий, возникших в связи с созданием реестра международных и иностранных НКО, действующих в РФ, и неприменимости к ним процедуры аккредитации 8. разработка прозрачных критериев и механизмов включения в перечень иностранных и международных НКО, предоставленные которыми гранты освобождаются от налогообложения
8 Унификация законодательства об НКО (организационно-правовых форм НКО) Внесение изменений в Гражданский кодекс РФ + Поправки в ФЗ об НКО 1. Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства - Концепция развития гражданского законодательства в рамках реализации Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г «О совершенствовании Гражданского кодекса РФ». 2. Изменения в ГК, подготовленные на основе Концепции, опубликованы для обсуждения на сайте ВАС РФ centr/news/31505.htmlhttp:// centr/news/31505.html
9 Организационно-правовые формы НКО) Новая классификация юридических лиц - корпоративные и унитарные Сокращение перечня организационно-правовых форм НКО, их типологизация Останутся 6 форм НКО 1. Корпоративные – потребительские кооперативы, общественный объединения, ассоциации (союзы) 2. Унитарные – фонды, учреждения, религиозные организации В ассоциацию(союз) могут входит граждане, а не только юр.лица Религиозные организации поименованы как унитарные Отказ от АНО и НП Проект закона о фондах
10 Совершенствование законодательства об НКО Совершенствование правил создания, регистрации, приостановление деятельности, ликвидацию, обязательную отчетность и проверки НКО, для устранения неопределенностей, ограничений, избыточных и дублирующих полномочий контрольных органов, а также расширение возможностей деятельности региональных общественных объединений за пределами территории субъектов РФ в которых они зарегистрированы без дополнительной регистрации подразделения в этом регионе. Повышения информационной открытости и качества публичной отчетности НКО Повышения качества управления НКО, обеспечение подотчетности менеджмента НКО учредителям, обеспечение ответственности менеджмента за причиненные НКО убытки, урегулирования ситуации конфликта интересов в НКО Отнесение к ведению арбитражных судов споров, связанных с управлением НКО,имущественных споров между учредителями, членами НКО, распространение на них правил корпоративных споров Наделения общественных объединений и профессиональны союзов правом обращения в суд в защиту прав граждан
11 Развитие механизмов общественного контроля изменений в ФЗ«Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» разработка законопроекта, направленных на развитие механизмов общественного контроля в интернатах, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка наделение общественных объединений правом обращения в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (изменения в ФЗ «Об общественных объединениях» и в ГПК РФ) механизм назначения представителей общественности в квалификационные коллегии судей (изменения в ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»)
12 ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» Внесение изменений в, направленных на обеспечение учета правоприменительной практики с целью повышения результативности общественного контроля Разработка законопроекта, направленного на развитие механизмов общественного контроля в интернатах, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка. Из Послания Президента: «Серьёзной проблемой остаются так называемые коррекционные детские дома. Поэтому за тем, что здесь происходит, должны наблюдать не только государственные службы, но и гражданское общество. При каждом доме ребёнка, в детских домах и коррекционных учреждениях необходимо создать попечительские советы, которые будут работать максимально открыто»
13 Развитие механизмов общественного участия в решении социальных задач Привлечение НКО к работам в сфере обеспечения информационной открытости государственных органов и органов местного самоуправления Развитие механизмов общественно- государственных консультаций и общественной экспертизы – обсуждение проекта ФЗ«Об общественной экспертизе нормативных правовых актов и проектов правовых актов» порядок (процедура) проведения публичных слушаний, обязательность которых установлена законодательством на региональном и местном уровнях
14 Механизмы общественных слушаний Набор требований к процессу проведения и процедурам опубликования материалов публичных слушаний, обязательность которых установлена действующими ФЗ: «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ: 1. о минимальном сроке объявления о времени и месте проведения слушаний; 2. об обеспечении открытого доступа ко всем материалам, направленным заинтересованными лицами к слушаниям; 3. о составе материалов, подготавливаемых организаторами слушаний к их проведению; 4. о предоставлении права ведения аудио и видео записи слушаний.
