Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемtrud-audit.ru
1 Новые требования к аккредитации. Риски аттестующих организаций. Анализ типичных нарушений, выявленных в аттестующих организациях. Рекомендации по их устранению. Савинов Владимир Вениаминович, Исполнительный директор саморегулируемой организации НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы»
2 64 проверки АО и 9 ОО, из них 39 плановых выездных проверок (Екатеринбург, Курган, Волгоград, Оренбург, Санкт-Петербург, Тульская область, Москва, Нижний Новгород, Московская область). Основная цель: 1. Рекомендации члену Партнерства по совершенствованию работы и повышению качества оказания услуг в области охраны труда. 2. Изучение и распространение передового опыта Проверка деятельности – обязанность СРО
3 Сокращение области аккредитации. Приостановление или прекращение действия аттестата аккредитации. (Постановление 602: 51. РА принимает решение о приостановлении действия аттестата аккредитации полностью или в определенной области аккредитации при выявлении следующих нарушений : несоблюдение аккредитованным лицом требований законодательства РФ к деятельности аккредитованных лиц; проведение работ (оказание услуг) по подтверждению соответствия, не входящих в область аккредитации аккредитованного лица. 57. В случае если … аккредитованное лицо не устранило нарушения, РА принимает решение о сокращении области аккредитации или о прекращении действия аттестата аккредитации.) Риски аттестующей организации
4 Административная ответственность за откровенную ложь (фальсификацию), липовые («нарисованные») протоколы измерений, отсутствие подтверждения проведения реальных измерений. КоАП, статья Представление недостоверных результатов исследований (испытаний) Представление испытательной лабораторией недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции - на должностных лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Риски аттестующей организации
5 Административная ответственность за несоблюдение требований КоАП, статья Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений 1. Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, ……. несоблюдения порядка поверки средств измерений ….. - на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Риски аттестующей организации
6 Реестр недобросовестных поставщиков 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Статья 19. Реестр недобросовестных поставщиков В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов. Риски аттестующей организации
7 Все АО разные (численность, оснащенность, кадры и тп). Опыт положительный и отрицательный. Разное поведение на рынке: смело берутся за любые объекты; только в соответствии с областью аккредитации. Важно: Делать должны, что предусмотрено 342н, а не то, что можете. Работодатель должен быть предупрежден о возможностях лаборатории. Риски аттестующей организации. Заключение договора с работодателем
8 Итоги государственной экспертизы условий труда ГЭУТ осуществляется в целях оценки : качества проведения АРМ (Атт. ком., работодатель и АО); правильности предоставления работникам компенсаций …(Атт. ком., работодатель и АО); фактических условий труда работников (Атт. ком., работодатель и АО). ГЭУТ осуществляется на основании: определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профсоюзов, органов ФСС РФ. (Недовольных будет много) Риски аттестующей организации
9 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в РФ, включаются в Перечень … список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список III); Риски аттестующей организации
10 Постановление Правительства РФ от N 681 (ред. от ) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» Риски аттестующей организации
11 Таблица III прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля: Ацетон (60%) Бензилхлорид (40%) Диэтиловый эфир (45%) Перманганат калия (45%) Серная кислота (45%) Соляная кислота (15%) Толуол (70%) Уксусная кислота (80%) Риски аттестующей организации
12 4. К мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, относятся: установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров; установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами. Риски аттестующей организации
13 Коллеги-конкуренты Обращения в ФАС (система аккредитации лаборатории, недобросовестная конкуренция, нарушения процедур). Обращения в Минтруд РФ, аккредитующий орган, СРО. Недобросовестная конкуренция (135-ФЗ «О защите конкуренции»): распространение ложных сведений, которые могут нанести ущерб деловой репутации; введение в заблуждение в отношении свойств, качества; некорректное сравнение с другими производителями; незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности; незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую тайну. Риски аттестующей организации
