Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmai.ru
1 1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТАНДАРТАМИ СЕМИНАР 8 Москва, МАИ, 10 февраля 2011
2 2 Общие требования к формированию учебных планов Трудоемкость основной образовательной программы: Бакалавриат зачетных единиц, магистратура – 120, специалитет – 300 (в случае 5-летнего стандарта) или 330 (в случае 5,5 летнего). Срок освоения: бакалавриат - 4 года, магистратура – 2, специалитет – не менее 5 или 5,5 лет. Аудиторная нагрузка в неделю (бакалавры и специалисты): из стандарта; Суммарная нагрузка в неделю (включая АЗ, СРС, аттестацию и факультативы): 54 часа; Зачетная единица: Аудиторные занятия: 36 академических часов (по 45 минут); Одна неделя итоговой аттестации: 1.5 зачетных единицы; Одна неделя практики: 1.5 зачетных единицы; Один семестровый экзамен: 0.75 зачетных единиц; Трудоемкость дисциплины: целое число зачетных единиц больше 2; Промежуточная и итоговая аттестация по дисциплине входят в общую трудоемкость дисциплины, выраженную в зачетных единицах; Структура ООП: - Распределение общей трудоемкости по циклам. - Разделение трудоемкости внутри циклов на базовую и вариативную части. - Наличие обязательных дисциплин: «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура». - Названия дисциплин в соответствии с рекомендациями по циклам. 2
3 3 Проектирование учебного плана: общие рекомендации 1.Определение перечня дисциплин базовой части циклов на основе: - анализа компетенций; - знаний, умений, навыков, отраженных в стандарте; - рекомендаций УМО; - дисциплин стандарта ГОС ВПО 2 по специальности переходника; - экспертных оценок - дисциплин Примерной ООП. 2.Формирование последовательности изучения дисциплин базовой части на основе: - логики формирования компетенций; - дидактической зависимости дисциплин; - рекомендаций УМО; - экспертных оценок. 3.Предварительное определение объема дисциплин в зачетных единицах на основе: - рекомендаций НМС и УМО; - количества обеспечиваемых компетенций; - объема цикла стандарта для конкретной дисциплины; - экспертных оценок. 3
4 4 Проектирование учебного плана: первый этап – планирование в зачетных единицах 1.Размещение в семестрах (резервирование зачетных единиц) в соответствии с выбранным учебным графиком итоговой гос. аттестации и практик 2.Планирование занятий по физической культуре по семестрам: Рекомендации: 6-7 семестров для бакалавров, 8 семестров для специалитета 3.Резервирование зачетных единиц под физическую культуру в соответствии со следующими вариантами: - 2 зачетные единицы в конце обучения физической культуре; - по одной зачетной единице в середине и в конце обучения физической культуре; 4.Предварительное размещение дисциплин в семестрах с указанием зачетных единиц по дисциплине в семестре. 4 Учитываемые ограничения: -Количество зачетных единиц на дисциплину целое, но в случае многосеместровой дисциплины в каждом семестре допускается кратность 0.5; -Количество зачетных единиц в год должно равняться (строго) 60 з.е., включая практики, итоговую гос. аттестацию, экзамены; -Количество зачетных единиц по дисциплине должно соотносится с количеством недель теоретического обучения в семестре (из учебного графика);
5 5 1.Для каждой дисциплины в каждом планируемом семестре задается признак наличия экзамена (1/0) 2.Для каждой дисциплины в каждом планируемом семестре задается количество часов недельной аудиторной нагрузки, кратное 0.5, таким образом часы АЗ в семестре = (количество часов недельной аудиторной нагрузки)* (количество недель теоретического обучения в семестре) 3.Для каждой дисциплины в каждом планируемом семестре автоматически рассчитывается количество часов СРС в семестре: СРС в семестр = (з.е. в семестр)*36 – 0.7*(признак экзамена) – часы АЗ в семестре 5 Учитываемые ограничения: -Максимальное недельная аудиторная нагрузка в среднем по семестрам 27 часов (как правило) – т.е. часы АЗ/ (количество недель теоретического обучения) 27; -Максимальное суммарная недельная нагрузка не должна превышать 54 часа – (часы АЗ + СРС)/ (количество нед. теоретического обучения + нед.сессии) 54; -Количество экзаменов в год не должно превышать 10; -Распределение недельной аудиторной нагрузки должно учитывать наличие курсовых и расчетных работ; -Замена экзамена на оценку по БРС или зачет увеличивает АЗ и СРС Проектирование учебного плана: второй этап – планирование часовой нагрузки