15 Развитие экономических механизмов поддержки деятельности НКО, благотворительности и добровольчества Совершенствование законодательства о социальной рекламе, в части разрешения упоминания в социальной рекламе социально-ориентированных НКО и физических лиц, а также ограничений объема размещаемой в социальной рекламе информации об организациях-спонсорах (подготовлен МЭР). Совершенствование налогового законодательства Установление порядка (процедур) конкурсного предоставления бюджетных субсидий (грантов) НКО на региональном и местном уровнях Разработка модельных законов и нормативных актов регионального уровня, регламентирующих предоставление налоговых льгот НКО, участников благотворительной деятельности на региональном уровне (в части налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций), Разработка директив по поддержке практики распространения корпоративной социальной отчетности в ОАО с государственным участием, а также рекомендаций относительно их реализации в ФГУПах
16 Налоговое законодательство Введение налоговых льгот для пожертвований юридических лиц - освобождение от налогообложения пожертвований на формирование целевого капитала НКО в соответствии с Концепцией содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчеству в РФ Расширение категорий пожертвований, освобождаемых у получателя от обложения налогом на доходы физических лиц - устранить запрет на освобождение от налога многократных пожертвований, полученных лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. «Средства, получаемые на поддержку детей от благотворительных организаций, должны быть полностью исключены из налогооблагаемого дохода. Я рассчитываю, что ГосДума примет соответствующий закон в короткие сроки» Поправки в закон об НКО о добровольцах Освобождение НКО, работающих в сфере образования и здравоохранения, от обложения налогом на прибыль организаций - введение механизма «раздельного учета» доходов НКО, освобожденных от налогообложения и нет Устранение законодательных ограничений для привлечения массовых пожертвований через платежные терминалы
17 Законодательные планы на 2011 год Устранение противоречий, возникших в связи с реестром международных и иностранных НПО, действующих на территории РФ, и неприменимости к ним процедуры аккредитации Разработка прозрачных критериев и механизмов включения в перечни российских, а также иностранных и международных НПО, предоставленные которыми гранты освобождаются от налогообложения налогом на прибыль организаций и от уплаты налога на доходы физических лиц Привлечение НКО к обеспечению информационной открытости государственных органов и органов МСУ «Электронное правительство», включая: 1. участие профильных НКО в разработке и экспертизе требований к работам для государственных или муниципальных нужд; 2. участие профильных НКО в оценке результатов работ, выполненных в рамках государственных (муниципальных) контрактов в сфере обеспечения информационной открытости государственных органов и органов местного самоуправления Разработка модельного регламента деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти
18 Законодательные планы на 2011 год Механизмы бюджетного финансирования НКО Изменения в Бюджетный кодекс о конкурсном порядке предоставления бюджетных субсидий (грантов) НКО Устранение законодательных ограничений доступа негосударственных НКО к механизмам нормативного бюджетного финансирования Новая ставка обязательных страховых взносов для НКО Из Послания Президента: «Налоговые льготы и государственное финансирование исследовательской деятельности должны быть доступны всем, у кого есть идеи и кто соответствует установленным критериям»
19 Законодательные планы на 2011 год Проект закона «О системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» Проект закона «Об общественной экспертизе нормативных правовых актов и проектов правовых актов» Изменения в ФЗ об НКО, направленные на повышение качества управления НКО, включая обеспечение подотчетности менеджмента НКО учредителям, обеспечение ответственности менеджмента за причиненные НКО убытки, урегулирования ситуации конфликта интересов в НКО Изменения в АПК и ГПК в части отнесения к ведению арбитражных судов споров, связанных с управлением НКО, имущественных споров между учредителями, членами НКО и распространение на них процессуальных правил рассмотрения дел по корпоративным спорам и наделения общественных объединений и профессиональны союзов правом обращения в суд в защиту прав граждан
20 Послание Президента к Федеральному Собранию Приоритетные темы, влияющие на совершенствование законодательства: «Государственная политика в области детства, которая отвечает интересам национального развития» Предупреждение домашнего насилия Новая государственная программа «Доступная среда» для инвалидов Законодательство об образовании Борьба с курением и алкоголем – законопроект в ГосДуме Экология (частно-государственное партнерство и экологические нормативы) Прозрачность, простота и четкость в отношения между государственными органами, судами и гражданами. «Оптимизируем систему оказания государственных и муниципальных услуг» Повышение доверия к судам Электронное правительство Реформа МВД - законопроекты «О полиции» и «О Следственном комитете» Борьба с коррупцией экономическими мерами Совершенствование уголовного законодательства – законопроект о применении дифференцированного подхода при назначении наказания, исключении нижних пределов санкций
21 Обращение Президента (приоритетные темы) Приоритетные темы, влияющие на совершенствование законодательства: Международное сотрудничество и профессиональные и академические обмены, обмены технологиями - Соглашение между Россией и Евросоюзом «Партнёрство для модернизации»: взаимный обмен технологиями, гармонизация технических норм и регламентов, вступление России в ВТО. Совершенствование демократии и политической системы: МСУ – «политическая конкуренция на низовом уровне - укреплению доверия к партийной системе»
22 Обращение Президента к Федеральному Собранию Поручения Федеральному собранию и государственным органам: Основной упор в 2011 году будет сделан на подключение к работе государства НКО, что приведет к снижению нагрузки на госорганы при выполнении государственных функций. «Модернизируя систему государственных услуг, считаю, что мы должны активнее подключать к их оказанию некоммерческие организации. Они зачастую лучше знают ситуацию на местах, чем даже органы власти, имеют уникальный опыт и помогают людям, которые попали в трудную ситуацию. Я полагаю, что участие некоммерческих организаций может сделать социальные услуги более предметными и адресными, и что крайне важно, снизит уровень коррупции в госаппарате.» «Федеральным ведомствам нужно разработать четкую и прозрачную систему отбора НКО для выполнения таких функций. Выбирать нужно зарекомендовавшие себя организации, которые пользуются настоящим доверием у населения, работают не первый год, или созданы на базе организаций, которые до того имели соответствующий опыт. Я поручаю Правительству доработать нормативно-правовую базу участия некоммерческих организаций в системе оказания государственных социальных услуг. При этом расширить использование конкурсных механизмов их финансирования»
23 Обращение Президента к Федеральному Собранию Поручения Федеральному собранию и государственным органам: Разработка Правительственной Программы «Участие НКО в оказании государственных услуг и внедрение конкурсных механизмов» Поручение Правительству представить предложения по введению ответственности должностных лиц за нарушение сроков оказания государственных услуг, за несоблюдение процедур, предусмотренных соответствующими административными регламентами до 30 декабря 2010 года Изменения к ФЗ о государственных закупках Совершенствование демократии и политической системы: Подготовка предложений по организации общественных слушаний (Администрация Президента РФ)
24 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.