Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемlidiya-koshlya.narod.ru
1 Исследовательская деятельность учащихся Творческая группа учителей информатики
2 Исследовательская деятельность учащихся Под исследовательской деятельностью (далее ИД) понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: выделение проблемы, постановка целей и задач исследования, формулировка гипотез; изучение теории, связанной с выбранной темой; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы, представление материала.
3 Проектная деятельность учащихся совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся: имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации.
4 Главные отличия исследовательской от проектной деятельности Ценностно-смысловая направленность на выяснение истины, использование проектирования как средства организации деятельности; Широкое привлечение традиций и образцов, выработанных в сфере науки;
5 Учебное исследование Главной целью учебного исследования является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Цель ИД - в приобретении учащимся навыка исследования как способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.
6 Учебное исследование При организации учебного процесса на основе ИД на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании ИД учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Главным результатом ИД является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
7 Соотношение проектирования и исследования П р о е к т и р о в а н и е И с с л е д о в а н и е Главная цель – уяснение сущности явления, истина Главная цель – реализация проектного замысла Средства: проектирование, конструирование, организация Средства: исследование, конструирование, организация
8 Требования к исследовательским задачам Не каждая исследовательских задач (далее ИЗ), привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания. Надо соблюдать этические нормы в ИД! (недопустимо препарирование животных) Требования, предъявляемых к ИЗ - ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. Результаты ИД должны быть: достоверны, объективны, понятны учащимся.
9 Годовой цикл развития ИД учащихся Освоение методики Экспедици- онные исследования Обработка данных Теоретичес- кие курсы ЯнварьАпрельИюльОктябрьДекабрь Представле- ние результатов
10 Формы развития ИД учащихся 1.Занятия в учебной группе 2.Практикум 3.Исследовательская (творческая) экспедиция экспедиция 4.Научно-практическая конференция (конкурс, фестиваль)
11 Классификация ИЗ по сложности Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр и исследуется связанное с этим изменение. Результат стабилен и не требует анализа. Исследовательских задачах исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся. В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменим в образовательном процессе.
12 Стандарты представления ИД Наличие стандартов представления ИД является характерным атрибутом и выражено жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.
13 Особенности реализации ИД в зависимости от формы обучения Изучени е теоретич еского матери- ала Постановк а целей и задач исследова ния Освоени е методик и исследо вания Сбор матери ала Обработ ка мате- риала Обобще ние анализ выводы Представ ление работы Урок Кружок ++++ Экскурсия +++ Годовой цикл ++
14 Структура интегрированной программы общего и дополнительного образования на основе исследовательской деятельности Компонент Функциональное назначение Формы Базисный Инвариантный компонент Общие теоретические курсы: Технология, «Методы научных исследований», «Информационные технологии», ОБЖ и др. Школьный Вариативный компонент Предметные теоретические программы: «Экология и биогеохимия», «Геология и минералогия», «Фольклористика и этнография» и др. Дополнительно е образование Практический компонент Практикумы и тренинги, индивидуальные консультации, выполнение курсовых работ Выездные мероприятия, экспедиции Самостоятельны й творческий компонент Самостоятельные исследования по индивидуальной тематике
15 РеферативныеСбор и представление информации по избранной теме ЭкспериментальныеПостановка эксперимента с заранее известным результатом в иллюстративных целях ПроектныеДостижение и описание заранее спланированного результата ОписательныеФиксация результата сбора данных по определенной методике ИсследовательскиеВыводы о характере исследования явления на основе собранных и обработанных данных Основные типы творческих работ учащихся
16 Функции ИД в образовании: в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности; в основной школе – развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования; в старшей школе – развития исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков как основы профиля старшей школы;
17 Функции ИД в образовании: в дополнительном образовании – создания условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения; допрофессиональная подготовка талантливых детей; в профессиональном образовании – повышения культуры профессиональной проектной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования; в системе повышения квалификации и переподготовки кадров – развития навыков творческого проектирования педагогической деятельности на основе формирования представлений об объектах и явлениях у педагогов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.