6 6 1.Несколько итераций по распределению зачетных единиц: конечная сумма зачетных единиц, включая практики и итоговую гос.аттестацию, должна быть равна 240 (для бакалавров) или 330 (для специалистов 5.5 лет); сумма зачетных единиц в каждый год обучения должна быть равна Несколько итераций по распределению часов АЗП и СРС, коррекция объема дисциплин и их состава: средняя недельная аудиторная нагрузка должна не превышать 27 часов; общая недельная нагрузка должна не превышать 54 часа; 3.Коррекция базовой части циклов ГСЭ, ЕН и ПД до ; 4.Разработка шаблона плана для направления (специальности), с последующей доработкой в вариативной части профилей (специализаций); 5.Разработка планов в Информационной системе «Основные образовательные программы»; 6 Проектирование учебного плана: итерации
7 77 Базовая часть цикла ГСЭ бакалавриата
8 88 Вариативная часть цикла ГСЭ бакалавриата
9 9 Разработчики самостоятельно выбирают вариант реализации цикла МЕН, исходя из требований ФГОС по соответствующему направлению относительно объема частей цикла МЕН и перечня реализуемых компетенций; Базовая часть цикла МЕН: обязательные дисциплины, обеспечиваемых на уровне университета с соблюдением минимального объема, видов отчетности и распределения по семестрам, указанных в Таблице 3; Для дисциплин из числа обеспечиваемых на уровне университета или факультета приводятся рекомендуемые названия и возможные объемы; Для дисциплин базовой части, имеющих множество возможных значений объемов, разработчики должны выбрать одно из рекомендуемых значений и самостоятельно определить распределение их по семестрам. В вариативную части цикла рекомендуется вводить дисциплины, расширяющие уже существующие в базовой части, но имеющие отличные от них названия. 9 Проектирование учебных планов: цикл МЕН
10 10 Базовая часть цикла МЕН бакалавриата
11 11 Базовая часть цикла ПД обязательные дисциплины, обеспечиваемых на уровне университета с соблюдением минимального объема, видов отчетности и распределения по семестрам, указанных в Таблице 3; Базовая или вариативная часть цикла ПД (в зависимости от стандарта направления и требуемых компетенций) должна содержать дисциплины, обеспечивающие вузовскую компоненту общеинженерного блока ООП (Таблица 5). Для дисциплин, имеющих множество возможных значений объемов, разработчики должны выбрать одно из рекомендуемых значений и самостоятельно определить распределение их по семестрам. В вариативную части цикла рекомендуется вводить дисциплины, расширяющие уже существующие в базовой части, но имеющие отличные от них названия. 11 Проектирование учебных планов: цикл ПД
12 12 Базовая часть цикла ПД бакалавриата
13 13 Вузовская часть цикла ПД бакалавриата
14 14 Распределение дисциплин для бакалавров
15 15 Перечень дисциплин и модулей при реализации ООП специалистов НИУ МАИ (цикл ГСЭ) Группы специальностей подготовки специалистов Группа 1:160100, , , , Группа 2: , , , Название дисциплиныОбъемОбеспечивающие кафедры Семестр(ы) преподавания для группы 1 Семестр(ы) преподавания для группы 2 Итоговая аттестация Дисциплины базовой части, обеспечиваемые на уровне университета История400212Э Философия40013,4 Э Экономика3Кафедру ИНЖЭКИНа о разработчик ООП 66Э Иностранный язык8Кафедру ИнЯза определяет разработчик ООП 1,2,3,4 З Дисциплины для включения в вариативную часть цикла ГСЭ, обеспечиваемые на уровне университета или факультета Культурология{2,3}00421З, ЗО Политология300378Э Профессиональный иностранный язык 4Кафедру ИнЯза определяет разработчик ООП 5,6 З, Э Правоведение200177З Социология{2,3}00934Э Основы менеджмента{3,4}Кафедру определяет разработчик ООП 99Э Психология и педагогика{3,4}00943Э Русский язык2Кафедра русского языка21З