14 Самые придирчивые критики работы АО это работники и работодатели. Цена ошибки многократно возрастает (компенсации по итогам АРМ). Дальше будет повышаться ответственность (новый ФЗ «О СОУТ»). Особенность ответственности при обосновании пенсионных прав – срок обжалования практически не ограничен. Интересы работника и работодателя в конфликтах с АО будут представлять профессионалы, хорошо знающие ГОСТ и др. специальные НПА. АО не перестроились в связи с принятием новых НПА, опротестовать результаты измерений будет достаточно легко. Риски аттестующей организации
15 Не берите на себя чужую ответственность, у вас есть своя. Полномочия аттестационной комиссии и АО разделены. Аттестующая организацияАттестационная комиссия Оценка условий труда Оценка травмоопасности Оценка обеспеченности СИЗ Формирует комплект НПА Составляет перечень РМ с выделением аналогичных, факторов, требований НПА, мест замеров (Приложение 1) Принимает решение о непроведении измерений при угрозе безопасности Предложения по наименованию профессий Заполняет карты аттестации Предложения в трудовой договор в части СИЗ, режим труда, компенсаций План мероприятий по приведению условий труда Все сомнительные, спорные, неочевидные решения оформлять протоколом аттестационной комиссии. Проводить заседания комиссии на каждом этапе АРМ
16 Не берите на себя чужую ответственность, у вас есть своя. Все сомнительные, спорные, неочевидные решения, допущения, упрощения, предложения работодателя и т.п. оформлять протоколом аттестационной комиссии. Реальные заседания комиссии на каждом этапе АРМ. АРМ проводить максимально гласно, «громко». Право «вето» АО использовать при требовании работодателя подписать «нужные работодателю» протоколы. Остальные требования – через решение комиссии.
17 Материалы АРМ будут смотреть «под микроскопом» и работники, и работодатель Состав комиссии (представитель коллектива, представители АО). Специальная подготовка членов комиссии по общим вопросам АРМ Установить ответственных по основным направлениям АРМ (сведения, документация, ознакомление с результатами, хранение, информирование Госинспекции и т.п. Кто из сотрудников работодателя предоставляет информацию?) График проведения АРМ должен быть направлен на аттестацию всех РМ Договор и ТЗ на проведение АРМ (Формулировки по требованиям ФСС)
18 Материалы АРМ будут смотреть «под микроскопом» и работники, и работодатель Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, учет всех факторов (приложение 1). «Живая» подпись работодателя, подтверждающая его согласие с результатами АРМ, – Приложение 1 и отчет об АРМ (не акт сдачи-приемки работы) – Оставить у себя и ХРАНИТЬ!!!. Оцениваемые факторы по предложению работников. Сроки выполнения договора. Зима-лето Сроки хранения материалов (10 лет - 45 лет – 75 лет) (Приказ Минкультуры РФ от ) Приказ Минкультуры РФ от (ред. от ) «Об утверждении Перечня типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения» - для лабораторий)
19 Протоколы измерений и записи, подтверждающие их, – основные документы по итогам работы аттестующей организации Иметь на столе и регулярно перечитывать: Критерии аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требования к ним (приказ Минэкономразвития от 16 октября ) Общие требования к компетенции испытательных и калибровочных лабораторий ГОСТ ИСО/МЭК «Правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечения и отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации» (утв. Постановлением Правительства РФ от )
20 Структура руководства по качеству (приказ 682) 1.Общие положения. 2.Нормативные ссылки. 3.Термины и определения. 4.Область применения системы менеджмента качества. 5.Политика и цели в области качества. 6.Требования к внутренней организации деятельности лаборатории, ответственность и полномочия. 7.Система обеспечения независимости и беспристрастности лаборатории. 8.Требования к персоналу лаборатории (профессиональный и образовательный уровень, функции, полномочия, ответственность и порядок повышения квалификации персонала). 9.Требования к рабочим помещениям и условиям окружающей среды. Правила обеспечения и контроля внешних условий для осуществления деятельности лаборатории. 10.Обеспечение конфиденциальности информации. 11.Система управления документацией (правила документооборота). 12.Система договорной работы с контрагентами.
