Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmetodistam.ru
1 С Авторы программы: Бунеева Е.В., Козлова С.А., Чиндилова О.В. 1
2 - требование ФГОС - результаты международных исследований -жизненная необходимость -… 3 2
3 - учебный предмет - процесс освоения текста -общеучебная компетенция - … 3 3
4 4 Сквозная цель образования в начальной, основной и старшей школе – воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления. Сквозная цель образования в начальной, основной и старшей школе – воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
5 способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте культурных ценностей; готовность к самостоятельному общению с текстами разных стилей и жанров, к диалогу с автором через текст; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей; освоение через литературу представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся. 5
6 «Грамотно читать» - понимать тексты, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном (в различных ситуациях). О полном понимании текста свидетельствует: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; выявление информации; развитие интерпретации; рефлексия на содержание текста; рефлексия на форму текста. 6 Грамотность чтения - способность к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
7 Переход от обучения чтению к чтению для обучения; Четвертый класс: 9 – 10 летние школьники; Читательская компетентность; 5-летний цикл: в 35 странах; … 7
8 3-летний цикл: в странах; в 41 стране, …. 8 Переход от мира ученичества к миру профессиональному; 15-летние школьники; Компетентность читательская, математическая, естественно- научная;
9 9 Результаты стали лучше Результаты стали хуже В среднем для всех учащихся Польша, Латвия, Лихтенштейн Австрия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Мексика, Испания, Гонконг, Российская Федерация Для учащихся, показавших самые высокие результаты (25% учащихся, показавших самые высокие результаты) Республика Корея, Бразилия, Латвия, Лихтенштейн Канада, Дания, Финляндия, Ирландия, Гонконг, Российская Федерация Для учащихся, показавших самые низкие результаты (25% учащихся, показавших самые низкие результаты) Польша, Латвия, Лихтенштейн Австрия, Италия, Исландия, Япония, Мексика, Испания, Бразилия, Российская Федерация Сравнение результатов и 2003 годы
10 низких результатов становится больше, а высоких – меньше… 10 - Самостоятельные читатели - На подходе к самостоятельности - Обучаемы - Еще не начали учиться читать Россия
11 В ЧЁМ ПРИЧИНА? 11 Вопрос для обсуждения
12 в процессе обучения школьники почти не встречаются с заданиями междисциплинарного характера, с жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо для решения общественных и частных задач, с заданиями с выбором ответа, выполнение которых требует специальной подготовки; с напряжённым графиком выполнения работы. в процессе обучения школьники почти не встречаются с заданиями междисциплинарного характера, с жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо для решения общественных и частных задач, с заданиями с выбором ответа, выполнение которых требует специальной подготовки; с напряжённым графиком выполнения работы. Таким образом, процесс обучения в отечественной школе недостаточно практико- ориентирован, отгорожен от реалий окружающей жизни. 12 Причины невысоких результатов российских учащихся
13 недостаточный диалогический характер гуманитарного образования в российской школе. Российских учащихся затрудняли задания, требовавшие соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла (отсюда актуальность введения целенаправленного формирования коммуникативного компонента УУД). недостаточный диалогический характер гуманитарного образования в российской школе. Российских учащихся затрудняли задания, требовавшие соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла (отсюда актуальность введения целенаправленного формирования коммуникативного компонента УУД). 13 Причины невысоких результатов российских учащихся
14 ОТВЕТ ОС «ШКОЛА 2100» 14 ВОПРОС РИТОРИЧЕСКИЙ: ЧТО ДЕЛАТЬ?
