Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемprodlenka.org
1 Всероссийский творческий конкурс для педагогов «Век живи, век учись!» Номинация «Современный учитель» Притчи – крупицы человеческой мудрости Сергеева Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 6» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
2 Франц Кафка О притчах Многие сетуют на то, что слова мудрецов это каждый раз всего лишь притчи, но неприменимые в обыденной жизни, а у нас только она и есть. Когда мудрец говорит: «Перейди туда», он не имеет в виду некоего перехода на другую сторону, каковой еще можно выполнить, если результат стоит того, нет, он имеет в виду какое-то мифическое «там», которого мы не знаем, определить которое точнее и он не в силах и которое здесь нам, стало быть, ничем не может помочь. Все эти притчи только и означают, в сущности, что непостижимое непостижимо, а это мы и так знали. Бьемся мы каждодневно, однако, совсем над другим. В ответ на это один сказал: «Почему вы сопротивляетесь? Если бы вы следовали притчам, вы сами стали бы притчами и тем самым освободились бы от каждодневных усилий». Другой сказал: «Готов поспорить, что и это притча». Первый сказал: «Ты выиграл». Второй сказал: «Но, к сожалению, только в притче». Первый сказал: «Нет, в действительности; в притче ты проиграл».
3 Притча - это способ сказать то, что невозможно сказать. (Из книги Ошо, Словарь просветления) Иногда мы становимся свидетелями событий, которые будут не только забавными, но позволят сделать нам какие-то выводы. Иногда это будет смешно, а иногда и не очень. В притчах крупицах мудрости человечества за много веков накопилось множество порой не придуманных историй, которые способны заставить человека задуматься над происходящим вокруг, над причинами, толкающими людей на те или иные поступки, над своим собственным образом жизни. Притчи это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ облегчённый, потому что притчи это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.
4 Притча – текст для написания сочинения- рассуждения на ГИА и ЕГЭ Написание сочинения-рассуждения при подготовке к экзаменам по русскому языку ученикам зачастую дается нелегко. Начать работу по разбору текста, по-моему мнению, можно начать с текстов небольших по объему притч, в которых мораль (основная мысль) ученики определяют с легкостью (для подготовки к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе). Нужно помнить, что мораль – эта позиция, высказанная автором в притче (для подготовки к сочинения-рассуждения в 11 классе). Эту работу можно совместить в анализом текста. Например, к тексту прилагается задание выявить изобразительно- выразительные средства языка (задания А3 в ГИА и В8 в ЕГЭ). Также можно предложить учащимся работу в группах: изобразительные возможности лексики или синтаксиса и т.д. на примере разных текстов.
5 Работа с текстом современной притчи «Два друга». План работы с текстом. Внимательно прочитайте текст. Для чего автор написал эту притчу, какова ее мораль? Какие языковые средства вы можете здесь найти? Какую роль играют в тексте найденные в тексте средства выразительности? Проанализируйте текст, учитывая роль языковых средств. Однажды два друга поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину. Они продолжали идти, и нашли оазис, в источнике которого решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, стал тонуть, но друг его спас. Когда он пришёл в себя, написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы это стереть.
6 Учитель: Давайте попробуем определить, каким способом автор будет показывать нам свою позицию. Это будет сделано прямо, открыто или через модальный план? Ученики: И прямо (через отдельные предложения) и через модальный план (использование языковых средств). Учитель: Попробуем проанализировать данный текст, найти в нем средства выразительности, выявить позицию автора. Учитель: Какую фигуру речи автор использует, чтобы показать нам, что один из друзей был мудрым другом? Зачитайте строки. Учащиеся: Мы находим синтаксический параллелизм: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину» - «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь»; «Тот, который получил пощёчину, стал тонуть, но друг его спас» - «Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу, спросил его»; «Когда кто-либо нас обижает…» - «Но когда кто-либо делает что- либо хорошее…». Учитель: А почему использован параллелизм? Учащиеся: Потому что они друзья, а дружба построена на доверии, терпении, прощении. Учитель: Почему тот, которому дали пощечину, не обиделся на друга? Учащиеся: Возможно, он был виноват в чем-то. А может быть, просто потому, что он настоящий друг. Ведь сначала он ему дал пощечину, а затем спас от смерти. Учитель: Какой способ выражения авторский позиции мы здесь нашли? Учащиеся: Через модальный план. Учитель: В каких словах, на ваш взгляд выражена авторская позиция? Зачитайте эти строки. Учащиеся: Это последние предложения притчи: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы это стереть». Учитель: Это открытая авторская позиция. В чем заключается смысл этих строк, или мораль? Чему учит текст? Учащиеся: Они объясняют нам, что есть настоящая дружба: умение прощать обиды и ценить и помнить самые лучшие и добрые поступки своих друзей, доказывающие, что он и есть «мой самый лучший друг».
