Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемrtc-edu.ru
1 Образовательная политика и оценивание. Опыт России. В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. СЕССИЯ 2 Учебный курс «Система оценки качества и образовательная политика: ключевые проблемы и направления развития» июня 2012 года, Кыргызская Республика
2 РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОКО ОСНОВНЫЕ УРОКИ
3 ЦЕЛИ Выделить наиболее значимые уроки, извлечённые из опыта построения и реформирования национальной системы оценки качества образования, которые могут быть использованы при проектировании новых направлений реформирования образования.
4 Урок 1. Политическая поддержка Политическая поддержка не только в принятии решения о проведении реформы, но и в последовательном отстаивании этого решения на этапе реализации (когда многие профессиональные и общественные группы сопротивляются изменениям, и поддержку не так просто завоевать). Указ Президента РФ "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ" Указ Президента РФ "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления (МСУ) городских округов и муниципальных районов"
5 Урок 1. Политическая поддержка При проведении реформы сверху важно: вести целевую работу со стэйкхолдерами на всех уровнях. уделить особое внимание работе с региональной «элитой» (губернаторами, министрами образования).
6 Перспективные задачи 1 1) Оптимизация политических решений (по содержанию и способам реализации). 2) Корректировка политических решений на основе обратной связи.
7 Урок 2. Шаг за шагом Поэтапное внедрение в режиме эксперимента по созданию устойчивой технологии внешней оценки - один из факторов успеха при введении ЕГЭ. Нужно было время: - чтобы отработать технологии проведения, понять наиболее серьёзные проблемы и затруднения, скорректировать структуру и содержание экзамена. - для выращивания региональных команд по проведению ЕГЭ.
8 Перспективные задачи 2 1) Введя один мощный инструмент ЕГЭ, необходимо создавать систему оценки качества образования, включающую и другие инструменты оценки учебных достижений учащихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и систем. 2) Сроки эксперимента должны быть разумными. Не следует жить в состоянии перманентного эксперимента, оттягивая введение изменений.
9 Урок 3. Общественная дискуссия Введение масштабных изменений, затрагивающих интересы большого числа общественных и профессиональных групп, невозможно обеспечить без общественной поддержки. Ключевым фактором становится умело организованная, широкая и открытая общественная дискуссия. Общественная дискуссия должна быть результативной – выявлять реальные проблемы и предлагать варианты их решений.
10 Перспективные задачи 3 1) Авторы нововведений должны планировать проведение общественной дискуссии в качестве одного из основных мероприятий планируемых изменений (реформы). 2) Организация взаимодействия представителей профессионального сообщества с целью поддержки изменений включает: - активную профессиональную коммуникацию по основным проблемам, - создание открытых площадок для обмена профессиональным опытом педагогов, исследователей, экспертных групп.
11 Урок 4. Общественный контроль Единый государственный экзамен является процедурой оценки с высокими ставками, как для учеников, так и для учителей и школ, работу которых оценивают по его результатам. Система общественного контроля – эффективное средство против преднамеренных нарушений процедуры проведения ЕГЭ и фальсификации результатов.
12 Перспективные задачи 4 Открытость и прозрачность процедуры ЕГЭ может обеспечиваться за счёт: 1) привлечения независимых общественных наблюдателей при проведении экзамена, 2) публикации результатов в СМИ (включая случая нарушений и фальсификации), 3) обсуждения результатов с привлечением авторитетных общественных организаций.
13 Урок 5. Интерпретация результатов Некорректная интерпретация результатов измерений при проведении оценки учебных достижений была и остается важнейшей проблемой. Опыт ЕГЭ показал, что зачастую данные экзамена используются для неправомерного сравнения и рейтингования школ и муниципалитетов, без учёта условий, влияющих на деятельность образовательных учреждений.
14 Перспективные задачи 5 Требуется подготовка подробных методических руководств о том: - каким образом должны анализироваться результаты экзамена (или другой программы оценки); - какие решения могут приниматься на основе имеющихся данных; При реализации политических решений следует избегать «простых» сопоставлений ОУ и образовательных систем без учёта контекстных факторов и результатов других измерений и оценок.
15 Урок 6. Россия в зеркале международных исследований Результаты исследований способствуют развитию систем образования, только если: они становятся достоянием всего общества, по ним проводятся профессиональные дискуссии, принимаются управленческие решения об изменениях в системе образования.
16 Перспективные задачи 6 Анализ полученных данных (включая проведение углублённых исследований) с целью совершенствования педагогической практики работы школ и учителей; Распространение и широкое обсуждение результатов исследований среди представителей профессионального сообщества; Выработка и реализация политики с опорой на результаты исследований качества образования. Использование результатов исследований при работе со стандартами нового поколения.
