Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmarikakov.narod.ru
1 Раздел III: Микроэкономика Тема 3: Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос Доцент Ковальская М.И.
2 2 План: 3.1. Понятие сдвига кривой спроса 3.2. Полезность и спрос Индивидуальный спрос и спрос на рынке в целом 3.4. Классификация потребительского спроса
3 Понятие сдвига кривой спроса
4 4 Зависимость объема спроса Q D от определяющих его факторов называется функцией спроса: Q D = f (P, I, T, W, P sub, P com … N, B) Q - quantity-количество ; D - demand - спрос
5 5 Обратим внимание на различие двух понятий: 1. Изменение объёма спроса - change in quantity 2. Изменение спроса - change in demand
6 6 Изменение объема спроса P P2P2 P1P1 0QQ2Q2 Q1Q1 D D change in quantity изменение объема спроса
7 7 Изменение объёма спроса - change in quantity При движении по линии спроса вправо вниз объем спроса увеличивается с одновременным снижением цены и наоборот Скольжение происходит вдоль одной и той же кривой спроса, так как значения всех факторов, влияющих на спрос (кроме цены данного товара) остаются неизменными
8 8 Предположим, что изменится значение одного из прочих факторов, например, дохода. Если доход увеличится, то каждой возможной цене товара будет соответствовать больший объём спроса.
9 9 Изменение спроса P P1P1 0 QQ 1 Q1Q1 D D D D D D change in demand изменение спроса
10 10 Изменение спроса - change in demand Увеличение денежных доходов потребителей означает увеличение спроса при некоторой постоянной цене P1, т.е. произойдет сдвиг кривой DD в положение DD. Напротив, уменьшение дохода приведет к уменьшению спроса при некоторой постоянной цене P1, т.е. - сдвигу кривой спроса влево в положение DD.
11 11 1. Термин «спрос» всегда связывается с положением всей линии (кривой) спроса 2. Термин «объём спроса» характеризует положение отдельной точки на линии (кривой) спроса
12 12 Оному и тому же объёму спроса при сдвиге линии спроса соответствуют разные цены P P1P1 0Q Q1Q1 D D D D изменение цены спроса при сдвиге линии спроса (изменении спроса) P2P2
13 13 Как влияют на спрос: вкусы и предпочтения потребителей цены на взаимосвязанные товары ожидания в изменениях будущих цен численность населения (количество покупателей)
14 14 Влияние на спрос вкусов и предпочтений потребителей Если тяга к потреблению данного товара у людей возрастает, то линия спроса на данный товар сдвинется вправо Наоборот, если число сторонников потреблять данный товар уменьшится, то линия спроса на него сдвинется влево
15 15 Как влияют на спрос цены взаимозависящих товаров?
16 16 Взаимозависящие товары: Взаимозаменяемые товары – товары субституты Взаимодополняемые товары – комплементарные товары (товары комплементы)
17 17 Если два товара являются товарами – субститутами, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (масло и маргарин)
18 18 Если два товара комплементарны, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь (автомобиль и бензин).
19 19 Как влияют на спрос ценовые ожидания? Если ожидается увеличение цен на товар, то при прочих равных условиях, линия спроса сместиться вправо Если ожидается уменьшение цены на товар, то линия спроса сместиться влево
20 20 Как численность населения влияет на спрос? Увеличение численности населения (при прочих равных условиях) сдвигает линию рыночного спроса вправо для всех товаров, поскольку увеличивается количество покупателей. Уменьшение численности населения (при прочих равных условиях) сдвигает линию рыночного спроса влево для всех товаров, поскольку уменьшается количество покупателей.
21 Полезность и спрос
22 22 Рассмотрим поведение покупателя: Какими правилами руководствуется покупатель при покупке того или иного товара? Какие цели при этом ставит покупатель? Сколько единиц данного товара покупатель приобретает при определенных условиях?
23 23 Поведение потребителя в рыночной экономике изучает теория субъективной полезности
24 24 Теория субъективной полезности опирается на следующие основные предположения: Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход: Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (предельная полезность), меньше полезности предыдущей единицы.
