Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемcpd.mrsksevzap.ru
1 О разработке схем и программ развития электроэнергетики субъектов РФ 25 июля 2011 г. ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» Генеральный директор И.С. Кожуховский
2 2 Система прогнозирования и планирования электроэнергетики 2 Энергетическая стратегия России (горизонт планирования – 20 лет, разрабатывается один раз в 5 лет, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г р) Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики (горизонт планирования – 15 лет, разрабатывается один раз в 3 года, 3 июня 2010 г. новая Генеральная схема до 2030 г. одобрена на заседании Правительства Российской Федерации ) Схема и программа развития Единой энергетической системы России (горизонт планирования – 7 лет, разрабатывается ежегодно и утверждается Минэнерго России до 1 марта) Схемы и программы развития электроэнергетики субъектов РФ (горизонт планирования – 5 лет, разрабатываются ежегодно и утверждаются субъектами РФ до 1 мая) Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 октября 2009 года 823 к документам, определяющим развитие электроэнергетики, относятся:
3 1. Прогноз регионального электропотребления 2. Оптимизация развития распределительных сетей синхронизированных с вводом опорных подстанций сети ЕНЭС и обеспечивающих прогнозный спрос на электрическую энергию 3. Стимулирование развития местной генерации (распределенная генерация, когенерация, включая перевод региональных котельных в ТЭЦ, генерация на местных видах топлива, генерация на основе ВИЭ) 4. Координация развития и модернизации систем теплоснабжения муниципальных образований 5. Разработка инвестиционных программ РСК на основе региональных схем и программ 6. Формирование долгосрочных тарифов, стабильных и благоприятных условий привлечения инвестиций в региональную энергетику Основные задачи разработки Региональной программы Основные задачи разработки Схем и программ развития электроэнергетики субъектов РФ (далее – региональных программ) 3
4 Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 года, одобренная на заседании Правительства Российской Федерации Схема и программа развития ЕЭС России на гг. Инвестиционные программы генерирующих и электросетевых компаний на 3 – 5 летний период, утвержденные Минэнерго России в 2010 г. Документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Разработка региональной программы в 2011 году должна базироваться на следующих документах: Источники информации для разработки региональной программы 4
5 Требования Президента и Правительства РФ к региональным программам 5 1. Прогноз спроса на электроэнергию и мощность; 2. Перспективные балансы производства и потребления электроэнергии и мощности; 3. Схема развития электроэнергетики; 4. Информация о развитии электросетевых объектов 110 кВ и выше поименно и сводные данные по ВЛ и ПС ниже 110 кВ; 5. Информация о развитии генерации выше 5 МВт. Постановлением Правительства Российской Федерации от определены требования к Схеме и программе развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации: Разработчик: органы исполнительной власти субъектов РФ при участии системного оператора и сетевых организаций Горизонт разработки: 5 лет Периодичность разработки: ежегодно с утверждением до 1 мая Требования к содержанию программ: Дополнительное требование: Поручением Президента РФ от Пр-839 определено требование предусмотреть в рамках схем и программ перспективного развития электроэнергетики максимальное использование потенциала когенерации и модернизацию систем централизованного теплоснабжения муниципальных образований