21 Структура руководства по качеству (приказ 682) 13.Правила использования оборудования, используемого для проведения измерений. 14.Механизм внутреннего контроля соблюдения требований системы менеджмента качества. 15.Правила управления качеством результатов измерений. 16.Правила обеспечения и контроля надлежащих внешних условий для осуществления деятельности лаборатории. 17.Правила по безопасному обращению, транспортированию, хранению, использованию и плановому обслуживанию средств измерений и исп. оборудования. 18.Правила выбора и использования методик исследований (испытаний) и измерений. 19.Правила на случай выявления работ, выполненных с нарушением установленных требований. 20.Правил осуществления корректирующих мероприятий. 21.Правила осуществления предупреждающих мероприятий. 22.Правила отбора образцов для исследований (испытаний) и измерений. 23.Правила обращения с объектами исследований (испытаний) и измерений. 24.Правила проведения поверки и (или) калибровки средств измерений. 25.Приложение А. Политика в области качества 26.Приложение Б. Формы рабочих журналов 27.Приложение В. Формы протоколов измерений и оценок
22 Не на бумаге, а в жизни Требования к руководству по качеству Наличие у лаборатории системы управления документацией (правил документооборота), которая должна включать в себя правила: 1.утверждения и регистрации документов; 2.учета и документирования результатов исследований (испытаний) и измерений, требования к содержанию протоколов; 3.ознакомления работников лаборатории с документами; 4.резервного копирования и восстановления документов; 5.обеспечения актуальности используемых версий документов; 6.правила, обеспечивающие наличие необходимых документов в местах их применения работниками лаборатории; 7.правила пересмотра документов и внесения изменений в документы; 8.предусматривающие фиксацию в системе управления документацией даты внесения в документы соответствующих изменений и конкретного работника, внесшего соответствующие изменения; 9.необходимость создания и ведения архива документов лаборатории; 10. систематизации и ведения архива документов; 11. необходимость и правила ведения сведений о работниках лаборатории, непосредственно осуществляющих проведение работ в области аккредитации. Документирование процедур мало кто делает. «Деды наши так делали и мы так делаем»
23 Не на бумаге, а в жизни Формы рабочих журналов Форма журнала регистрации документов 1-го уровня Форма журнала регистрации документов 2-го уровня Форма журнала регистрации документов 3-го уровня Форма журнала регистрации документов 4-го уровня Форма журнала регистрации договоров Форма журнала регистрации заявок Форма журнала регистрации претензий Форма журнала предупредительного контроля Форма журнала учета корректирующих действий Форма журнала внешних проверок Форма журнала внутренних проверок Форма журнала учета инструкций по охране труда Форма журнала контроля метеорологических условий в лаборатории химического анализа Форма журнала регистрации проб Форма журнала приема-сдачи оборудования (СИ) Форма журнала оперативного контроля результатов анализа Форма журнала контроля стабильности результатов анализа Форма журнала учета реактивов и СО
24 Не на бумаге, а в жизни Формы рабочих журналов Форма журнала регистрации результатов измерений параметров микроклимата Форма журнала регистрации результатов измерений (оценки) параметров световой среды Форма журнала регистрации результатов измерений виброакустических факторов Форма журнала регистрации результатов измерений неионизирующих электромагнитных полей и излучений (ПМП) Форма журнала регистрации результатов измерений концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны газоанализатором ГАНК-4 Форма журнала регистрации результатов измерений концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны индикаторными трубками Форма рабочего журнала для расчета концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны Форма журнала регистрации результатов измерений и расчета концентрации АПФД в воздухе рабочей зоны Форма журнала регистрации результатов измерений ионизирующих излучений Форма журнала регистрации результатов измерений концентрации химических веществ биологической природы в воздухе Форма журнала для приготовления растворов Форма журнала учета проведения инструктажа и присвоения I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу Форма журнала регистрации результатов измерений неионизирующих электромагнитных полей и излучений (ПМП) Форма журнала регистрации результатов измерений неионизирующих электромагнитных полей и излучений (ПЭВМ и ВДТ) Форма журнала регистрации результатов измерений неионизирующих электромагнитных полей и излучений (ЭМП РЧ) Форма журнала регистрации инструктажа
25 Откуда цифры в протоколе? ГОСТ ИСО/МЭК Управление записями Все записи должны храниться в условиях безопасности и конфиденциальности Лаборатория должна иметь процедуры для защиты и восстановления записей на электронных носителях, а также для предупреждения несанкционированного доступа или внесения изменений в них. (Не просто папка с файлами!) Записи о первичных наблюдениях, производные записи и достаточный объем информации должны храниться в течение установленного времени в лаборатории для того, чтобы установить аудиторское заключение, записи о калибровке, записи о персонале и копии каждого протокола испытаний или выданного сертификата о калибровке. Записи должны содержать сведения о персонале, ответственном за отбор образцов, проведение каждого испытания и/или калибровки и контроль результатов Наблюдения, данные и вычисления должны регистрироваться во время их проведения и идентифицироваться с конкретной задачей. Первичные записи по травмоопасности!