16 16 Перечень дисциплин и модулей при реализации ООП специалистов НИУ МАИ (цикл ПД) *Только для модуля «Начертательная геометрия» Название дисциплиныОбъемОбеспечивающие кафедры Семестр(ы) преподавания для группы 1 Семестр(ы) преподавания для группы 2 Итоговая аттестация Дисциплины базовой части, обеспечиваемые на уровне университета или факультета Прикладная геометрия: - начертельная геометрия; - инж. и компьютер. графика; - компьютерный дизайн, и т.п. {4,5,7,10}904+выпускающиекафедр ы 1*2*ЗО Механика - сопротивление материалов - ТММ - ДМ - прикладная механика Возможный объем: {0, 2,4,6,8,10,14} Метрология, стандартизация {2,4}Кафедру определяет разработчик ООП Определяет разработчик ООП Безопасность жизнедеятельности 487Э Экономика отрасли{2,3,4}Кафедру ИНЖЭКИНа определяет факультет 88Э Введение в специальность2Кафедру определяет разработчик ООП 1(2) З УИРС8Выпускающая кафедра3-10 БРС
17 17 Перечень дисциплин и модулей при реализации ООП магистров НИУ МАИ (общенаучный цикл) Название дисциплиныОбъемОбеспечивающие кафедры Семестр(ы) преподавания для группы 1 Семестр(ы) преподавания для группы 2 Итоговая аттестация Дисциплины, обеспечиваемые на уровне университета или факультета История и методология науки и техники (по направлениям) 4Определяет разработчик ООП 12З Профессиональный иностранный язык 4Кафедру ИнЯза определяет разработчик ООП 2,3 Э
18 18 Дисциплины по выбору студентов При разработке учебных планов профильных бакалавров, магистров и специалистов в соответствии с ФГОС ВПО каждая дисциплина, отнесенная к дисциплинам по выбору студентов, должна иметь как минимум одну альтернативу, с отличающимся названием, но реализуемую в рамках одного и того же объема и вида отчетности; При разработке учебных планов бакалавров без профиля выпускающие кафедры должны в качестве дисциплин по выбору студентов в циклах МЕН и ПД предоставить пакет дисциплин одинакового объема, определяющий специализацию выпускников по выпускающей кафедре. При этом в каждый пакет может входить разное число дисциплин, реализующих различные дополнительные, по отношению к ФГОС ВПО, результаты обучения и компетенции и имеющих различный объем и виды отчетности. По всем дисциплинам по выбору студентов должны быть в полном объеме подготовлены рабочие программы дисциплин и модулей модулей, в сроки, определенные Приказом ректора от ; Заведующие выпускающими кафедрами должны предоставить возможность студентам, обучающихся на этих кафедрах, выбрать индивидуальные траектории обучения посредством их распределения в подгруппы по изучению выбранных ими дисциплин; Заведующие обеспечивающих кафедр должны обеспечить проведение занятий по всем альтернативам ДВС в соответствии с учебными планами
19 19 Рабочие программы дисциплин: иерархия Рабочая программа дисциплины Справочник промежуточной аттестации Учебно-методическое, материально-техн., информационное обеспечение Аннотация Место дисциплины Справочник модулей Справочник курсовых работ и проектов Справочник рубежного контроля Справочник разделов Содержание Матрица соответствия Фонд оценочных средств
20 Заполняется автоматически ИАСУ на основании уч.плана 20 Рабочие программы дисциплин: шаблон Направление подготовки Квалификация (степень) выпускника (бакалавр) Профиль подготовки бакалавра Форма обучения (очная, очно-заочная и др.) Выпускающая кафедра Кафедра-разработчик рабочей программы (название) Семестр Трудоем- кость час. Лекций, час. Практич. занятий, час. Лаборат. работ, час. СРС, час. Форма промежуточного контроля (экз./зачет) Итого РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (указывается шифр и наименование дисциплины по учебному плану)
21 Заполняется выпускающей кафедрой в составе аннотации 21 Рабочие программы дисциплин: цели освоения 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО): знания: на уровне представлений: … (перечислить) на уровне воспроизведения: … (перечислить) на уровне понимания: … (перечислить) умения: теоретические… (перечислить) практические … (перечислить) навыки: … (перечислить) Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций: (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (ООП)) общекультурных ОК-… (наименование) профессиональных ПК-… (наименование) Примечание: в данном разделе указываются, как правило, не более 2-3 общекультурных и профессиональных компетенций, на формирование которых нацелена данная дисциплина.
