Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемrspu.edu.ru
1 «Содержание ОБЖ как средство формирования навыков безопасного участия в дорожном движении учащихся 5–9 классов общеобразовательных учреждений»
2 Подходы к формированию содержания образования Знаниево-ориентированный Личностно-ориентированный
3 Личностно-ориентированный подход Cодержание образования - педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. И.Я.Лернер и М.Н. Скаткин
4 Личностно-ориентированный подход Содержание образования - это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием которого является особым образом организованная деятельность. В этой связи оно выступает как содержание триединого целостного процесса образования личности через усвоение опыта, воспитания и развития. В.С.Леднев
5 Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности. Эти компоненты могут быть представлены как : когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности
6 Основные компоненты содержания общего образования Когнитивный опыт личности как компонент содержания общего образования и базовой культуры включает в себя систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира, вооружает их диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности. Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт) включает в себя знания об этих способах, которые присутствуют уже в первом компоненте содержания общего образования и базовой культуры личности. Опыт творческой деятельности как компонент содержания общего образования и базовой культуры личности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности.
7 Основополагающие принципы формирования базисных учебных планов 1. Принцип общекультурной направленности и гуманизации содержания образования. 2. Принцип оптимизации и минимизации содержания 3. Принцип сбалансированности содержания образования. 4. Принцип интеграции содержания образования. 5. Принцип концентрической структуры содержания образования. 6. Принцип соответствия объема содержания образования предельно допустимой аудиторной учебной нагрузке учащихся.
8 Необходимость выделения отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» Возрастание опасностей для жизни в постиндустриальной цивилизации, рост числа ДТП Принятие Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на период годы» Ответственность системы образования за формирование компетентности обучающихся в вопросах безопасности жизнедеятельности, включая безопасность на дорогах Формирование информационной культуры (способность понимать, принимать и передавать в словах, символах, образах, жестах информацию разной модальности – дорожные знаки и разметка, жесты регулировщика), навыков коммуникативной компетенции (обмениваться идеями и сообщениями с помощью различных средств коммуникации)
9 Способы включения проблемы безопасности дорожного движения в образовательный процесс Выделение в образовательной области «ОБЖ» отдельного курса «Безопасность дорожного движения», либо специальных элективных курсов (дифференцированный подход) Функционирование цикла БДД «внутри» таких предметов, как ОБЖ, биология, физика, в сфере дополнительного образования (интегрированный подход)
10 концептуальные ориентиры в развитии ОБЖ Поэтапность формирования компетентности учащихся в области культуры безопасности Четыре уровня образования: первый – общеобразовательный – дошкольный и школьный; второй – колледжи; третий – вузы; четвертый – повышение квалификации преподавателей.
11 Проблемы выделения самостоятельного курса изучения правил безопасного поведения на дорогах - теоретическая часть данной образовательной области разрозненна, бессистемна, не имеет целеполагания (хотя и представлена во многих учебных пособиях и методических разработках) - носит в основном локальный (частичный) характер - Нет четко выраженной методики формирования у учащихся сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих - нет специалистов-педагогов, владеющих необходимыми медицинскими, психологическими и другими знаниями, которые могли бы сделать цикл преподавания БДД не формально-теоретическим, но основанным на детяльностных подходах
12 Психологические особенности подросткового возраста Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте является формирование своеобразного чувства взрослости как субъективного переживания отношения к самому себе как взрослому, переживание готовности жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и полноправного участника этой жизни. Привлекательными для подростка могут стать внешние проявления взрослости Учение обычно уже не занимает существенного места в жизни подростка Развитие ценной по содержанию социально-моральной взрослости происходит в условиях сотрудничества взрослого с подростком Через сравнение с героями кино и литературных произведений подросток познает себя, некоторые персонажи становятся для него образцами. Происходит перестройка учебной деятельности школьника: - раскрывается смысл учебы как деятельности по самообразованию; - усиливается сознательное отношение к учению; - стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным и даже отрицательным отношением к школьному учению.