26 Какое было напряжение электросети и атмосферное давление 5 февраля 2011 года? ГОСТ ИСО/МЭК Условия проведения испытаний должны быть такими, чтобы обеспечивалось правильное проведение испытаний Лаборатория должна контролировать и регистрировать условия окружающей среды в соответствии с техническими требованиями, методиками и процедурами, если они влияют на качество результатов. Особое внимание следует уделять, например, биологической стерильности, пыли, электромагнитным помехам, радиации, влажности, электроснабжению, температуре, уровню шума и вибрации применительно к соответствующей технической деятельности. Испытания и калибровка должны быть прекращены, если условия окружающей среды подвергают опасности результаты испытаний и/или калибровки.
27 Легко опровергнуть результаты Требования к руководству по качеству Наличие правил обеспечения и контроля надлежащих внешних условий для осуществления деятельности лаборатории (температура, влажность воздуха, освещенность, уровень шума и иные внешние условия, оказывающие влияние на качество результатов измерений): а) сведения о конкретных показателях внешних условий, в том числе допустимые отклонения от них, а также технических требованиях к помещениям; б) правила периодического документирования и контроля надлежащих внешних условий, в том числе в части предотвращения влияния на результаты конкретных исследований (испытаний) и измерений иных работ, проводимых лабораторий; в) правила по обеспечению порядка и чистоты в лаборатории. Отсутствуют: барометр, вольтметр Не фиксируется чистота и целостность ламп, работа оборудования в штатном режиме и тп.
28 Кто получил прибор? Имеет право? Как перевозите? ГОСТ ИСО/МЭК Лаборатория должна располагать оборудованием всех видов для отбора образцов, измерений и испытаний, требуемым для правильного проведения испытаний С оборудованием должен работать уполномоченный персонал. Актуализированные инструкции по использованию и обслуживанию оборудования (включая любые соответствующие руководства, предоставленные производителем оборудования) должны быть всегда доступны для использования персоналом лаборатории В лаборатории должны быть процедуры по безопасному обращению, транспортированию, хранению, использованию и плановому обслуживанию измерительного оборудования с целью обеспечения надлежащего функционирования и предупреждения загрязнения или порчи.
29 Оборудование не ломается?! Требования к руководству по качеству Наличие правил документирования используемого для проведения оборудования, предусматривающих: а) идентификацию каждой единицы оборудования и ее программного обеспечения; б) определение местонахождения оборудования ; в) наличие инструкций по использованию и управлению оборудованием; г) указание сведений об измерениях, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, установленным к ним обязательным метрологическим требованиям; д) указание на даты, результаты и копии всех свидетельств о поверке и (или) сертификатов калибровки, планируемую дату очередной поверки и (или) калибровки; е) наличие плана обслуживания и результатов проведенного обслуживания; ж) описание любых повреждений, неисправностей, модификаций или ремонта оборудования;
30 Прошу считать измерение неправильным Критерии аккредитации испытательных лабораторий. Наличие у работников лаборатории, непосредственно осуществляющих проведение работ в области аккредитации: высшего, среднего или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации, стажа работы в области аккредитации не менее трех лет. навыков выполнения работ по подтверждению соответствия в области аккредитации ГОСТ ИСО/МЭК Руководство должно уполномочить специально подобранный персонал для проведения конкретных работ по отбору проб, испытаниям …, оформлению протоколов испытаний …….. эксплуатации конкретного оборудования. Лаборатория должна вести записи о полномочиях, компетенции, профессиональном и образовательном уровне, обучении, мастерстве и опыте всего технического персонала, включая специалистов, работающих по контракту. ИНСТИТУТ СТАЖЕРСТВА ОТСУТСТВУЕТ ПРАКТИЧЕСКИ У ВСЕХ!!!