15 КТО будет учить? Образовательная система «Школа 2100» ЗАЧЕМ учить? (цель) ЧТО изучать? (содержание)КАК учить? (технологии) Проблемный диалог (самим открывать знания) Продуктивное чтение (понимать смысл текстов) Оценивание успехов (адекватная самооценка) Союз авторов, методистов и более педагогов всех регионов России Функционально грамотная личность - решать любые жизненные задачи, оставаясь при этом достойным человеком! Развитие личности через культуру в деятельности УМК от детского сада до старшей школы авторский коллектив Премия Правительства РФ Федеральный перечень учебников реализующих ФГОС ( уч.г.): УМК «Школа 2100» признан одной из четырех СИСТЕМ УЧЕБНИКОВ предостерегаем от формального подхода: -Система учебников – это связи, а не набор! -Мало взять учебники, нужно работать в системе целей и технологий ФГОС 15
16 РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС В СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Новый результат Предметное содержание Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. Технология Искусство. Информатика. Риторика. Технология проблемного диалога Технология оценивания -Технология продуктивного чтения -Форма групповой работы Личностные результаты Проектная технология и Жизненные задачи Программа духовно- нравственного воспитания и развития 16
17 УУД (общеучебные умения) – самое главное, что остаётся после школы Регулятивные (организационные) - умения организовывать свою (в том числе учебную) деятельность Познавательные (интеллектуальные) - умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире Личностные (оценочные) - умения самостоятельно делать выбор в мире ценностей и поступков и отвечать за этот выбор Коммуникативные - умения общаться, взаимодействовать с людьми, читательские умения 17
18 7. Читателю приходится работать с точками зрения, которые не согласуются с его житейскими представлениями и здравым смыслом. 1. Объемные тексты. 2. Информация, необходимая для решения ВАШЕЙ задачи, не лежит на поверхности. 3. Элементы информации сообщаются не в нужном ВАМ порядке. 4. Часть информации сообщается не словами, а в виде графиков, рисунков, карт… 5. Информация противоречива, требует критической оценки. 6. Читатель должен сам строить гипотезы на основе специальных знаний, излагаемых в тексте. Подход к отбору текстов: 18
19 Я могу использовать содержание текста: для достижения собственных целей; для развития своих знаний и возможностей; для участия в жизни общества. 19
20 В 5 классе в начале учебного года объектом контроля должны стать в первую очередь эти умения, а не темп чтения! Анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст; Ставить к тексту вопросы разной направленности; Отвечать на вопросы к тексту, в том числе строить развернутый ответ; Самостоятельно работать со словарем текста, семантизировать незнакомое слово; Находить и истолковывать подтекстовую информацию ; Вести диалог с автором в ходе самостоятельного чтения Самостоятельно составлять разные виды планов; Пересказывать текст подробно, сжато, творчески. 20 Выпускник начальной школы в ОС «Школа 2100» должен освоить ряд читательских умений:
21 Вопрос к авторам: что такое продуктивное чтение? 21
22 Продуктивное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретацию, комментирование текста и мн. др. 22 Сначала – теория
23 Продуктивные задания - отличие развивающих учебников «Школы 2100» Репродуктивные задания Задания в учебниках «Школы 2100» Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. (История, 7 кл.) Сравните рыбу и курицу на тарелке. У кого из них мускулатура прочнее прикреплена к скелету? С чем на ваш взгляд это связано? (Биология, 7 кл.) Перечислите основные особенности мускулатуры птиц. Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Пугачева Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? (Рус.язык, 4 кл.) 23
24 Формирование типа правильной читательской деятельности (основа природосообразной технологии продуктивного чтения) Комфортно, когда процесс обучения чтению реально приближен к естественному процессу чтения Присвоение системы приемов самостоятельного освоения текста (дома читаешь так же, как в саду, школе) Проверка умений чтения в той же системе, в которой учим Перенос умений (работа с текстом на разных занятиях, уроках) 24
