Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемshgpi.edu.ru
1 ОБЩЕСТВЕННО- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Мотова Галина Николаевна, доктор педагогических наук, заместитель директора Нацаккредцентра, главный редактор журнала «Аккредитация в образовании»
2 2
3 1. Правительству Российской Федерации: внедрении в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования а) оказать содействие Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России" в разработке и внедрении в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров;… В целях повышения качества образовательных программ высшего профессионального образования в области юриспруденции, усиления контроля деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров в Российской Федерации, постановляю: 3
4 ФЗ от «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» Статья 33 п.41 Статья 33 п.41 «Образовательные учреждения, и научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительных финансовых обязательств со стороны государства. Сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации … рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации.» 4
5 Целью Программы Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ. 5
6 1.Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; 2.Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; 3.Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. 62 6
7 разрабатывающим и внедряющим механизмы (методики) внешних экспертных оценок, общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ; внедряющим модели создания условий для развития и интеграции результатов государственной и общественной оценки качества деятельности образовательных учреждений, предоставления их общественности. В рамках мероприятия по созданию условий … общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ будет оказана поддержка общественно-профессиональным организациям (объединениям): 7
8 66 8
9 является основной формой участия объединений работодателей и профессиональных сообществ в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования и профессионально-общественной оценки качества профессионального образования; признание качества и уровня подготовки выпускников …требованиям профессиональных стандартов и (или) … требований рынка труда; рассматривается в рамках государственной аккредитации. 79 9
10 признание уровня деятельности … критериям и требованиям соответствующих российских, иностранных и международных общественных организаций; сведения об … общественной аккредитации могут представляться в составе документов, представляемых для проведения государственной аккредитации
11 БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС БЕРЛИНСКОЕ КОММЮНИКЕ (сентябрь 2003 г.) Национальные системы гарантии качества должны включать в себя следующее: Определение ответственности всех вовлеченных в процесс органов и институтов; Оценку программ или институтов, включая внутреннюю оценку, внешнюю экспертизу, участие студентов и публикацию результатов; Систему аккредитации, сертификации или подобных процедур; Международное участие в оценке, международное сотрудничество и участие в работе сетей. 11
12 Утверждены Утверждены решением Аккредитационной коллегии от и рекомендованы вузам к использованию для формирования внутривузовских систем гарантии качества. Разработаны Разработаны Европейской ассоциацией по гарантии качества высшего образования. Утверждены Конференцией министров стран – участниц Болонского процесса (г. Берген, 2005). 12
13 ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ СИСТЕМ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА 1.Политика и процедуры оценки качества 2.Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций 3.Оценка студентов 4.Гарантия качества преподавательского состава 5.Ресурсы обучения и поддержка студентов 6.Информационные системы 7.Информирование общественности 13
14 ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ АККРЕДИТАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ 1.Использование результатов внешних экспертиз вузов для оценки деятельности агентства 2.Официальный статус 3.Регулярность деятельности 4.Адекватность и пропорциональность ресурсов 5.Формулировка целей 6.Независимость 7.Доступность информации о критериях и процедурах (самообследование, внешняя экспертиза, публикация отчета, последующие процедуры) 8.Отчетность 14
15 Результат: Справочник для абитуриентов и работодателей; Доверие к качеству образования; Условие общественной аккредитации; Формирование брэнда. 15 Принципы: Широкое привлечение общественности; Экспертная оценка; Оценка отдельных программ.