31 НПА не актуализированы Критерии аккредитации испытательных лабораторий Наличие НПА, документов в области стандартизации, правил и методов измерений, в том числе правил отбора образцов, и иных документов в соответствии с областью аккредитации, а также соблюдение лабораторией требований данных документов. ГОСТ ИСО/МЭК Принятая процедура должна гарантировать, что официальные издания соответствующих документов доступны на всех участках, где осуществляются основные операции, важные для эффективной деятельности лаборатории; Комплектов приборов и выездных бригад много, НПА – один комплект. КонсультантПлюс полугодовой давности Перечень используемых НПА к Гаранту, КонсультантПлюс и др. Нет системы ознакомления с новыми НПА.
32 Перечни нормативных правовых актов «Публикации» ГОСТы ССБТ363 Методические указания (МУК). Методы контроля Биологические факторы. Физические факторы 59 Методические указания (МУК). Методы контроля Воздух рабочей зоны 1595 Руководства (Р). Методические указания (МУ). Методические рекомендации (МР) 152 Гигиенические нормативы (ГН). Санитарные нормы (СН).46 Санитарные правила и нормы (СанПиН). Санитарные правила (СП).168 Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ)30 Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ)69 Технические регламенты21 ГОСТы: Лаборатории. Измерения. Качество79
33 Изменения в законодательстве Трудовой кодекс Российской Федерации Новые принципы предоставления компенсаций Новый порядок разработки, утверждения и изменения НПА Введение стандартов безопасности труда Изменения 125-ФЗ (информация по АРМ и медосмотрам) Гармонизация законодательства Усиление административной ответственности Преобразование системы досрочных пенсий Новый порядок АРМ. Новый ФЗ о специальной оценке УТ Новый порядок проведения госэкспертизы условий труда Введение профессиональных стандартов Квалификационные характеристики специалиста по ОТ
34 Сотрудники об этом знают? Трудовой кодекс Российской Федерации: ( – изменено более 300 статей из 423, с – 42 изменения, последнее 29 декабря 2012 г. ) ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. «О безопасности средств индивидуальной защиты» – вступил в силу с 1 июня 2012 года
35 ТР ТС 019/2011 «О безопасности СИЗ» 1. Область применения 2. Определения 3. Правила обращения на рынке 4. Требования безопасности 5. Подтверждение соответствия 6. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза N 1. Типы СИЗ N 2. Классификация СИЗ по назначению в зависимости от защитных свойств N 3 Таблица 1. Допустимое количество миграции и предельно допустимая концентрация химических веществ, выделяющихся из компонентов (материалов) СИЗ Таблица 2. Основные требования к СИЗ и показателям их безопасности Таблица 3. Климатические регионы (пояса) N 4. Формы подтверждения соответствия СИЗ Перечень стандартов, Перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений
36 Постановление Правительства РФ от Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса). ГОСТ Р ССБТ, СНиП, СП, ПБ, ПУБЭ, ИБ исключены. Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются: организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами; 36
37 Изменения трудового законодательства Стандарты безопасности труда Стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально- экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда. Стандарты безопасности труда обязательны для работодателя. Стандарты ССБТ - рекомендательные 37
38 Гармонизация законодательства Российская Федерация – полноправный член Всемирной торговой организации (ВТО) с 22 августа 2012 года Директивы Европейского союза о безопасности и гигиене труда, стандарты Международной организации труда и Международной комиссии по радиологической защите (МКРЗ). Первая отдельная директива Совета Европейского Союза 89/654/ЕЭС от 30 ноября 1989 г., принятая в рамках статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЭС, об установлении минимальных требований к безопасности и гигиене рабочих мест «Беременным женщинам и кормящим матерям, для того, чтобы отдохнуть, должна быть предоставлена возможность полежать в соответствующих условиях.»
39 Это легко проверить Требования к руководству по качеству 1.Область применения (на все места деятельности). Особенности выезда не отражены. 2.Заявление о политике в области качества (обязательства лаборатории соблюдать требования, требования ко всем работникам лаборатории) 3.Требования к внутренней организации лаборатории (права и обязанности лаборатории и сотрудников в отношениях с исп. органом организации, Распределение прав, обязанностей и ответственности между сотрудниками, наличие подписанных работниками должностных инструкций, подчинение лаборатории непосредственно руководителю организации, чтобы исключить конфликт интересов разных служб). 4. Должностное лицо, являющееся руководителем лаборатории или его заместителем, обеспечивающее внедрение системы менеджмента качества и ее постоянное функционирование.
