Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsiteresources.worldbank.org
1 Техническая встреча по разработке методологии оценки механизма привлечения ИРС в Казахстане Существующая практика определения потребности для привлечения ИРС Meruert Makhmutova, PhD Public Policy Research Center (PPRC) Алматы, 16 Февраля 2012
2 Введение Рост экономики Казахстана в 2000-х гг. превратил его в привлекательное место для поиска работы для граждан ближнего и дальнего зарубежья. Правительство РК регулирует привлечение трудовых мигрантов для работы на территории Республики Казахстан, устанавливая ежегодно квоту.
3 Регулирование трудовой миграции Квота устанавливается как доля иностранной рабочей силы в процентном отношении к численности экономически активного населения. При определении квоты МТСЗН опирается на заявления работодателей. Работодатель ежегодно до первого сентября, подает в уполномоченный орган обоснование для привлечения иностранной рабочей силы на предстоящий год. После этого уполномоченный орган до первого октября на основании анализа внутреннего рынка труда и заявок работодателей, представляет в МТСЗН обоснование привлечения иностранной рабочей силы на предстоящий год. Заинтересованные государственные органы в эти же сроки могут вносить в МТСЗН предложения по определению квоты на привлечение иностранной рабочей силы. МТСЗН на основании предложений уполномоченных органов и заинтересованных государственных органов до первого декабря вносит в Правительство Республики Казахстан проект решения об установлении квоты на предстоящий год. После принятия Правительством решения об установлении квоты МТСЗН в течение пятнадцати календарных дней распределяет ее между областями, городами Астана и Алматы с учетом ситуации на рынке труда и потребностей экономики соответствующей области, городов Астана и Алматы в рабочей силе. Информация о количестве установленной квоты на привлечение иностранной рабочей силы в разрезе категорий с разбивкой по областям, городам Алматы и Астане должна размещаться на сайте МТСЗН не позднее трех рабочих дней со дня ее распределения.
4 Установленная квота и фактически привлечено ИРС
5 Страны происхождения трудовых мигрантов, 2010 г., %
6 Страны поставщики ИРС
7 Привлечение трудовых мигрантов по отраслям в 2010 г.
8 Неформальная трудовая миграция Между сведениями МТСЗН по привлечению ИРС и реальными масштабами трудовой миграции существует огромная разница. Большая часть трудовой миграции осуществляется по неформальным каналам. Существуют различные неформальные оценки международных организаций и экспертов численности незарегистрированных мигрантов в Казахстане (от 300 тысяч до миллиона). Большинство из них – это граждане стран СНГ, которые имеют полное право приехать в Казахстан без визы, но затем они устраиваются здесь на работу. Многие из них живут в Казахстане на протяжении нескольких лет, либо периодически возвращаются домой[1]. Так, согласно данным опроса PPRC мигрантов из Азербайджана, Армении, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана 6,4% находились в Казахстане менее года, 60% респондентов – 1-4 года, 25% проживали здесь 5-8 лет.[1] [1] PPRC (2007). Survey of remittance senders in Kazakhstan. Study for ADB «Remittances and Poverty in Central Asia and South Caucasus countries» project. [1]
9 Проблемы системы квотирования (1) В настоящее время система квотирования не отражает реальные потребности рынка труда и фактически привлекаемое число трудовых мигрантов: имеют место значительные расхождения между размером установленной квоты и фактом привлечения ИРС. Статистика по ИРС не предоставляет информации о том, какие именно специалисты ежегодно привлекались, указываются только категории и отрасли экономики. Это затрудняет проведение дальнейших исследований по потребностям рынка труда. Также система квот не способствует вовлечению в правовое поле, в формальный сектор экономики огромного потока недокументированных трудовых мигрантов, уже находящихся в Казахстане из Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, других стран СНГ, работающих на рынках и стройках, фактически в неформальном секторе экономики.
10 Проблемы системы квотирования (2) система определения квот негибкая, так как экономическая ситуация быстро меняется от времени подачи заявки до фактического привлечения ИРС система квотирования не основывается на анализе и прогнозе трудовых ресурсов. ставка квоты устанавливается как доля экономически активного населения, из которых треть составляют самозанятые. привлечение иностранной рабочей силы происходит при наличии безработицы среди местного населения, причем снижение безработицы достигается статистическим увеличением числа самозанятых. кроме того, есть длинный перечень исключений – тех организаций, которые не подпадают под квоты. фактически в настоящее время нет полной информации о количестве трудовых мигрантов в Казахстане.
11 Приоритеты миграционной политики В связи с созданием Таможенного союза, Казахстан сосредоточился на сотрудничестве в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Для обеспечения свободы перемещения рабочей силы подписано Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств и Соглашение о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей. Однако основной приток трудовых мигрантов в Казахстан происходит не из России и Беларуси, а из близлежащих стран Центральной Азии. По официальным данным, в Казахстане практически нет трудовых мигрантов из Таджикистана. По данным Миграционной службы Таджикистана, в Казахстане находится таджикских мигрантов. Правительству необходимо уделять внимание сотрудничеству и обмену данными по мигрантам со странами региона.
12 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.