17 Урок 7. Уроки других стран Изучение международного опыта по решению аналогичных проблем, возникающих в России при построении ОСОКО. Особое внимание следует уделять опыту стран из «российского кластера» (страны с переходной экономикой, переживающие трансформацию социальных институтов).
18 Перспективные задачи 7 Изучение опыта других стран по введению различных форм и процедур оценки качества образования (не только стандартизированных тестов). Проведение дополнительных углублённых исследований по сравнению результатов России с результатами стран из «российского кластера».
19 Источники Болотов В.А., Вальдман И.А., Ковалёва Г.С., Пинская М.А.. Анализ опыта создания российской системы оценки качества образования. Совместная программа Правительства РФ и Всемирного банка READ. SABER: System Assessment and Benchmarking for Education Results. The World Bank.
20 ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВВЕДЕНИЮ ЕГЭ КАК ПРОЕКТ
21 КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ «У богатых свои причуды и … проблемы» 1992 г. Миссия Всемирного банка в России (Стив Хайнеман). Рекомендация по введению независимого стандартизированного экзамена. Работа с Нидерландами (бюро Cross) и Великобританией (Британский Совет).
22 «НУЛЕВЫЕ» 2000 г. Федеральная программа развития образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ Об утверждении федеральной программы развития образования 2001 г. Концепция модернизации образования РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р Что имели? Итоговая аттестация - золотые медалисты Вступительные экзамены в Вузы – «свой абитуриент своими руками» Опыт проведения Всероссийского централизованного тестирования (ЦТ)
23 ПОДГОТОВКА К ЕГЭ – осень 2000 г. 1)Формирование команды разработчиков. 2)Формат экзамена. Части А, В и С. 3)Технология (Центр тестирования Минобразования, компании ABBYY, КРОК)
24 ПОДГОТОВКА К ЕГЭ – зима гг. 4)Коллегия Минобразования России (декабрь 2001г.) 5)Подготовка КИМов (РАО и Вузы). 6)Поиск добровольцев – регионы (Чувашия, Марий Эл, Саха- Якутия, Самарская область) и вузы. 7)Постановление Правительства РФ от г. 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена».
25 СТАРТ ЕГЭ: февраль - май 2001г. Отработка технологии ежегодной подготовки к проведению ЕГЭ. Принцип обратного счёта. а) согласование работы технологов и разработчиков КИМов, б) тренировки региональных команд, в)оснащение РЦОИ и ППЭ в пилотных регионах, г)нормативное обеспечение: регламенты проведения ЕГЭ, правила проведения выпускных экзаменов, приёма в вузы по итогам ЕГЭ, апелляции …
26 РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА Цели эксперимента : 1)отработка технологии и процедуры проведения ЕГЭ; 2) отработка технологии создания КИМов по всем канонам тестологии; 3) обучение региональных команд.
27 ИНДИКАТОРЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ГОД Кол-во субъектов РФ Кол-во предметов Кол-во ВУЗов (и филиалов) Все Кол-во ССузов Все
28 РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
29 Главный принцип - не ухудшить существовавшее положение выпускников и абитуриентов! Главные правила Формирование рабочих групп из разномыслящих. Каждый цикл – разбор полётов по гамбургскому счёту и планирование следующего года со всеми участниками. Все изменения на следующий год закреплять до декабря текущего года. Постоянная подготовка и переподготовка кадров. 100 вопросов и 100 ответов для «чайников». Крупные сбои – оперативные пресс-конференции.
30 РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА Главные упущения и недостатки Не занимались формированием «партии ЕГЭ». Не работали с позитивными откликами (голос сторонников тонул в шуме оппонентов). Не успели сработать на опережение и предотвратить некорректное использование результатов.
31 РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА Публичная открытость Пресс-конференции, публикации в СМИ, работа с регионами.
32 СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЕГЭ ЕГЭ перегружен Много случаев неправомерного использования результатов: Рейтинги школ и муниципалитетов Аттестация педагогов Оценка деятельности губернаторов «Наказание невиновных и награждение непричастных» ЕГЭ – Мониторинги???
33 ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ ЕГЭ Совершенствование содержания КИМ (ориентация на компетентности) Введение базового и профильного уровней ЕГЭ по обязательным предметам (математика и русский) Повышение информационной безопасности процедуры экзамена Определение роли и места ЕГЭ в оценке работы учителей и эффективности деятельности образовательных учреждений. Мониторинги!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.