13 Психологические особенности подросткового возраста Факторы, влияющие на формирование положительного отношения подростков к учению: - научная содержательность учебного материала, - связь с повседневной жизнью, - проблемный и эмоциональный характер изложения, - организация поисковой познавательной деятельности Интересы приобретают форму серьезных увлечений Начинают формироваться профессиональные интересы
14 Психологические особенности подросткового возраста Восприятие Становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений Увеличивается объем восприятия, которое становится плановым, последовательным и всесторонним Память и внимание характеризуются усилением произвольной стороны Память Увеличивается быстрота запоминания, запоминание становится логическим, осмысленным Внимание Формируется устойчивое произвольное внимание. С другой стороны импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости. Характерна избирательность внимания, увеличивается объем внимания, а также способностью к переключению внимания - Способность к абстрактному мышлению -Конкретно-образные компоненты мышления не регрессируют, не исчезают, а сохраняются. Значение конкретно-образных компонентов мышления сказывается и в том, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов -Развитие критичности мышления
15 Психологический механизм формирования безопасного поведения на дороге 1.Фиксирование внимания на дороге и вблизи ее 2."Сканирование" ситуации на дороге с целью ее объективной, всесторонней оценки по определенным параметрам: - типичная, или не типичная ситуация; - выделение основных объектов, определяющих безопасность на дороге: наличие светофора, его исправность; - при отсутствии светофора - мощность потока машин; - наличие объектов, мешающих правильно оценить ситуацию; - вероятность появления неожиданного фактора: машины "скорой помощи", машины из-за плохо просматриваемого поворота; - плохие погодные условия; -темное время суток, и т.д. 3. Включение процессов долгосрочной памяти для того, чтобы вспомнить правило в соответствии со складывающейся ситуацией. 4. Реализация этого правила через соответствующие практические действия, по строгому алгоритму через механизм внутреннего планирования и самоконтроля своих действий. 5. Выход из ситуации, переключение внимания на другие объекты, "отключение сигнала: "Внимание, дорога!"".
16 Требования к содержанию, формам и методам обучения профилактики безопасного поведения детей на дорогах 1. формирования внутренней мотивации ребенка и подростка, т.е. чтобы он выполнял правила дорожного движения не под внешним давлением, а через осознание и "прочувствование" необходимости их точного соблюдения; 2. учет специфики психологических причин попадания детей и подростков в ДТП; 3. опора на психологические основы безопасного поведения детей и подростков на дороге; 4. оказание ненавязчивого, но всестороннего воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка; 5. избегание формализма, использование нестандартных форм и методов, учитывающих специфику социального окружения современных детей: воздействие рекламы, повсеместное использование мобильных телефонов, компьютерных игр и пр.
17 Дидактические принципы отбора содержания принцип природосообразности принцип педоцентризма принцип учета актуальных для детей подросткового возраста деятельностей принцип обогащения предметно-пространственной среды принцип воздействия на эмоциональную и интеллектуальную сферы ученика культурологический принцип принцип учета межпредметных связей
18 Наиболее близко по своему содержанию к образовательной области «Безопасность дорожного движения» стоит такой учебный курс, как «Основы безопасности жизнедеятельности». Современные концепции курса ОБЖ не включают идею изучения основ безопасности дорожного движения в обязательном порядке. они нацелены на приобретение учащимися знаний и навыков о том, как действовать в той или иной типичной чрезвычайно ситуации (землетрясении, урагане, наводнении, пожаре, аварии и т.п.) типичному человеку концепцией преподавания курса ОБЖ в школе должно стать понимание учащимися общей логики безопасности, в том числе и безопасности на дорогах в цикл занятий, посвященный обучению безопасному поведению на улицах и дорогах, должны войти разделы и темы, посвященные вопросам совершенствования мыслительной деятельности, развития памяти, внимания
19 Приобщение учащихся начальной и основной школы к миру безопасности через освоение конкретных видов деятельности, через обобщение всех полученных ранее знаний в условиях старшей школы ОБЖ становится предметом, интегрирующим знания, умения и навыки, приобретенные на предшествующих этапах школьного образования На первый план при изучении данного предмета не могут быть поставлены традиционные знания, умения, навыки, а выносится задача раскрытия перед учащимися закономерностей и традиций обеспечения безопасности на дорогах Методика данного предмета основывается на законах восприятия мира и визуального образа, и направлена на развитие способности детей на практике реализовывать принципы соблюдения безопасности на улицах и дорогах Эти подходы и отражены в тексте концепции Государственного образовательного стандарта образовательной области «Безопасность дорожного движения» общего начального, общего основного и общего среднего (полного) образования.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.