6 Методическая база разработки Региональных программ 6 Для обеспечения единообразия подходов и учета всех требований к Региональным программам Минэнерго России разработало методическую базу формирования программ Разработаны и доведены до субъектов РФ (Приложение к протоколу всероссийского совещания АШ-369пр) Методические рекомендации по разработке схемы и программы развития электроэнергетики субъекта РФ, которые учтены субъектами РФ при разработке программ в 2011 г. Необходима дальнейшая доработка методической базы разработки региональных программ. Необходим специальный порядок разработки и утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ схемы и программы развития электроэнергетики Предложения к «Порядку разработки и утверждения …» разработаны ЗАО «АПБЭ» совместно с ОАО «СО ЕЭС», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК» и представлены в Минэнерго России к
7 ВСЕГО субъектов РазработаныНе разработаныРазработаныНе разработаны СЗФО ЦФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО ИТОГО Состояние разработки схем и программ субъектов РФ 7 Схемы и программы развития электроэнергетики субъектов РФ на 2010 и 2011 годы
8 Амурская область; Вологодская область; Владимирская область; Воронежская область; Костромская область; Краснодарский край; Курганская область; Курская область; Московская область; Ненецкий АО; Нижегородская область; Новосибирская область; Омская область; Орловская область; Республика Башкортостан; Республика Саха (Якутия); Республика Хакасия; Самарская область; Смоленская область; Тульская область; Ульяновская область; Чувашская республика; Хабаровский край; Ямало-Ненецкий АО. Состояние разработки схем и программ субъектов РФ 8 23 субъекта РФ, не разработавшие схемы и программы ни разу (в 2010 и 2011 гг.): Архангельская область; Новгородская область; Ленинградская область; Санкт-Петербург; Белгородская область; Тамбовская область; Республика Адыгея; Ростовская область; Республика Ингушетия; Кабардино-Балкарская республика; Карачаево-Черкесская республика; Республика Северная Осетия - Алания; Чеченская Республика; Республика Марий Эл; Республика Мордовия; Тюменская область; Республика Тыва; Красноярский край; Иркутская область; Кемеровская область; Приморский край; Магаданская область; Еврейская автономная область. 24 субъекта РФ разрабатывают программы ежегодно (в 2010 и 2011 гг.):
9 Вопросы электроснабжения: Постановление Правительства РФ 823 напрямую не указывает необходимость проведения электрических расчетов в Региональных программах. Однако разработка обоснованных предложений по развитию распределительных сетей требует выполнения указанных расчетов. Это существенно увеличивает стоимость и сроки выполнения программы. Необходимо придти к взаимоприемлемому решению вопроса (как предложение – регулярность выполнения расчетов раз в 3 года, использование обосновывающих материалов ОАО «Холдинг МРСК» и др.) В ряде регионов распределительные сети 35 кВ играют важную роль. В связи с этим, при необходимости, целесообразно предусмотреть в Региональных программах возможность поименно выделять новые электросетевые объекты напряжением 35 кВ Предложения по новым электроэнергетическим объектам, отсутствующим (или имеющим более ранние сроки ввода) в Схеме и программе развития ЕЭС России, должны иметь необходимое обоснование Анализ практики разработки Региональных программ 9 Все Региональные программы выполнены в 2011 году с учетом методических рекомендаций Минэнерго России, но с разной степенью проработки отдельных вопросов. Полностью учтены методические рекомендации (лучшие Региональные программы) в следующих субъектах РФ: Калининградская, Новосибирская, Тульская области, Республика Калмыкия, Волгоградская обл.
