Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемalenushka.ucoz.ru
1 «Использование наглядного моделирования в экологическом воспитании детей. Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество» Выполнила: Иванова И.А., воспитатель высшей квалификационной категории
2 Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематичными изображениями, знаками, символами. Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
3 Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщённым отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, графическими, действенными, информационными (наглядно-образные, логико-символические. В процессе экологического воспитания дошкольнику предстоит усвоить много информации, и именно моделирование помогает ему в этом. В исследованиях многих психологов (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. В детском саду в качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), планы и многое другое.
4 Наглядное моделирование Организуя работу по ознакомлению детей с объектами и природными явлениями, я использую различные схемы, опорные таблицы и т.д. Важно, чтобы дети научились подмечать и выделять основные свойства объекта или явления, а также объяснять те или иные закономерности природы. Наглядное моделирование в данном случае является тем специфическим средством, которое, как следует из работ А.Л. Венгера, позволяет упорядочить разрозненные представления и впечатления, учит анализировать, выделять существенное, учит наблюдательности и любознательности.
5 В работе использовала три вида моделей: Предметные модели – они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции( аквариум, домашние животные, лес, пустыня, круговорот воды в природе, космос и другие) Предметно-схематические модели – в них существенные связи и отношения представлены в виде предметов –макетов. Например, полоски зелёного цвета мы использовали при абстрагировании цвета листьев; геометрические фигуры – форма листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая) – при замещении характера поверхности части растений листьев, стебля ( автор модели Н.И. Ветрова). А модель – макет, предложенная С.Н.Николаевой, для усвоения понятия «мимикрия», помогла детям понять значение покровительственной окраски животных.В работе использовала модели потребностей растений в свете, тепле ( автор Н.А.Хайдурова); модель для ознакомления с комнатными растениями (автор Н.И.Ветрова). Графические модели – были использованы мной, для того, чтобы обобщённо (условно) передать признаки, связи и отношения природных явлений. Это всевозможные календари погоды, таблицы фиксации продолжительности дня, модели года, модели, отражающие существенные наглядно- воспринимаемые признаки данной системы, группы ( модели «Рыбы», «Птицы», Насекомые», «Звери», «Живое» и др.)
6 Пещера древнего человека П утешествие капли « АКВЫ » Предметные модели
7 Модель Земли
8 Графические модели
10 Требовани я к моделям 1. Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания. 2. Быть простой и доступной для создания и действия с ней. 3. Ярко и чётко передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть усвоены. 4. Модель должна нести в себе что-то новое, то, чего ребёнок ещё не знает
11 Принцип от простого к сложному Обучение моделированию связывала с использованием обследовательских действий. Важно учить ребёнка правильно вести анализ и сравнение предметов. Для расширения познавательных интересов детей во время обсуждения способов действий создавала проблемные ситуации, в которых участвовал сказочный герой Незнайка. Демонстрация моделей, использовалась мной, при условии предварительного ознакомления детей с объектами живой и неживой природы при помощи, и других методов и приёмов: наблюдений, экскурсий, чтения художественной литературы, дидактических игр, обеспечивающих живые представления о признаках, свойствах и отношениях объектов. Успешно использовала модели в процессе составления рассказов о природе, животных, птицах, цветах. В младшем возрасте с детьми составляли короткие рассказы, а в старшей группе, с опорой на модели, дети составляли развёрнутые рассказы о временах года, природных явлениях, животных, птицах. Например, детям очень понравился рассказ о путешествии Снежинки, с использованием геометрических фигур-схем. В старшем дошкольном возрасте, на более сложном этапе, дети сами зарисовывали с помощью символов – знаков признаки объекта(животного, птицы, растения) и составляли рассказ или придумывали сказку. В качестве дидактического материала, кроме моделей, я использовала мнемотаблицы
12 Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определённая информация Этапы работы с мнемотаблицей 1. Сначала мы с детьми рассматривали таблицу и разбирали, что на ней нарисовано. 2. Затем – осуществлялась перекодировка информации, т.е. преобразование из символов в образы. 3. Далее – составляли рассказ с опорой на символы(образы)т.е.отрабатывали метод запоминания. При этом дети рассказывали самостоятельно или с помощью педагога. 4. На следующем этапе – делали графическую зарисовку мнемотаблицы. А затем - ребёнок сам воспроизводил таблицу при её показе ему.
