Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmcramn.ru
1 РОССИЯ 2010 Разработка проектной документации и требований на экспертное сопровождение (проектный офис) создания информационной системы в здравоохранении, обеспечивающей, в том числе, персонифицированный учет оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации
2 Основания для проведения работ Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение Правитель- ства от 17 ноября 2008 года) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (постановление Правитель- ства N Пр-212 от 7 февраля 2008 года) Создание единой информационной системы учета застрахованных в системе ОМС Создание защищенной сети передачи данных в здравоохранении Создание единой национальной системы электронных медицинских карт Формирование единого реестра медицинских кадров Формирование национальной электронной медицинской библиотеки, и т.д. Разработка в 2009 году концепции и системного проекта на создание информационной системы в здравоохранении Поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 17 июля 2008 года 1 Внедрение новых методов оказания медицинской помощи населению, а также дистанционного обслуживания пациентов Стимулирование применения организациями и гражданами информационных и телекоммуникационных технологий Интеграция государственных информационных систем и ресурсов, обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена Увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде Утвердить комплекс мер по созданию государственной информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи, предусмотрев разработку необходимых нормативных правовых актов, а также подключение государственных и муниципальных медицинских учреждений к сети «Интернет» Отработка базовой функциональности системы на пилотных объектах в 2010 году Поэтапная реализация концепции (2011 – 2020 годы) Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предусматривается выделение в 2010 году из федерального бюджета средств на создание информационной системы в здравоохранении в размере ,8 тыс. рублей Федеральный закон от N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (принят ГД ФС РФ
3 Текущее состояние Социальная поддержка граждан (Млн. чел.) 2 Потребность в использовании ИКТ в здравоохранении Для поддержания государственных расходов на здравоохранение на относительно низком уровне при одновременном сохранении и улучшении качества оказываемых медицинских услуг потребуется повысить эффективность системы ОМС, достоверность данных учета оказываемых услуг, оперативность доступа к ним, точность планирования и прогнозирования государственных гарантий в здравоохранении Последствия медицинских ошибок включают смерть пациента, полную или частичную потерю трудоспособности, увеличение расходов на долечивание пациента. В США стоимость медицинских ошибок для лечебного учреждения увеличивает стоимость лечения каждого принятого пациента в среднем на $120 - $240. Информационные технологии являются одним из основных резервов снижения медицинских ошибок, обеспечивая доступ к справочной информации, образовательным ресурсам, базам прецедентных данных и системам поддержки принятия врачебных решений. Возможность оперативного доступа к информации, содержащейся в электронной медицинской карте, позволит избежать повторные назначения диагностических процедур, назначения противопоказанных лекарственных средств, принимать более информированные решения при постановке диагноза
4 Международный опыт информатизации здравоохранения Программа в области электронного здравоохранения, финансируемая Евросоюзом США: комплексная программа создания сегмента «Здравоохранения» в рамках Электронного Правительства Канада: система электронного здравоохранения Электронный паспорт здоровья Персонификация медицинских услуг Развитие ИКТ инфраструктуры, в т.ч. создание региональных центров медицинской информации Организация электронного обмена медицинскими данными Создание единых реестров, справочников и классификаторов Телемедицина Ежегодный объем финансирования около 300 млн.евро (без учета национальных программ стран Евросоюза) Электронный паспорт здоровья, в т.ч. предусматривающий персонификацию мед.услуг Национальная информационная инфраструктура в интересах здравоохранения Региональные центры медицинской информации Электронный обмен медицинскими данными Перевод в электронный формат медицинских карт населения Среднегодовой объем финансирования до 2009 года около 1 млрд.долл.США В годах планируется ежегодное финансирование в объеме 10 млрд.долл.США Электронный паспорт здоровья Развитие ИКТ инфраструктуры Создание ИТ-инфраструктуры, объединяющей клиники, госпитали, лаборатории, аптеки и другие медицинские учреждения Создание единых реестров, справочников и классификаторов Телемедицина Среднегодовой объем финансирования около 400 млн.Канадских долларов Проект планируется завершить в 2016 году Основные направления работ Объем финанси- рования
5 Российский опыт информатизации здравоохранения 4 Среднее количество персональных компьютеров в медицинском учреждении составляет 37 единиц 90% медицинских учреждений используют различные программы для организации учета имеющихся ресурсов В целом решен вопрос с оснащенностью органов государственной власти средствами вычислительной техники Среднее количество персональных компьютеров в медицинском учреждении составляет 37 единиц 90% медицинских учреждений используют различные программы для организации учета имеющихся ресурсов В целом решен вопрос с оснащенностью органов государственной власти средствами вычислительной техники Однако: Медицинские информационные системы, как правило, не интегрированы с системами ресурсного планирования и учета в медицинских организациях, не разработана соответствующая методическая база Отсутствуют единые подходы к тарификации медицинских услуг в рамках государственных гарантий Информационные системы проектируются и разрабатываются как системы с коротким жизненным циклом и не позволяют рассматривать и анализировать деятельность системы здравоохранения на больших временных интервалах Деятельность по стандартизации в сфере медицинской информатики и по обеспечению интероперабильности медицинских информационных систем находится в зачаточном состоянии Однако: Медицинские информационные системы, как правило, не интегрированы с системами ресурсного планирования и учета в медицинских организациях, не разработана соответствующая