Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmrcpk.marsu.ru
2 Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Теперь внимательно рассмотрим технику исполнения вышивки. По мерцающей серебром материи стежок за стежком, строго по ячейкам ткани, словно по канве, вышивался контур рисунка. Рукодельницы чаще всего пользовались старыми образцами или сколками, сохраняя таким образом иконографию древних сюжетов. Второй этап внутреннее заполнение узора прямой сеткой, в ячейках которой, в шахматном порядке, вышивались крестики.
3 Праздничная женская рубаха. Олонецкая губерния.. Первая половина XIX века. Словно звездочки, рассыпаны по рукавам маленькие лучистые ромбики. А на плечах, в обрамлении жарко-красного узора, ромбы уже большие. Вокруг воротка рубахи расцвели невиданные растения, среди них уселись птицы. Наряднее же всего украшен подол. В центре его фантастическая птица внутри какого-то причудливого строения, у стен и на крыше которого расположились большие и малые птахи. А рядом выросли диковинные деревья, застыли смешные человечки с поднятыми вверх руками. Всего же узора, что идет вокруг подола, не описать пером только в сказке сказать!
4 В середине прошлого столетия еще был из сел собирались из ближних и жив обряд «чтения узоров». В одно дальних мест девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах. Пришедшие на празднество парни выбирали себе в провожатые старую женщину и с ней подходили к разряженным девушкам. Женщина показывала их передники и подолы рубах, поясняя при этом значение узоров. Парни же по вышивкам судили о трудолюбии и способностях девушек. В старинной северной песне поется, как работала одна из таких рукодельниц: Во первый раз вышивала Красно солнце с маревами. Со теплыми облаками; Во второй раз вышивала Светел месяц со лучами. Со частыми со звездами... В четвертый раз вышивала Сине море со волнами...
5 Конец полотенца. Вологодская губерния, вторая половина XIX века. Словно вспорхнув с подола рубахи, птицы- павы уселись рядом с усыпанными цветами растениями. Означает это, что с прилетом долгожданных птиц, а следовательно, с приходом весны, расцветает вся природа: Прилетела пава, Села на лаву, Распустила перья Для всякого зелья.
6 Со временем обрядовое значение вышивки постепенно забывалось и на первое место выступала ее декоративная сторона. Все чаще мастерицы заполняют силуэт так называемыми наборными швами, состоящими из разноцветных квадратиков, треугольничков, прямоугольничков. Все это разрушает древнюю образную систему народной вышивки, хотя сами произведения из величаво-торжественных становятся празднично-нарядными.
7 Еще несколько десятилетий и древний миф совсем уходит из народных вышивок: в начале XX века даже лучшие рукодельницы уже не знают истинного смысла многих вышиваемых ими узоров. Однако юным исследователям, конечно, недостаточно только любоваться этими прекрасными узорами. Хорошо бы срисовать их в альбомчик, который всегда должен быть при вас. А потом постараться побольше узнать о духовной стороне поразительного искусства своих предков. Право, в нем немало такого, о чем никогда не следует забывать.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.