Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnerungri.edu.ru
1 Раздел 2. Системный подход в организации работы по развитию лексико-грамматического строя речи Лекция 2. Тема: Формирование грамматической стороны языка у детей 3-7 лет.
2 План. 1. Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи. 2. Пути формирования грамматической стороны речи у дошкольников. 3. Практическая работа.
3 Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи. 1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). 2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов - словообразования.
4 Морфология. М орфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы.
5 Существительные Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа и падежа (различаются по родам и изменяются в числе и падеже). Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив, апельсинов, карандашей).
6 Глагол Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовершенный), изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).
7 Глагол Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала; мальчик читал; солнце сияло). Изъявительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (действие, к которому кто-либо кого-либо побуждает: идти, беги, идем, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения (возможное или предполагаемое действие: играл бы, читал бы).
8 Прилагательное Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа. Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр - добрее, тихий - тише).
9 В словообразовании. Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы). Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег - снежинка, снежный, снеговик, подснежник).
10 В синтаксисе. Д етей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов - простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.
11 Пути формирования грамматической стороны речи у дошкольников. создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.
12 Создание благоприятной языковой среды Р ечь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.
13 Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях; в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.
14 Занятия по родному языку. Н а них дети усваивают те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении. В основном это самые трудные, нетипичные формы изменения слов: образование повелительного наклонения глагола (езжай, ляг, беги, ищи, рисуй), изменение существительного в родительном падеже множественного числа (сапог, этажей, медведей), употребление разноспрягаемого глагола хотеть
15 Этапы усвоения грамматических средств и способов языка. 1. Вначале перед детьми ставится задача понимать смысл сказанного (ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много). 2. Далее - использовать то или другое грамматическое средство в своей речи, говорить так, как говорят другие, заимствовать грамматическую форму из речи окружающих. 3. Более сложная задача - самостоятельно образовывать формы нового слова по аналогии со знакомым (жеребята, медвежата по аналогии со словоформой котята). 4. Более трудная задача - оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи, определять, можно или нельзя так сказать.
16 Специальные занятия о сновное содержание которых - формирование грамматически правильной речи. Целесообразно предусматривать на таких занятиях работу по всем направлениям: по обучению трудным грамматическим формам, по словообразованию, по построению предложений.
17 Часть занятия по развитию речи. 1)Грамматические упражнения проводятся на материале занятия. 2) Грамматическое упражнение может быть частью занятия, но не с вязанной с его программным содержанием, например, упражнение на согласование существительного и прилагательного в роде и числе, словообразовательные.
18 На занятиях по другим разделам программы. В процессе развития элементарных математических представлений дети упражняются в правильном сочетании числительных и существительных: пять карандашей, шесть утят, три ежа, пять ежей; - определяя величину предмета, образуют сравнительную степень прилагательного: длиннее, короче, выше, ниже; - сравнивая рядом стоящие числа, учатся изменять числительные: шесть больше пяти, пять меньше шести.
19 На занятиях по другим разделам программы. При ознакомлении с природой дети упражняются: - в употреблении сравнительной и превосходной степени прилагательного: осенью дни короче, ночи длиннее; зимой - самые короткие дни, самые длинные ночи; - в употреблении глаголов: весной - день удлиняется, ночь укорачивается; осенью - листья опадают, трава вянет; весной - набухают почки, распускаются листья, зацветают цветы.
20 М атериал для упражнений подбирается так, чтобы были представлены не только слова одной грамматической формы или одной грамматической категории, но и близкие им, уже известные детям. Так, для отработки навыков употребления формы среднего рода берутся не только слова платье, пальто, но и существительные женского и мужского рода: юбка, сарафан. Дети могут сравнивать эти формы, выделить существительные среднего рода и почувствовать их отличие. Д ля прочного усвоения словоизменения, для выработки динамического стереотипа на различные грамматические конструкции необходимо многократное повторение трудных форм. Продуктивнее всего повторять одно и то же программное содержание, используя разные приемы: в новой игре, в дидактическом упражнении и др.
21 Методы формирования грамматически правильной речи. дидактические игры; игры-драматизации; словесные упражнения; рассматривание картин; пересказ коротких рассказов и сказок.
22 Методические приемы образец; объяснение; указание; сравнение; повторение.
23 О бразец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их: е хать - приезжай, махать - маши, искать - ищи; с нять (что?) - пальто, но раздеть (кого?) - куклу; н адеть (что?) - шапку, но одеть (кого?) - мальчика.
24 О бъяснение, как следует употреблять трудные формы. Н апример: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.
25 С равнение двух форм (чулок - носков; карандашей - апельсинов - груш; столов - окон). Д ля прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.
26 Приемы: создание проблемной ситуации; показ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно.
27 Приемы В словообразовании, например, используется прием раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара».
28 Приемы В синтаксисе применяются подбор однородных определений, дополнение предложений и другие приемы.
29 Практика речевого общения П овседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи. Р азговаривая с воспитанниками за завтраком, во время дежурства, в уголке природы, на прогулке, педагог поощряет и побуждает общение детей друг с другом, сам вызывает их на разговор.
30 Практическая работа. Анализ программ по разделу речевое развитие детей (словарь, грамматика): Программа воспитания и обучения в детском саду/под ред. М.А. Васильевой; ОП «Школа 2100»/ под ред. А.А.Леонтьева.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.