Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschoolpeno.ru
1 Одаренные дети и школа
2 «Есть что-то в человеческом характере, что не принимает юных умников. Никто точно не может сказать почему. Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно. Но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы. Может быть, поэтому специалисты не спешат заняться разработкой специальных программ для одаренных детей». Р. Эпстайн (1979)
3 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Раздел «Развитие системы поддержки талантливых детей»: В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Приказ 271от г.
4 Задание 1: Давайте вместе разберемся в психологических понятиях: задатки способностей, способности, талант и одаренность. Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие: ____________________ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ____________________ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. ___________________- состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. ___________________- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.
5 Правильные ответы: Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. Задатки способностей - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Одаренность - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. Талант- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.
6 Особенности познавательной сферы одаренных детей (по Савенкову А.И.) Одаренные дети Оригинальность мышления.Гибкость мышления.Продуктивность. Способность к анализу и синтезу. Классификация и категоризация. Высокая концентрация внимания. Память. Увлеченность содержанием задачи. Перфекционизм.Лидерство.Соревновательность.Широта интересов.Юмор.
7 Проблемы одаренных детей Американский психолог Б.Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей: Неприязнь к школе. Игровые интересы. Конформность (отрицание стандартных требований Погружение в философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Стремление к совершенству. Ощущение неудовлетворенности. Нереалистические цели. Сверхчувствительность. Потребность во внимании взрослых. Нетерпимость. Низкая продолжительность сна.
8 Классификация видов детской одаренности (Богоявленская Д.Б.) Пять критериев: - Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики. - Степень сформированности. - Форма проявлений. - Широта проявлений в различных видах деятельности. - Особенности возрастного развития.
9 Классификация видов детской одаренности Критерий «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики». Хореографическая и сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность; в художественно- эстетической деятельности: лидерская аттрактивная в коммуникативной деятельности: одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям в духовно-ценностной деятельности интеллектуальная одаренность в области естественных и гуманитарных наук. в познавательной деятельности:
10 Классификация видов детской одаренности актуальная одаренность потенциальная одаренность «Степень сформированности» явная одаренность скрытая одаренность «Форма проявления» общая одаренность специальная одаренность «Широта проявлений в различных видах деятельности» ранняя одаренность (вундеркинды ) поздняя одаренность «Особенности возрастного развития»
11 Задание 2: (10 мин) Составьте кроссворд из 5-10 слов по классификации одаренности. Предложите его отгадать соседней группе.
12 Стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся Ускорение обучения Углубление обучения: Обогащение обучения: Проблематизация обучения - ранее поступление в школу, - ускорение в обычном классе, - занятия по некоторым предметам в старших классах, - «перепрыгивание» через класс, - профильные классы, - радикальное ускорение (возможность заниматься по университетской программе), - частные школы, - раннее поступление в высшие учебные заведения. школы с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков и т.д - вертикальное обогащение (соответствует ускорению обучения); - горизонтальное обогащение (учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы, летние школы и т.д.); - научно-исследовательская и проектная деятельность; - использование активных форм организации обучения (тренинг, мозговой штурм и т.д.). предполагает стимулирование личностного развития одаренных учащихся через использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, рефлексивного плана сознания
13 3адание 3: Какие стратегии обучения интеллектуально одаренных детей являются в наших условиях наиболее перспективными?
14 Особенности активных методов обучения: групповая форма организации работы участников учебного процесса; использование деятельностного подхода к обучению; практическая направленность деятельности участников учебного процесса; игровой и творческий характер обучения; интерактивность учебного процесса; включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога; использование знаний и опыта обучающихся; задействование в процессе обучения всех органов чувств; рефлексия процесса обучения его участниками. Активные (групповые) формы организации обучения Активные (групповые) формы организации обучения (от латинского слова «aktivus» - деятельный) - формы, направленные на развитие у учащихся самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные задачи, формирование у них эффективных моделей социального поведения.
15 Активные (групповые) формы организации обучения Дискуссионные формы организации обучения: сократическая (сократовская) беседа, интеллектуальная разминка, групповое интервью, групповая дискуссия, дельфийский метод, круглый стол, мозговой штурм, сеть ассоциативных связей (САС). Игровые формы организации обучения: ролевая игра, имитационная игра, деловая игра, организационно - деятельностная игра, психодрама, социодрама. Смешанные формы организации обучения: метод ХОБО, индивидуальный практикум, метод деловой поездки (метод «Выездной семинар»), психогимнастическое упражнение, метод разбора документов (метод «Баскетбольная корзина»), метод инцидента, метод «Лабиринта действий», метод анализа конкретных ситуаций (case-study, гарвардский метод). Комплексные формы организации обучения: социально- психологический тренинг.
16 Интеллектуальная разминка. Данный метод применялся для приведения обучаемых в активное "стартовое" состояние путем актуализации знаний, обмена мнениями и выработки общей позиции. Преподаватель имеет возможность определить уровень готовности учеников к активной мыслительной деятельности на занятии. "Интеллектуальная разминка" позволяла при быстром темпе обращаться с тем или иным вопросом к ученикам. Если отвечающий затруднялся с ответом, преподаватель обращался с тем же вопросом к другому ученику, к третьему и т.д.
17 Метод кейсов (от англ. сase method (кейс- метод), case-study (кейс-стади), Метод кейсов (от англ. сase method (кейс-метод), case- study (кейс-стади), метод конкретных ситуаций) – техника обучения, при который обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.
18 Метод кейсов в сочетании с другими активными методами
19 Метод инцидентов Метод инцидентов применяется, когда первоначально проблема описывается лишь в общих чертах, а дополнительные сведения сообщаются при ответах ведущего на вопросы участников, что дает большую практику анализа. Инцидент - это анализ своеобразных "микроситуаций" и принятие быстрого решения. Слушателям письменно или устно сообщалась краткая информация о свершившемся инциденте. Все дополнительные сведения для анализа и принятия решения ученики получают от преподавателя, задавая ему вопросы. По характеру вопросов преподаватель оценивает эффективность поиска и в своих ответах варьирует содержание ситуации. После получения от преподавателя ответов ученики должны принять решение.
20 Задание 4:( Метод кейсов) В вашем классе учится мальчик Федя, учится плохо, нарушает дисциплину. Вы обратились к психологу и тот, проведя ряд диагностических процедур, утверждает, что это интеллектуально одаренный ребенок. Что вы будете делать?
21 Задание 5: Определите основные формы работы по обучению одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Проанализируйте, что в школе по данной проблеме уже сделано, а что еще предстоит.
22 Формы работы по обучению одаренных детей в условиях общеобразовательной школы - индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения; - активные формы обучения - дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам; - участие в школьных и районных олимпиадах; - проектная деятельность обучающихся; - научно-исследовательская деятельность обучающихся; - посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий; - конкурсы, интеллектуальные игры, викторины; создание детских портфолио.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.