25 25 В теории субъективной полезности выделяют: Кардиналистский подход - (от англ. cardinal – количественный). Основателями данного подхода были К. Менгер ( ), Ф. Фон Визер ( ), Е. Бем-Баверк ( ). Ординалистский (порядковый) подход. Наибольший вклад в разработку ординалистской теории полезности внесли итальянский экономист, В.Парето, русский экономист и математик Е.Е.Слуцкий (1915 г.), английские экономисты Р.Алллен и Дж. Хикс (1934).
26 26 Представители кардиналистского подхода предприняли попытки измерения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы, допуская возможность количественного измерения потребителем полезности благ
27 27 Общая и предельная полезность абрикосов для отдельного потребителя Число абрико- сов, Q Общая полезность, ед. TU – total utility Предельная полезность, ед. MU – marginal utility
28 28 Общая полезность Предельная полезность TU MU QQ
29 29 ВЫВОД кардиналистской теории: Линия (кривая) предельной полезности является также линией (кривой) спроса, при условии, что полезность выражается в денежных единицах и полезность денежной единицы остается постоянной.
30 30 Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) состоит в следующем: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
31 31 Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.
32 32 Такой подход основывается на допущении о независимой полезности каждого блага. В действительности многие товары взаимосвязаны в процессе потребления, следовательно, потребитель максимизирует полезность от одновременного потребления множества доступных при его доходе благ.
33 33 Второй закон Госсена: чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине
34 34 Правило максимизации полезности заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида благ, приносит одинаковую предельную полезность.
35 35 Условие равновесия потребителя имеет вид:
36 Индивидуальный спрос и спрос на рынке в целом
37 37 Факторы индивидуальных различий спроса : уровень доходов; предпочтения и вкусы; национальные традиции; половозрастные различия; уровень образования; доля затрат на товар в бюджете потребителя и т. д.
38 38 Объём спроса каждого покупателя - это соответствующее данной цене количество товара, которое потребитель считает для себя необходимым и желательным в данный промежуток времени. В это проявляется суверенитет потребителя (независимость потребителя)
39 39 Линии спроса отдельных потребителей. P P Q D1D1 Q 1 0 Q 2 D3D3 D2D2 D4D4
40 40 Объём рыночного спроса при каждом значении цены равен сумме объёмов спроса отдельных потребителей при данном значении цены за некоторый промежуток времени
41 41 Суммарный спрос трех потребителей А, Б, В Цена (Р), руб. Индивидуальный спрос Ры- ноч- ный спрос QAQA QБQБ QВQВ 6 и более
42 42 Суммирование спроса Р Q D DБDБ DВDВ DАDА
43 Классификация потребительского спроса
44 44 Рассматривая спрос потребителя мы исходили из предположения о независимости (суверенитете) потребителя. Однако в действительности каждый потребитель испытывает влияние вкусов и предпочтений других потребителей.
45 45 Классификация потребительского спроса (по Х.Лейбенстайну) ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС Функциональный Нефункциональный Социальный Спекулятивный Нерациональ -ный Эффект присоединения к большинству Эффект сноба Эффект Веблена
46 46 Функциональным спросом называется такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу
47 47 Нефункциональным спросом является часть спроса, обусловленная факторами, непосредственно не связанными с качествами, присущими экономическому благу
48 48 Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем
49 49 Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, т.е. спрос, нарушающий предпосылку о рациональном поведении потребителя
50 50 Эффект присоединения к большинству – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие
51 51 Эффект сноба – эффект изменения спроса в результате реакции потребителя, направленной в противоположную сторону по отношению к общепринятой (стремление выделится). В этом случае спрос отдельного потребителя отрицательно соотносится с общим спросом
52 52 Эффект Веблена – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену (престиж товара, бренд). В отличие от эффекта сноба, который зависит от объема потребления остальных, эффект Веблена в первую очередь зависит от цены
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.