13 Этапы работы с мнемотаблицей С сезонными изменениями в природе знакомила детей через сказки «Как весна проснулась», «В гости к матушке Зиме» и др. Здесь таблица использовалась мно ю, как обучающее средство. Через сказки я знакомила детей с содержанием и информацией, которую вносила в таблицу. В младших группах использовала таблицы цветные, так как у детей остаются отдельные образы ( лиса – рыжая, цыплёнок – жёлтый). А в старшем возрасте детям предлагала мнемотаблицы чёрно-белые, схематические.
14 П р о в е д ё н н а я р а б о т а, в н а п р а в л е н и и о б у ч е н и я д о ш к о л ь н и к о в н а в ы к а м м о д е л и р о в а н и я п р и о з н а к о м л е н и и с ж и в о й и н е ж и в о й п р и р о д о й и р е з у л ь т а т ы д и а г н о с т и к и п о к а з а л и, ч т о : 1. Д е т и б е з з а т р у д н е н и я о р и е н т и р у ю т с я в з н а к о в о й с и с т е м е и с п о с о б а х к о д и р о в а н и я. 2. У м н о г и х д е т е й н а м е т и л с я п е р е х о д о т п р е д м е т н о - п р а к т и ч е с к и х к о б р а з н о - с и м в о л и ч е с к и м д е й с т в и я м. 3. П о в ы с и л с я и н т е р е с к п о з н а в а т е л ь н о й д е я т е л ь н о с т и. 4. С о в е р ш е н с т в у е т с я у с т н а я р е ч ь д е т е й и р а з в и в а е т с я л о г и ч е с к о е, о б р а з н о е м ы ш л е н и е, п а м я т ь, в н и м а н и е. 5. Д е т и н а у ч и л и с ь р а с к р ы в а т ь в а ж н ы е о с о б е н н о с т и о б ъ е к т о в п р и р о д ы и з а к о н о м е р н ы е с в я з и, с у щ е с т в у ю щ и е в н е й. 6. Ф о р м и р у ю т с я о б о б щ ё н н ы е п р е д с т а в л е н и я и э л е м е н т а р н ы е п о н я т и я о б о к р у ж а ю щ е м м и р е. В к а ч е с т в е д и а г н о с т и к и и с п о л ь з о в а л а з а д а н и я и з р а б о ч и х т е т р а д е й « Д о б р о п о ж а л о в а т ь в э к о л о г и ю » О. А. В о р о н к е в и ч. И в о т т а к и е р е з у л ь т а т ы м н о й б ы л и п о л у ч е н ы : г. г. В ы с о к и й у р о в е н ь С р е д н и й у р о в е н ь Н и з к и й у р о в е н ь Ж и в а я п р и р о д а Н а ч а л о г о д а К о н е ц г о д а Н а ч а л о г о д а К о н е ц г о д а Н а ч а л о г о д а К о н е ц г о д а 1 4, 2 % ( 3 р е б. ) 1 9 % ( 4 р е б ) 5 7, 2 % ( 1 3 д е т е й ) 6 2 % ( 1 4 д е т е й ) 2 8, 5 % ( 6 д е т е й ) 1 9 % 4 р е б ) Н е ж и в а я п р и р о д а 1 9 % ( 4 р е б ) 2 3, 8 % ( 5 д е т е й ) 6 2 % ( 1 4 д е т е й ) 6 1, 9 % ( 1 4 д е т е й ) 1 9 % ( 4 р е б ) 1 4, 3 % ( 3 р е б ) Проведённая работа, в направлении обучения дошкольников навыкам моделирования при ознакомлении с живой и неживой природой и результаты диагностики показали, что: 1. Дети без затруднения ориентируются в знаковой системе и способах кодирования. 2. У многих детей наметился переход от предметно- практических к образно-символическим действиям. 3.Повысился интерес к познавательной деятельности. 4. Совершенствуется устная речь детей и развивается логическое, образное мышление, память, внимание. 5. Дети научились раскрывать важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. 6. Формируются обобщённые представления и элементарные понятия об окружающем мире. В качестве диагностики использовала задания из рабочих тетрадей «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич.
15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.