7 «Кем же ещё я мог стать?» Жили два брата. Один брат был успешным человеком, достигшим известности своими благими делами. Другой брат был убийцей. Перед судом над вторым братом группа журналистов обступила его, и один задал вопрос: Как получилось, что вы стали преступником? У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать? В это время несколько журналистов обступили первого брата, и один спросил: Вы известны своими достижениями; как получилось, что вы добились всего этого? У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать?
8 Учащиеся : Мы видим двух братьев. Чтобы показать нам их непохожесть, автор использует антонимы («успешный человек»- «убийца»), заостряя внимание читателя на условиях, в которых они выросли, автор использует вопросительные предложения: («Как получилось, что вы стали преступником?»; «Вы известны своими достижениями; как получилось, что вы добились всего этого?»), позволяя заметить разницу взглядов братьев на жизнь. Повтор вопросительного предложения «Кем же ещё я мог стать?» необходим, чтобы мы задумались, почему каждый из них выбрал тот или иной жизненный путь. Автор оставляет финал притчи открытым. Использование риторического вопроса помогает нам сделать вывод о том, что в одних и тех же сложных условиях человек может выбрать для себя лучшее предназначение.
9 Анализ изобразительно-выразительных средств в притче «Кем я еще мог стать?» Пример ИВС из текстаРоль ИВС 1.Антонимы «успешный человек»- «убийца» Позволяют конкретизировать мысль, сделать описание подробным, представить разные аспекты, сделать акцент, обобщить, поразить воображение, заострить внимание. 2. Вопросительные предложения «Как получилось, что вы стали преступником?»; «Вы известны своими достижениями; как получилось, что вы добились всего этого?» Позволяют услышать ключевые вопросы, заметить разницу взглядов братьев на жизнь 3. Повтор «У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать?» Используется для усиления высказывания, придания речи определенного ритма.
10 «Новое в старом» Работая с притчами, мы формируем у учащихся: 1.жизненное определение, ориентацию в системе моральных норм и ценностей; 2.коммуникативные умения (общение и взаимодействие в группах, умение слушать и слышать, выражать с достаточной полнотой и точностью свою позицию, готовность обсуждать разные точки зрения); 3.развиваем учебную мотивацию ( на примере работы с текстом притчи вырабатывается алгоритм по выявлению основной мысли, формулированию тезиса, подбору аргументов из текста, а также из личного опыта (в 11 классе), а затем этот опыт помогает работать с текстом большого объема).
11 Учебное исследование После того как учащиеся смогут самостоятельно анализировать тексты притч, можно предложить им поработать над индивидуальным учебным исследованием, которое включает в себя: 1)определение проблемы, поставленной автором в предложенном на карточке тексте притчи; 2) аргументирование проблемы; 3) проведение исследования (например, анализ ИВС); 4) представление результатов исследования (презентация, оформление которой не займет у учащегося много времени ( небольшой объем текста), но поможет ярко представить материал.
12 Источники текстов притч Притчи можно найти на сайте «Притчи.ру» (предпочитаю современные, в которых поставлены проблемы, понятные подросткам, а значит, доступные для них) Можно использовать «Притчи и истории» В.А.Сухомлинского, представленные на сайте Селезневой Елены lichnost.ruhttp:// lichnost.ru Сама часто обращаюсь к притчам О.М.Безымянной ( на основе одной из притч разработаны два урока: ) Интересны притчи и сказки Леонардо да Винчи htmlhttp://pritchi.castle.by/ras html
13 Притчи – крупицы человеческой мудрости Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного», писал он.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.