16 16
17 17
18 Вузы Всего программ Выбрано программ % Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет ,62% Федеральные университеты ,71% Национальные исследовательские институты ,75% 18
19 Показатели Всего программ Не выбрано (ни одного голоса) % Программы, всего ,2% Программы головных вузов ,5% Программы филиалов ,6% 19
20 Наименование Всего программ Выбрано программ % Здравоохранение ,60% Авиационная и ракетно-космическая техника ,00% Физико-математические науки ,10% Информационная безопасность ,40% Геология, разведка и разработка полезных ископаемых ,90% Сельское и рыбное хозяйство ,70% Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника ,70% Геодезия и землеустройство ,20% Культура и искусство ,50% Оружие и системы вооружения 28414,30% 20
21 Наименование Всего программ Выбрано программ % Морская техника ,50% Электронная техника, радиотехника и связь ,50% Воспроизводство и переработка лесных ресурсов ,90% Сфера обслуживания490489,80% Автоматика и управление665568,40% Информатика и вычислительная техника ,20% Естественные науки862687,90% Химическая и биотехнологии423266,10% Приборостроение и оптотехника504306,00% 21
22 Наименование Всего программ Выбрано программ % Металлургия, машиностроение и материалообработка ,90% Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров ,00% Гуманитарные науки ,80% Образование и педагогика ,70% Транспортные средства ,20% Экономика и управление ,50% Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды ,90% Социальные науки ,20% 22
23 Аккредитационный центр АОИР (ассоциации инженерного образования России) Создан – 2002 Цель - Общественно- профессиональная аккредитация образовательных программ в области техники и технологий. Создан - ассоциацией инженерного образования на базе Томского политехнического университета (Ю.П.Похолков). 23
24 АККОРК (Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры) Создан – 2004 Цель - консультирование, проведение экспертиз, аккредитация и сертификация образовательных учреждений. Создан - на базе Московской финансово – промышленной академии ( Ю.Б.Рубин ). 24
25 Создан – Цель – проведение общественной аккредитации. Создан - на базе Ассоциации юридического образования. 25
26 Создан – 1995, Цель - общественно – профессиональная аккредитация программ, удовлетворяющих европейским стандартам ESG – ENQA. Создан – по инициативе Гильдии экспертов в сфере образования (на базе Росаккредагентства). 26
27 Общественно – профессиональная аккредитация образовательных программ, реализуемых учреждениями профессионального образования, в соответствии с российским законодательством и европейскими стандартами и рекомендациями для гарантии качества высшего образования с целью повышения качества образования и формирования культуры качества на основе европейских стандартов. 27
28 Помощь в построении внутривузовской системы гарантии качества образования, удовлетворяющего европейским стандартам; Выделение лучших программ российского образования, удовлетворяющих европейским стандартам (элитный клуб); Продвижение (реклама, лоббирование) аккредитованных программ на внутреннем и внешнем образовательном пространстве (Справочники, веб- сайты, СМИ, выставки, …); Реализация механизма бенчмаркинга («равнение на лучших»). 28
29 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ CEENET – сеть аккредитационных агентств стран Центральной и Восточной Европы (2000 г., 26 агентств из 16 стран) APQN – Тихоокеанская сеть гарантии качества (2005 г., 83 агентства из 31 страны) INQAAHE – Международная сеть агентств по гарантии качества высшего образования (1991 г., 257 агентств из 92 стран) ENQA – Европейская ассоциация агентств по гарантии качества в высшем образовании (2000 г., 85 агентств из 38 стран) ЕСОКО – Евразийская сеть обеспечения качества образования (2004 г., 7 агентств ) 29
30 В чем отличие государственной аккредитации от общественно – профессиональной? 5 общественно – профессиональная 4 3 государственная 2 - жесткие критерии - эксперт = высшее образование + стаж 3 года - мягкие стандарты - эксперт = признанный авторитет (доктор наук, высокая должность, значительный стаж работы, …) 30
