Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемportal.tpu.ru
1 Этика речевой коммуникации Лекция
2 Этика vs этикет Этика – это философское учение, которое объясняет нормы поведения, мораль человека или группы людей. Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. Речевой этикет – это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе.
3 Этикетные нормы Вежливость Внимательность Тактичность Доброжелательность Выдержанность
4 Деловое общение – это … … сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом.
5 Функции делового этикета Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.
6 Деловой этикет включает в себя … нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные); установления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).
7 Принципы делового этикета 1. Делайте все вовремя 2. Не болтайте лишнего 3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы 4. Думайте о других, а не только о себе 5. Одевайтесь как положено 6. Говорите и пишите хорошим языком
8 Этикетные формы общения Под этикетным общением следует понимать взаимную самопрезентацию партнеров в рамках этикетных слов и выражений. Извинения Просьбы Согласие / несогласие Приветствия Прощания Отказ Соболезнование и др.
9 Приветствия Принято: мужчину представлять женщине, младшего по возрасту - старшему, сотрудника – начальнику, вновь пришедшего – всем присутствующим. Если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он только делает легкий поклон. Первыми приветствуют мужчина – женщину, младший – старшего, младший по должности – старшего, член делегации – ее руководителя.
10 Телефонный разговор с клиентом «К сожалению, госпожа Джонс еще обедает» «Я не знаю, где он. Может быть, вы оставите свой телефон, и я передам, чтобы он позвонил вам». «Она, наверное, пьет кофе. Я скажу ей, чтобы она перезвонила вам». «У нее большие проблемы с одним клиентом. Может, ей что- нибудь передать?» «Он пошел к врачу». «Она рано ушла домой». «К сожалению, господин Смит еще не пришел». «Монтер, вероятно, будет у вас в пятницу». «Наверное, ваш счет уже исправили».
11 Требования этики Избегать жаргонных и оскорбительных выражений Умейте слушать других и показывать, что вам это интересно Говорите и пишите правильно Правильно произносите имена собственные Все служебные тайны храните при себе Будьте осторожны с информацией, которую могут услышать сослуживцы или посетители во время встречи или телефонных переговоров
12 Этика письменной речи Формы общения (Уважаемый …, Дорогие коллеги, Уважаемый Петр Сергеевич) Категории одушевленности (Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выписываются в архив, а затем уничтожаются) Выбор залога (Мои указания не выполняются, Вы не выполнили мои указания)
13 Особенности обращения У нас, наверное, в одной-единственной стране мира нет обращения людей друг к другу. Мы не знаем, как обратиться к человеку! Мужчина, женщина, девушка, бабуся, товарищ, гражданин – тьфу! А может, лицо женского пола, лицо мужского пола! А легче – эй! Мы – никто! Ни для государства, ни для друг друга! Из статьи «Лишние люди», газета «Комсомольская правда».
14 Особенности обращения Обращение выполняет ряд функций: 1. Привлекает внимание собеседника 2. Указывает на соответствующий признак (имена людей, степень родства, должность, профессию, возраст и пол) 3. Выражает эмоции и оценку говорящего
15 Особенности обращения Социальное расслоение общества, неравенство, существовавшее в России несколько веков, нашло отражение в системе официальных обращений. Существовала «Табель о рангах», изданная в 1717 – 1721 гг., в которой все чины были подразделены на 14 классов.
16 Посвящение М.В.Ломоносова Пресветлейшему государю, великому князю Павлу Петровичу, герцогу голстейн- шлезвигскому, сторманскому и дитмарскому, графу олденбургскому и долмангорскому и прочая, милостивейшему государю Вашего императорского величества всенижайший раб Михайло Ломоносов
17 Особенности обращения До 20 века в России выделялись следующие сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Обращения господин, госпожа по отношению к людям привилегированных сословий; сударь, сударыня – для средних сословий; барин, барыня – для тех и других, и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия.
18 Особенности обращения После Октябрьской революции особым декретом упраздняются все старые чины и звания. Только дипломатический язык сохраняет формулы международной вежливости Начиная с гг. получают распространение обращения гражданин и товарищ.
19 Особенности обращения Слово гражданин зафиксировано в памятниках XI в. Оно пришло из старославянского языка и служило фонетическим вариантом слова горожанин. И то и другое означало «житель города». В XVIII в. Это слово приобретает значение «полноправный член общества, государства». В е гг. появился обычай употреблять обращение гражданин к арестованным, заключенным и к сотрудникам органов правопорядка.
20 Особенности обращения Слово товарищ зафиксировано в памятниках XV в. Оно пришло из тюркского языка, в котором слово tavar означало «имущество, скот, товар». В первоначальном значении «компаньон в торговле». Затем значение расширяется до «друг». С ростом революционного движения в России слово товарищ приобретает значение «единомышленник, борющийся за интересы народа».
21 Особенности обращения Как обращаются люди к продавщице 45 лет в большом продуктовом магазине? Девушка – 25 человек Бабушка, бабуля – 7 человек Дорогуша – 3 человека Женщина – 10 человек Мать – 6 человек Сестричка – 1 человек Тетенька – 7 человек Уважаемая – 1 человек Продавщица – 3 человека
22 Официальность высказывания Нейтрально Здравствуйте, Лидия Ивановна! Добрый день Всего хорошего До скорой встречи Дорогие друзья! Извините меня Будьте добры Можно... Разрешите, пожалуйста Большое вам Спасибо С праздником Официально Здравствуйте, коллеги! Рад Вас приветствовать Позвольте попрощаться Разрешите удалиться Уважаемые коллеги! Приношу вам свои извинения Не откажите в любезности Не будьте ли вы так любезны Не согласились бы вы... Разрешите поблагодарить вас Примите мои поздравления
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.