40 Покажите эксикатор, вакуумную смазку, силикагель Требования к руководству по качеству Наличие правил отбора образцов для измерений, предусматривающих: а) правила выбора, извлечения и подготовки образца для измерений, план отбора образцов; б) правила выбора, извлечения и подготовки образца для измерений, плана отбора образцов в местах отбора образцов; в) правила документирования операций, относящихся к отбору образцов, содержащие используемую процедуру отбора, идентификацию специалиста, проводящего отбор, внешние условия отбора (при необходимости), материалы для идентификации места отбора; Не расписаны и не соблюдаются правила маркировки и хранения образцов
41 Риски аттестующей организации Возросшая требовательность аккредитующих органов (Росаккредитация (новый закон, эксперты, инспекционный контроль), Минтруд (проверка при включении в реестр, инспекционный контроль, исключение из реестра или приостановка, электронная отчетность). Неопределенность других систем аккредитации, кроме Росаккредитации. Ожидаемый взрыв недовольств и работников, и работодателей в связи с компенсациями по итогам АРМ, обращения в суд. Давление со стороны работодателя при сдаче работы. Возросшая и реальная материальная ответственность за работу (новый ФЗ). Активное недовольство со стороны объединений работодателей самой процедурой АРМ, аргументы в пользу ее отмены (оценка регулирующего воздействия, высокие затраты на АРМ, приказ 590н). Позиция Роспотребнадзора. Срок обжалования нарушенных пенсионных прав практически не ограничен. Вступление России в ВТО, возможный приход иностранных компаний.
42 Распределение аттестующих организаций Российская Федерация: 6058 организаций на одну АО Насыщенность АОСубъект РФ Отсутствуют АО Адыгея; Калмыкия; Еврейская ао; Чукотка. Более 15 тысяч организаций на 1 АО Калининградская (25,7); Ленинградская (41,3); Орловская (16,5) Менее 3 тысяч организаций на 1 АО Владимирская (2,8); Калужская (2,5); Магаданская (1,6); Республика Коми (2,6); Тульская (2.4); Ямало-Ненецкий (2,4); Тамбовская (2.4); Псковская (2.3); Краснодарский край (2,7); Тыва (1,9);
43 Есть ли демпинг на рынке АРМ? Демпинг (от англ. dumping - сбрасывание) - продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения). Демпинг проводится с целью проникновения на рынок, завоевания места на нем, вытеснения конкурентов. Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто прочное положение на рынке. Фальсификация - 1) подделка товаров, продуктов; 2) искажение фактов, событий; 3) уменьшение количества благородного металла, содержащегося в монетах; 4) искажение сведений, данных в отчетах, документах. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)
44 До : Аттестации подлежат все рабочие места работодателя. После :Аттестации подлежат рабочие места работодателя на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает: работу с оборудованием…; эксплуатацию … машин ….; работу с источниками опасностей….; использование …..ручного инструмента; …..применение сырья и материалов. За исключением рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на ПЭВМ, ксероксы, бытовая техника ……. Приказ Минтруда 590н от
45 Аттестации подлежат рабочие места работодателя на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает: работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда. Приказ Минтруда 590н от
46 За исключением рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно- вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально- множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства. Приказ Минтруда 590н от
47 В целях реализации права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, и получение достоверной информации от работодателя об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов первичной аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все рабочие места работодателя, не имеющие документального подтверждения соответствия рабочего места гигиеническим нормативам. При составлении перечня рабочих мест, подлежащих АРМ, необходимо принимать во внимание, что: 47
48 Первичной аттестации рабочих мест по условиям труда могут подлежат также рабочие места с наличием производственных факторов, в отношении которых в соответствии с действующим порядком проведения производственного контроля необходима организация лабораторных исследований и испытаний, и не имеющих документального подтверждения соответствия рабочего места гигиеническим нормативам. При составлении перечня рабочих мест, подлежащих АРМ, необходимо принимать во внимание, что: 48
49 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Статья 32. Производственный контроль 1. Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. 2. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. При составлении перечня рабочих мест, подлежащих АРМ, необходимо принимать во внимание, что: 49
50 СП Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Программа производственного контроля должна включать следующие данные: 3.3. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний). При составлении перечня рабочих мест, подлежащих АРМ, необходимо принимать во внимание, что: 50