10 Меры по развитию когенерации По итогам заседания Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России г. ( Пр-839, пункт 5) Президентом РФ поручено предусмотреть в рамках схем и программ перспективного развития электроэнергетики максимальное использование потенциала когенерации и модернизация систем централизованного теплоснабжения муниципальных образований За период с 1992 года отпуск тепла от ТЭС снизился более чем в 1,5 раза. Доля электроэнергии, выработанной в режиме когенерации, упала с 34% до 28%. В результате увеличения конденсационной выработки средний по стране коэффициент полезного использования топлива на ТЭС упал с 57% до 52%. Общее число котельных увеличилось почти на 10%, в т.ч. мелких котельных до 3 Гкал/час почти на 20% Наименование показателя 2000 г.2010 г.% Число котельных, единиц ,7% в т. ч. мощностью до 3 Гкал/час ,3% от 3 до 20 Гкал/час ,3% от 20 до 100 Гкал/час ,8% Из них: на твердом топливе ,0% на жидком топливе ,1% на газе ,7% Коммунальные котельные в городах России Число мелких коммунальных КУ стремительно растет Число средних и крупных коммунальных КУ резко снижается Суммарная мощность коммунальных КУ снижается из-за вывода крупных коммунальных КУ и вводов промышленных КУ В сравнении с 2000г. в 1,5 раза выросло число коммунальных КУ на газе, резко сократилось число КУ на жидком топливе 10
11 11 комплексное планирование развития теплосетевой инфраструктуры и теплогенерирующих мощностей координация инвестиционных программ ТГК с администрациями муниципальных территорий максимальное использование имеющегося потенциала ТЭЦ модернизация крупных котельных с установкой эффективных малых установок когенерации перевод котельных в пиковый режим и закрытие неэффективных котельных формирование стабильных и благоприятных условий привлечения инвестиций в теплоснабжение Основные задачи региональных программ развития тепловой энергетики В рекомендациях Минэнерго учтено, что при разработке схем и программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации одним из основных направлений в программе должно стать максимальное использование потенциала когенерации и создание благоприятных условий для инвестиций в теплоснабжение на базе когенерации В регионах практически утрачены компетенции по вопросам комплексного развития эффективных схем энергоснабжения и теплоснабжения муниципальных территорий. Перспективные схемы и программы развития эффективного теплоснабжения не разрабатывались более чем два десятилетия. На восстановление профессионального потенциала и компетенций по планированию развития эффективных систем теплоснабжения требуются дополнительные финансовые затраты и время Наиболее качественно вопросы теплоснабжения отражены в Схемах и программах следующих субъектов РФ: Калининградская; Новосибирская; Тульская. Меры по развитию когенерации 11
12 Необходимость учета использования местных топлив и ВИЭ в региональных программах (внедрение объектов малой распределенной энергетики) 12 Поручение Президента РФ по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 г. (Пр – 1802ГС) Требование по развитию МРЭ: 1. на основе использования местных топлив: 1.1. Отходов лесного, деревоперерабатывающего и целлюлозно-бумажного производства (тех. потенциал лесной биомассы России ~ 48,4 млн. тут.) 1.2. Отходы агропромышленного комплекса и пищевой промышленности (тех. потенциал ~ 74 млн. тут., в основном в ЮФО и Приволжском ФО) 1.3. Твердые бытовые отходы (ТБО) (возможно прямое сжигание ТБО, пиролиз, получение биогаза и его последующее сжигание, технический потенциал использования ТБО в России ~ 9 млн. тут.) 1.4. Торф (ежегодный прирост торфа на болотах России ~ 250 млн. т (0,5-1 мм/год), общие запасы торфа на территории России ~ 175,8 млрд.т при влажности 40%. Наиболее обеспечены торфяными ресурсами северные районы Европейской части страны, Западной Сибири, Урала и Северо-Запада) 2. на основе использования ВИЭ: (согласно Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики на период до 2030 г.) 2.1.Ветровые электростанции: предполагается ввести до 7028 МВт; 2.2. Малые ГЭС: предполагается ввести до 2880 МВт; 2.3. Геотермальные ЭС: предполагается ввести до 415,5 МВт. Необходимо включение в региональные программы мероприятий по использованию местных видов топлива и ВИЭ в целях достижения заданных на федеральном уровне целевых показателей. В настоящее время эта проблематика рассматривается только в 30% региональных программ и в недостаточных объемах.