31 Цель: не поиск недостатков, а помощь в адекватной оценке и совершенствовании программ. Объект оценки: отдельные программы, а не вуз в целом. Специфика работы комиссии: - привлечение к оценке не только академической общественности, но и работодателей, студентов, выпускников, научных организаций; - международное участие в оценке; - акцент на экспертные, а не статистические методы оценки; - процедура: проверка не документации, а качества (удовлетворенности, востребованности) образования. Стандарты и критерии: соответствующие европейским стандартам и не дублирующие показатели и критерии государственной аккредитации. Результат: широкое распространение информации в СМИ, реклама. 31
32 1. Победа в конкурсе «Лучшие программы России» 2. Семинар «Как стать Европрограммой» 3. Заявление на аккредитацию. Заключение договора 4. Получение вузом кейса информационно – методических материалов 8. Формирование комиссии по внешней экспертизе 7. Однодневный предвизит эксперта - аудитора 6. Самообсле- дование. Подготовка отчета и передача его в НАЦ 5. Внутривузов- ский тренинг. 9. Внешняя экспертиза 10. Аккредита - ционный совет 11. Получение Свидетельства 12. Публикация результатов 32
33 Условия выхода на аккредитацию Наличие государственной аккредитации; Наличие программ в справочнике «Лучшие программы …»; Рекомендация УМО. 33
34 Получение вузом (руководителями программ) кейса инструктивных материалов Положение об общественно – профессиональной аккредитации; Руководство: общественно – профессиональная аккредитация; Стандарты общественно – профессиональной аккредитации; Руководство: как провести самообследование. 34
35 Самообследование. Подготовка отчета и передача его в НАЦ. Срок проведения – от месяца до года. Срок представления – не позднее, чем за месяц до визита комиссии в вуз. Самообследование проводится на основе SWOT-анализа. 35
36 Однодневный предварительный визит эксперта-аудитора – члена Гильдии экспертов (желательно, но не обязательно) Цель визита – определение степени готовности к приему комиссии по внешней экспертизы. 36
37 Формирование комиссии по внешней экспертизе Состав комиссии по внешней экспертизе: Российские эксперты (председатель комиссии, ответственный за отчет, и эксперт по профилю); Зарубежный эксперт (1-2 эксперта); Работодатель; Представитель студенчества; Координатор от Нацаккредцентра; Координатор от вуза (программы) (указывается в заявлении). 37
38 Документальное сопровождение работы комиссии За месяц до внешней экспертизы экспертам высылается: Договор об отсутствии конфликта интересов, этический кодекс эксперта; Отчет о самообследовании; Программа работы комиссии, опросные листы, круг обсуждаемых вопросов; Структура устного отчета; Структура Отчета по внешней экспертизе; Public accreditation in Russia (для зарубежных экспертов). 38
39 Работа экспертной комиссии Срок пребывания: 3 дня. 0-й день – тренинг для экспертов, знакомство с руководством вуза (программ). 1-3 день – встречи с коллективом, студентами, выпускниками, работодателями. 3 день (вторая половина) – устный отчет для коллектива. 4-й день – написание итогового отчета. 39
40 Процедура экспертного визита Встреча с ректором, проректорами, деканами, заведующими кафедр Встреча с профессорско-преподавательским составом Встреча со вспомогательным персоналом Встреча со студентами Встреча с выпускниками Встреча с работодателями (предстателями ассоциаций) Обзор учебных ресурсов: библиотеки, компьютерного, обеспечения, оборудования, лабораторий и т.д.) Обзор материально-технической базы, инфраструктуры Посещение лекций, практических занятий Анализ результатов текущей и итоговой аттестации (дипломных работ, экзаменов) Анализ достижений в научной и научно-методической деятельности Анализ планирования и организации образовательного процесса общение посещение анализ результатов обучения 40
41 1.Политика (цели, стратегия развития) и процедуры гарантии качества образовательной программы 2.Утверждение, мониторинг и периодическая оценка образовательной программы 3.Оценка уровня знаний/компетенций студентов 4.Гарантия качества и компетентности профессорско- преподавательского состава 5.Учебные ресурсы и обеспечение студентов 6.Информационная система, обеспечивающая эффективную реализацию образовательной программы 7.Информирование общественности 41
42 42
43 43
44 тел. 8 (8362) факс 8(8362)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.