25 ознакомительное чтение (извлечение основной информации или выделение основного содержания текста); изучающее чтение (извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста); поисковое/просмотровое чтение (нахождение конкретной информации, конкретного факта). 25 Виды чтения в учебниках ОС «Школа 2100»
26 3) После чтения текста – рефлексивное чтение. Результат: понимание объективного (авторского) смысла, корректировка своей интерпретации 26 2) Во время чтения текста – изучающее (медленное, художественное) чтение. Результат: интерпретация текста 1) до чтения текста – ознакомительное чтение – просмотровое чтение. Результат: включение механизма антиципации
27 рефлексивное чтение (прогнозирование содержания текста до чтения и в процессе чтения); диалоговое чтение (диалог с автором через текст: постановка вопросов к автору по ходу чтения, прогнозирование ответов на вопросы автора и т.д.); комментированное чтение (усиление эмоций читателя, включение воображения, вычитывание подтекстовой информации и др.). 27 Виды чтения в ОС «Школа 2100» (на основе теории читательской деятельности)
28 Изучающее чтение текстов правил и определений Цели чтения: - глубокое понимание - запоминание - применение Алгоритм работы: 1.Определяем количество смысловых частей по количеству абзацев. 2.Задаем вопрос к каждой части. 3.Получаем "вопросный" план текста. 4.Пересказываем текст с опорой на план. 5.Представляем информацию в другой форме (рисунок, схема, опорный конспект). 28
29 Пример изучающего чтения текста определения "Русский язык", 3 класс Предложения, которые состоят только из главных членов (подлежащего и сказуемого), называются нераспространён- ными. Наступила ночь. Предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены, называются распространёнными. Наступила теплая ночь. 1) Как называются предложения, состоящие только из главных членов? 2) Как называются предложения, состоящие из главных и второстепенных членов? - нераспр. + вт.чл. - распр. 29
30 Математика. Этапы работы с текстом составной задачи. Математика. Этапы работы с текстом составной задачи. Первый класс Фронтальное жужжащее чтение Вычитывание текста с опорой на схему (ключевые слова) и заполнение схемы. Работает плохо читающий ребёнок ( один-два) Проверка заполненной схемы хорошо читающими детьми. Составление плана решения через анализ схемы. Фронтальная работа Индивидуальная или парная работа детей по решению задачи. При этом те дети, которые могут пока решать только простые задачи, выполняют только первое действие, остальные идут дальше. Запись решения на доске, объяснение полученного результата, все дописывают решение задачи до конца. Объяснение решения более слабыми учениками. Оценивание результатов. Основной методический приём на всех этапах анализа: постановка учителем вопросов и получение на них ответов учащихся. 30
31 Математика. Этапы работы с текстом задачи от второго до четвёртого класса Фронтальное чтение про себя и подчёркивание всех информационных единиц (все названные в тексте величины) Разбор текста задачи и одновременное построение оптимальной вспомогательной модели к данной задаче путём выписывания опорных слов, найденных величин и числовых данных и вопроса. (Модель задумывает педагог и подводит детей к её построению. Например, даётся пустая таблица, педагог просит её заполнить. Краткая запись и схема появляются на доске синхронно с разбором текста задачи ) Оценка этой модели с точки зрения её понятности и доступности. Работают слабые. Составление плана решения задачи, заданного детьми. Фронтальная работа Индивидуальная или парная работа детей по решению задачи. Запись, объяснение полученного результата, сравнение возможных способов решения, совместное оценивание результата. Если никто из детей не нашёл другой способ, то учитель выводит на него детей наводящими вопросами или предлагает готовое решение, спрашивает, можно ли так решить и просит объяснить, что находили каждым действием. 31
32 ГОЛОСОВАНИЕ Какую линию поведения я выбираю: 1) ничего не менять, никакие технологии не решат проблему «нечитателей»; 2) попробую разобраться с технологией и только потом сделать какой-то вывод; 3) оставить все эти проблемы учителям начальной школы и литературы, пусть сами разбираются; 4) подождать, когда методисты дадут сигнал «освоить!»; 5) буду пробовать (уже пробую), вижу в этом необходимость. 32
33 Что авторы «Школы 2100» подготовили в помощь педагогам, реализующим ФГОС? Скачать на сайте
34 Вывод: формулируем вместе Подробнее на сайте: 34
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.