13 Развитие малой распределенной генерации, когенерации и ВИЭ в муниципальных образованиях создает новый вызов для РСК По мере развития распределенной генерации РСК будут все в меньшей мере передавать электроэнергию от подстанций ЕНЭС к потребителям и в большей мере от распределенной генерации к потребителям, или передавать излишки электроэнергии от потребителей в сеть Вызовы для РСК 13
14 Опыт разработки Схем и программ развития электроэнергетики Москвы и Московской области Решением от г. мэром Москвы С.С. Собяниным и Министром энергетики РФ Шматко С.И. было поручено Правительству Москвы и Московской обл. при координации Минэнерго России обеспечить разработку синхронизированных схем и программ развития электроэнергетики Москвы и Московской области. При Минэнерго РФ создана рабочая группа под руководством заместителя Министра энергетики России Шишкина А.Н., на которой рассматриваются вопросы, связанные с разработкой и синхронизацией Схем и программ развития электроэнергетики Москвы и Московской области, а также инвестиционных программ энергокомпаний Московского региона. Правительством Московской обл г. утверждена Схема и программа перспективного развития электроэнергетики Московской обл. на период гг. Правительством Москвы разрабатывается Схема и программа развития энергетики Москвы на период гг. Планируемый срок утверждения – октябрь-ноябрь 2011 г. Разработка проводится на основе: Схемы теплоснабжения (принята); Схемы газоснабжения (принята); Схемы развития электрических сетей Москвы и Московской области напряжением 110 (35) кВ и выше (разработана, но не принята); Схемы электроснабжения города Москвы на период до 2020 года (распределительные сети 6-20 кВ). (разработана, но не принята) 14
15 Опыт разработки Схем и программ развития электроэнергетики Ленинградской области Создана совместная рабочая группа Правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области, на которой рассматриваются вопросы, связанные с разработкой технического задания и синхронизацией Схем и Программ развития электроэнергетики, инвестиционных программ энергокомпаний Ленинградской энергосистемы. Недостатком является формирование раздельных схем и программ и отсутствие в рабочей группе координатора (например Минэнерго России). Правительством Ленинградской области утверждены: - Генеральная схема электроснабжения Ленинградской области на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года (принята в 2008 году и в настоящее время ведется ее корректировка); - Схема и Региональная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности Ленинградской области на период до 2020 года. Правительством Ленинградской области завершается разработка Программы развития энергетики на период гг. за счет бюджетных источников финансирования в части электроэнергетики (согласно полномочиям субъекта РФ). 15
16 Опыт разработки Схем и программ развития электроэнергетики Санкт-Петербурга Правительством Санкт-Петербурга утверждены: Генеральная схема теплоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективны до 2025 года, декабрь 2007 года, ведется корректировка ежегодно Генеральная схема электроснабжения Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года, июль 2007, ведется корректировка ежегодно Отраслевая схема развития водоснабжения и Отраслевая схема водоотведения (канализации) Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года, декабрь 2007 года, ведется корректировка ежегодно Генеральная схема газоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года, ноябрь 2009 года, ведется корректировка ежегодно Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Санкт- Петербурга по разделам тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 2015 года, ноябрь 2010 года Региональная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности Санкт-Петербурга на период до 2020 года, июль 2010года. Правительством Санкт-Петербурга разрабатывается Схема и программа развития энергетики на период гг. Определены источники финансирования, в том числе бюджетные. 16
17 Основные проблемы разработки Региональных программ В 2010 году из 45 программ только 11 были утверждены субъектами РФ в апреле-мае. В 2011 году из 33 программ, представленных в МЭ России, 25 программ были утверждены субъектами РФ до 1 мая. Задержка сроков выполнения и утверждения программ: 17 Задержка утверждения Схемы развития ЕЭС: В 2010 году Схема развития ЕЭС России была утверждена Минэнерго России приказом 333 от 15 июля 2010 года. В 2011 году в настоящее время Схема развития ЕЭС России находится в стадии согласования. Среди разработанных программ в 2011 году у 20 % использованы устаревшие данные схемы развития ЕЭС прошлого года. Остальные разработчики схем и программ получали информацию от региональных подразделений ОАО «СО ЕЭС» в рабочем порядке. Актуальность отчетных данных: В ряде субъектов РФ: Дагестан; Коми; Московская область; учтены отчетные данные (уровни потребления, выработки электроэнергии; установленная мощность; максимум нагрузки) за предыдущий (2009 год), что связано как со сроками разработки (отсутствие данных статотчетности, которые опубликовываются только в июле- августе), так и недостаточно налаженными информационными потоками в регионе.