51 - гигиеническими требованиями к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2/ , в редакции от ) установлен перечень контролируемых гигиенических параметров вредных и опасных факторов при эксплуатации ПЭВМ. - гигиеническими требованиями к организации работы на копировально- множительной технике (СанПиН , в редакции от ) установлен перечень вредных веществ, подлежащих контролю в воздухе производственных помещений при эксплуатации копировально- множительной техники. При отсутствии документального подтверждения проведения измерений таких факторов на рабочих места с использованием ПЭВМ и (или) копировально-множительной техники эти измерения могут быть выполнены при аттестации рабочих мест. 1. При составлении перечня рабочих мест, подлежащих АРМ, необходимо принимать во внимание, что: 51
52 В целях выполнения обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников и реализации права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, при определении перечня рабочих мест, подлежащих аттестации не реже одного раза в пять лет, необходимо учитывать требования нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, проведение медицинских осмотров, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами и др. При составлении перечня рабочих мест, подлежащих АРМ, необходимо принимать во внимание, что: 52
53 медосмотры: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. 302н; обеспечению СИЗ: приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. 290н (с изменениями от 27 января 2010 г. 28); обеспечению смывающими и обезвреживающими средствами: приказ Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2011 г. 1122н; предоставлению компенсаций: постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. 870; получение лечебно-профилактического питания: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 февраля 2009 г. 46н; назначению досрочной трудовой пенсии: постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. 10. При составлении перечня рабочих мест, подлежащих АРМ, необходимо принимать во внимание, что: 53
54 Предоставление работникам СИЗ осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. При составлении перечня рабочих мест, подлежащих АРМ, необходимо принимать во внимание, что: 54
55 До : Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. После : на РМ, где по результатам предыдущей аттестации установлены вредные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение медосмотров аттестация проводится не реже одного раза в пять лет; на РМ, где по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными, аттестация не проводится, за исключением случаев проведения внеплановой аттестации Приказ Минтруда 590н от
56 - в организациях пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктах, на базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами, - в организациях общественного питания, торговли, буфетах, - в образовательных организациях всех типов и видов, а также детских организациях, не осуществляющих образовательную деятельность, - в дошкольных образовательных организациях, домах ребенка, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - в образовательных организациях интернатного типа, оздоровительных образовательных организация, - социальных приютах и домах престарелых, - в организациях бытового обслуживания, - в бассейнах, водолечебницах, - в гостиницах, общежитиях, пассажирских вагонах (проводники), - в лечебно-профилактических учреждениях (медицинский персонал) Приказ Минздравсоцразвития РФ от н 56
57 13.1. Лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке. Приказ 302н Электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени). Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/
58 До : Внеплановая аттестация проводится: в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации. После :Внеплановая аттестация проводится: в случае обращения работника, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте; по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации; в соответствии с предписанием, выданным работодателю. Приказ Минтруда 590н от Аргументы для работодателя 58
59 Аргументы для работодателя – ст. 360 ТК РФ Основания для проведения внеплановой проверки: истечение срока исполнения предписания; обращения и заявления граждан; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте; Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки …… не допускается. 59
60 Пенсии с 50 (45) лет: 4% (2013), 6% (2014), 9% (2015) Пенсии с 55 (50) лет: 2% (2013), 4% (2014), 6% (2015) Страхователи освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным пунктами 1 и 2 настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом. 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от ), ст ФЗ «О специальной оценке условий труда» 60
61 «Правительству Российской Федерации подготовить и внести в Государственную Думу проект федерального закона, регулирующего порядок проведения специальной оценки рабочих мест на предмет их соответствия требованиям пенсионного законодательства Российской Федерации, а также соотношение размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателями в отношении работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, с результатами этой оценки» Срок исполнения , Отв. Медведев Д.А. Поручение Президента России от Пр 3499 ФЗ «О специальной оценке условий труда» 61