22 Заполняется выпускающей кафедрой в составе аннотации 22 Рабочие программы дисциплин: место в структуре ООП 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина ____ относится к циклу ____ дисциплин. Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание ____ (перечислить основные), умения ____ (перечислить основные), владение ____ (перечислить основные). Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин ____ (перечислить) и служит основой для освоения дисциплин _____ (перечислить или охарактеризовать группу дисциплин). В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»: п/п Наименование компетенции Предшествующие дисциплины Последующие дисциплины (группы дисциплин) Общекультурные компетенции Профессиональные компетенции
23 23 Рабочие программы дисциплин: аннотация Учебный план ФГОС ВПО ООП профиля/программы/специализации Аннотация дисциплины Компетенции, ЗУВ Доп. компетенции, ЗУВ З.Е., Лк, ПЗ, ЛР, КП/КР, РГР. СРС Объем 3000 зн. Номер направления, название профиля/программы/специализации; Обеспечивающий факультет, кафедра Список общекультурных, профессиональных, специальных компетенций; Список ЗУВ; Формы организации учебного процесса; Трудоемкость; Текущий, рубежный, промежуточный контроль; Содержание дисциплины (характеристика предметной области) Обеспечивающая кафедра
24 Заполняется обеспечивающей кафедрой (справочник содержания дисциплины) 24 Рабочие программы дисциплин: содержание дисциплины Справочник модулей Справочник разделов Справочник дидактических единиц Справочник лекций Справочник ПЗ Справочник ЛР Модуля (Название) Раздела (Название): Дидактическая единица (название) иерархия, краткое содержание Лекции (тема лекции), объем (часы): Содержание перечень ссылок на дидактические единицы; тип лекции, используемые образовательные технологии; СРС (объем часов), форма организации … ПЗ (тема ПЗ), объем (часы): Содержание перечень ссылок на дидактические единицы; используемые образовательные технологии; СРС (объем часов), форма организации … ЛР (наименование ЛР), объем (часы): Содержание перечень ссылок на дидактические единицы; используемые образовательные технологии; СРС (объем часов), форма организации …
25 Заполняется обеспечивающей кафедрой (справочник фондов оценочных средств) 25 Рабочие программы дисциплин: фонды оценочных средств Справочник модулей Справочник разделов Справочник тестов Справочник типовых заданий Справочник курсовых работ и проектов Справочник рубежного контроля Справочник промежуточной аттестации Модуля (Название) Раздела (Название): Тестовые вопросы по разделу (список, варианты ответов) Домашние задания, типовые расчетные работы, рефераты (список, тематика, трудоемкость); Курсовые работы и проекты (тематики, названия, типовые варианты, трудоемкость); Рубежный контроль: контрольные работы, коллоквиумы, тестирование тематика, трудоемкость, перечень вопросов и задач; Промежуточный контроль: вопросы на экзамен и/или зачет, вопросы для тестирования
26 26 Цель создания системы: Реализация единых, в рамках всего университета: -банка данных ФГОС ВПО, учебных графиков, учебных и семестровых планов; -банка данных рабочих программ модулей, дисциплин, практик, УМК по дисциплинам; -банка данных студентов, групп, учебных ведомостей, приказов, шаблонов расписаний; -банка данных запросов, отчетов и аналитических справок; -АРМов кафедры, деканата, учебно-методического и учебного отделов, электронных журналов, электронной библиотеки и т.п.; -системы подготовки учебных и учебно-методических комплексов (УМК), включая электронные пособия, описания лабораторных и курсовых работ, тестов и т.п. 26 Информационно-административная система университета
27 27 Структура информационно-административной системы Архитектура системы: клиент-сервер; Платформа разработки: 1С 8.2; Клиентские приложения: Windows- приложение, Интернет-приложение Дополнительные возможности: -Расширяемость системы решениями от 1С: Кадры, Бухгалтерия; -Совместимость с Интернет- платформой Битрикс; -Поддержка производителя;
28 28 Структура информационно-административной системы
29 29 Роли пользователей: -Администратор системы; -Сотрудники отдела и УМО; -Ведущие методисты направлений и специальностей; -Методисты профилей и специализаций; -Преподаватели. Функции: -Заполнение методических справочников (направления обучения, профили, специализации, стандарты, основные образовательные программы, дисциплины, ограничения стандартов, компетенции); -Формирование учебных графиков; -Формирование шаблонов учебных планов (для стандартов); -Формирование учебных планов в рамках ООП; -Формирование матриц соответствия компетенций; -Формирование паспортов компетенций; -Формирование рабочих программ дисциплин, практик, модулей. 29 Информационная система: «Основная образовательная программа» - функции
30 30 Создание пользователей до : -Ведущие методисты направлений и специальностей (Фамилия, Имя, Отчество, пароль); -Методисты профилей и специализаций (Фамилия, Имя, Отчество, пароль); -Преподаватели (Фамилия, Имя, Отчество, пароль); Разработка проектов учебных планов: -Заполнение методических справочников (направления обучения, профили, специализации, стандарты, основные образовательные программы, дисциплины, ограничения стандартов, компетенции); -Формирование учебных графиков; -Формирование шаблонов учебных планов (для стандартов); -Формирование учебных планов в рамках ООП; -Формирование матриц соответствия компетенций; -Формирование паспортов компетенций; -Формирование рабочих программ дисциплин, практик, модулей. 30 Информационная система: «Основная образовательная программа» - использование
31 31 Информационная система: Учетные записи и ресурсы Необходимая информация от предполагаемых пользователей системы: -Фамилия, Имя, Отчество; -Контактная информация (кафедра, должность, рабочий и мобильный телефон); -Адрес электронной почты; -Предполагаемое направление или специальность подготовки студентов; -Предполагаемый профиль или специализация подготовки Ресурсы системы: -Инсталляция клиента, Руководство пользователя: (пункт «Отдел основные образовательные программы …», раздел «Информационно-административная система») - -Электронный адрес «Отдел основные образовательные программы …» -Электронный адрес УМО АРК -Контактный телефон: 8(916) (моб), 8(499) (раб) Сыпало Кирилл Иванович
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.