18 Финансирование и координация разработки Региональных программ Несмотря на отсутствие нормативно-правовой базы, такие регионы как республика Карелия, Санкт-Петербург, Ленинградская, Нижегородская, Костромская области находят возможность закладывать средства для разработки Региональных программ в региональные бюджеты 2. Примеры финансирования за счет внебюджетных фондов: Волгоградская область финансирует разработку Региональной программы за счет средств Центра энергоэффективности 3. Остальные регионы финансируют разработку Региональных программ за счет распределительных сетевых компаний 4. В 70 регионах созданы координационные органы по разработке Региональных программ 5. В интересах Холдинга МРСК – активно участвовать в финансировании Региональных программ и в работе координационных органов
19 Изменения в постановление Правительства РФ от г. 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» и от г. 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики» Основные цели изменений: 1. Учет при разработке региональных программ поручения Президента РФ от Пр-839 по максимальному использованию потенциала когенерации и модернизации систем централизованного теплоснабжения муниципальных образований 2. Интеграция разработки схем и программ с инвестиционным планированием энергокомпаний и процессом формирования тарифов 3. Совершенствование взаимодействия центра и регионов при разработке, согласовании и утверждении Схем и программ, в т.ч. региональных 19
20 Предложения по изменениям в постановление Правительства РФ от г. 823, касающиеся Региональных программ 20 Суть измененияПункт 1. Зафиксировать единые требования к организации процесса, форме и содержанию Региональных программ, определив Минэнерго России ответственным за формирование порядка их разработки, согласования и утверждения П. 25 доп. абзац 2. Обеспечить для Региональных программ высокоинтегрированных регионов их взаимное согласование между субъектами РФ при координации Минэнерго России П. 25 доп. абзац 3. Ввести требования к органам исполнительной власти субъектов РФ опубликовывать в Интернете информацию о ходе и результатах разработки Региональных программ П. 25 доп. абзац 4. Определить в качестве источника финансирования разработки Региональных программ бюджеты соответствующих субъектов РФ доп. П Определить требования к крупным потребителям электрической и тепловой энергии, а также субъектам электроэнергетики предоставлять информацию по запросу разработчиков Региональных программ П. 26 доп. пп. ж) з) и)
21 Предложения по изменениям в постановление Правительства РФ от г. 823, касающиеся Региональных программ 21 Суть измененияПункт 6. Зафиксировать дополнительные к существующей редакции Постановления 823 требования по составу Региональных программ с учетом поручения Президента Российской Федерации (перечень поручений от Пр-839 пункт 5) по развитию когенерации, модернизации систем теплоснабжения, развития энергетики на основе ВИЭ и местных видов топлива крупных муниципальных образований, учету стоимостных показателей реализации мероприятий Региональных программ П. 27 доп. пп. д) - л) 7. Ввести порядок мониторинга реализации Региональных программ администрациями субъектов РФ совместно с ОАО «СО ЕЭС». П. 31 доп. абзац 8. Создать координационные органы по разработке и согласованию Региональных программ. доп. П. 34
22 Предложения по изменениям в постановление Правительства РФ от г. 977, касающиеся Региональных программ 22 Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики Суть измененияПункт 1. Обозначить в качестве основания для разработки инвестиционной программы ОАО «ФСК ЕЭС» Схему и программу развития ЕЭС России, для разработки инвестиционных программ РСК - Региональные программы. доп. П Упростить порядок согласования инвестиционной программы ОАО «ФСК ЕЭС» с субъектами РФ, а именно: обязать ОАО «ФСК ЕЭС» согласовывать ее только с теми регионами, на территории которых находятся объекты ЕНЭС, не принадлежащие ОАО «ФСК ЕЭС» на праве собственности. При этом у регионов сохраняется возможность влияния на формирование инвестиционной программы ОАО «ФСК ЕЭС» через Региональные программы. П. 6. в) 3. Упростить порядок согласования инвестиционных программ энергокомпаний с субъектами РФ, а именно: если замечания субъектов РФ к инвестпрограммам касаются мероприятий, не включенных в Региональные программы, то такие замечания носят рекомендательный характер. П. 9.
23 Действующий и предлагаемый график согласования и утверждения схемных документов и инвестиционных программ 23 - действующие сроки - предлагаемые сроки Ключевые изменения по срокам: 1. Срок утверждения Региональных программ переносится с 1 мая на 1 марта 2. Срок представления инвестиционных программ энергокомпаний в Минэнерго РФ/органы исполнительной власти субъектов РФ переносится с 15 марта на 1 апреля Цель – Региональные программы должны стать реальной основой для инвестиционных программ энергокомпаний, которые служат основой для тарифных решений
24 24 Спасибо за внимание! Данную презентацию и другие материалы Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике Вы можете найти на сайте –
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.