62 Предметом регулирования закона являются все отношения в сфере охраны труда. Оценка профессионального риска на рабочем месте. Мониторинг условий труда на РМ (производственный контроль, оценка рисков). Требования к организациям и экспертам, проводящим СОУТ (область аккредитации, количество экспертов). Страхование ответственности организаций, проводящих СОУТ. Оценка качества проведения СОУТ. ФЗ «О специальной оценке условий труда» 62
63 Как прописать оценку рисков - или отсылочная норма на отдельный документ, или эту процедуру прописать подробно в законе. Допуск на рынок проведения СОУТ осуществлять через требования только к организациям, осуществляющим СОУТ (аккредитация организаций) или дополнительно через требования к физическим лицам (экспертам) этих организаций (аттестация экспертов). Целесообразно ли включать в систему лабораторий, осуществляющих СОУТ, также и лаборатории самих предприятий, на которых будет проводиться СОУТ. Кто проводит экспертизу качества СОУТ – только госэкспертиза или возможно проведение общественной экспертизы (профсоюзы, объединение работодателей, СРО и др.). Целесообразно ли сделать отдельный большой раздел в законопроекте по терминам и определениям. По какому принципу его составлять. Необходимо ли введение саморегулирование, по каким направлениям (организации, эксперты). ФЗ «О специальной оценке условий труда» Развилки 63
64 Экспертиза качества проведения СОУТ Государственный эксперт не вправе участвовать в проведении государственной экспертизы условий труда, если ее результаты представляют для него имущественный или иной личный интерес, в том числе, если в подготовке документации, представленной для проведения государственной экспертизы условий труда, участвовали члены его семьи. 64
65 Экспертиза качества проведения СОУТ В заключении указываются сведения о качестве АРМ, включая : соответствие (несоответствие) проведения и оформления результатов АРМ установленному порядку проведения АРМ; подтверждение (неподтверждение) материалами АРМ гигиенической оценки условий труда, оценке травмоопасности рабочих мест по классу условий труда, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, комплексной оценке условий труда на рабочих местах; полнота перечня всех рабочих мест работодателя; правильность проведения оценки возможности использования труда отдельных категорий работающих (женщин, лиц моложе 18 лет); полнота и достаточность разработанного по итогам АРМ плана мероприятий по улучшению условий труда для приведения рабочих мест в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. 65
66 Экспертиза качества проведения СОУТ Во всех случаях выявления несоответствия документации и материалов, представленных на государственную экспертизу условий труда, государственным нормативным требованиям охраны труда в заключении указывается, какое именно несоответствие выявлено с указанием государственного нормативного требования охраны труда, наименования и реквизитов нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда, раздела, статьи, пункта, подпункта, абзаца нормативного правового акта. 66
67 Экспертиза качества проведения СОУТ Руководитель органа государственной экспертизы направляет копии заключения работодателю и аттестующей организации. Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы условий труда подлежат документация и материалы, в отношении которых по результатам ранее проведенной государственной экспертизы были сделаны выводы об их несоответствии государственным нормативным требованиям охраны труда. 67
68 Экспертиза качества проведения СОУТ Орган государственной экспертизы условий труда ведет реестр выданных заключений. Информация, содержащаяся в реестре выданных заключений, по отдельным запросам передается запросившим ее органам исполнительной власти, профессиональным союзам и их объединениям, организациям, оказывающим услуги в области охраны труда, саморегулируемым организациям, объединяющим организации, оказывающие услуги в области охраны труда 68
69 1.Нахождение в реестре аккредитованных организаций (письмо-уведомление, информация на сайте, проверить исключение или приостановку). Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда: 2829 организаций ( 816 аттестующих) 2. Область аккредитации аттестующей организации. 3. Наличие необходимых программ обучения в обучающей организации (отраслевые, категории обучающихся). 4. Независимость аттестующей организации по отношению к работодателю. Обязательные критерии выбора организации, оказывающей услуги 69
70 1. Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков 2. Членство организации, оказывающей услуги, в саморегулируемой организации (стандарты СРО, контроль, страхование ответственности, полная информация об организации). 3. Экономически обоснованная цена услуги. Дополнительные критерии выбора организации, оказывающей услуги
71 220 организаций из 57 субъектов РФ С учетом филиалов организаций-членов (123 филиала) Партнерство представлено в 71 субъекте Российской Федерации Решением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 30 сентября 2010 года Некоммерческое Партнерство «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» внесено в государственный реестр саморегулируемых организаций (регистрационный номер 0107). 71
72 Исполнительный директор Савинов Владимир Вениаминович Москва, ул. Земляной Вал, д. 34А, стр. 2 (495)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.