методическая база Отсутствуют единые подходы к тарификации медицинских услуг в рамках государственных гарантий Информационные системы проектируются и разрабатываются как системы с коротким жизненным циклом и не позволяют рассматривать и анализировать деятельность системы здравоохранения на больших временных интервалах Деятельность по стандартизации в сфере медицинской информатики и по обеспечению интероперабильности медицинских информационных систем находится в зачаточном состоянии Необходимо коренным образом изменить подход к информатизации здравоохранения, усилить координирующую роль государства и создать единое информационное пространство в сфере здравоохранения Степень готовности государственных и муниципальных медицинских учреждений к широкому использованию ИКТ в рамках различных форм учета достаточно высока Имеющиеся отечественные разработки и доступность информации о зарубежном опыте позволят осуществить решительный прорыв на качественно новый уровень использования ИКТ в управлении здравоохранением и оказании медицинской помощи
6 Цели и задачи Системы Обеспечить создание централизованных программно- технических компонент Системы, средств интеграции, типовых требований к интеграции Обеспечить создание (развитие) информационных систем органов исполнительной власти, стимулировать внедрение информационных систем в медицинских организациях, обеспечить их интеграцию с централизованными компонентами Системы Обеспечить возможность идентификации гражданина в Системе по социальной карте Обеспечить информационную безопасность данных, в том числе персональных, содержащихся в Системе Разработать нормативное правовое и методическое обеспечение в области использования информационно- телекоммуникационных технологий в сфере здравоохранения Стимулировать медицинский персонал к использованию информационных технологий 5 повышение эффективности управления в сфере здравоохранения на основе информационной поддержки задач прогнозирования и планирования расходов на оказание медицинской помощи, а также контроля за соблюдением государственных гарантий по объему и качеству ее предоставления повышение качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационного обеспечения деятельности медицинских и фармацевтических организаций, их персонала, студентов, научно- исследовательских организаций повышение информированности населения в вопросах ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний и получения медицинской помощи, а также качества обслуживания организаций по вопросам осуществления деятельности в сфере здравоохранения на основе обеспечения возможностей электронного взаимодействия с соответствующими уполномоченными органами Направления создания Системы Задачи создания Системы Цель создания Системы: обеспечение эффективной информационной поддержки органов и организаций системы здравоохранения, а также граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного оказания
7 Принципы создания Системы Однократный ввод и многократное использование первичной информации, в том числе для целей управления здравоохранением Использование электронных юридически значимых документов в качестве основного источника первичной информации Обеспечение совместимости (интероперабельности) медицинских информационных систем, разрабатываемых различными производителями Обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных, в том числе за счет использования электронных средств идентификации врача и пациента (электронная карта врача, социальная карта пациента) Централизованное управление разработкой, внедрением и сопровождением Системы на основании единой технологической политики с учетом отраслевых государственных, национальных и международных стандартов в области медицинской информатики, включая стандарт HL7 Принятие решения о модернизации и разработке новых компонентов Системы с учетом максимально возможного сохранения существующих программно-технических средств на основе анализа совокупной стоимости владения Поддержка конкуренции среди производителей медицинских информационных систем, обеспечение поэтапного перехода на принципы саморегулирования в этой сфере Основные принципы создания Системы
8 Основные участники Системы здравоохранения 7 Пациенты Работодатели ТФОМС, страховые медицинские организации Лаборатории Поставщики лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинского оборудования ОГВ, уполномоченные в сфере здравоохранения и соц.защиты Санаторно- курортные учреждения Медицинские ВУЗы и НИИ Банки донорских материалов Бригады скорой помощи Больницы Поликлиники
9 Архитектура системы 8 Федеральный информационный ресурс Органы, разрабатывающие гос.политику в здравоохранении: Анализ реализации политики Анализ реальной себестоимости медицинской помощи Мониторинг и анализ ресурсов отрасли (кадры, оснащенность) Органы, оказывающие гос. и муниц. услуги, ФОМС, СМО: Прогнозирование потребностей в медицинской помощи Контроль, оценка эффективности расходования финансовых средств Мониторинг выполнения государственного и муниципального заказа ЛПУ: Учет оказанной помощи Финансово-экономическое планирование Поддержка принятия врачебных решений Взаимодействие с СМО Анализ, формирование отчетности ИШ – интеграционный шлюз Метаданные Порталы Обеспечивающие компоненты (НСИ и др.) Обезличенные медицинские данные Аналитические сервисы Прикладные системы и сервисы общего пользования Первичные данные учета застрахованных, оказанной медицинской помощи и ресурсов в здравоохранении Прикладные системы и сервисы общего пользования Сервисы доступа к данным Сервисы персонификации / деперсонификации ЭМК Обеспечивающие компоненты (НСИ и др.) Региональные информационные ресурсы Оператор Системы Оператор НСИ Органы по контролю и надзору в здравоохранении: Учет лицензий, разрешений, объектов регистрации Контроль за соблюдением гарантированного объема и качества оказания медпомощи Органы по контролю и надзору в сфере благополучия человека: Учет уведомлений, лицензий, свидетельств, объектов регистрации Оценка и прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека ИШ Учреждения скорой медицинской помощи: Регистрация и диспетчеризация вызовов Отслеживание состояния подвижного состава Ведение спецжурналов Доступ к витальной информации пациента Медицинские организации в сфере гематологии, трансфузиологии и трансплантологии : Учет доноров и противопоказаний Учет донорских материалов и препаратов Ведение списка очередников Аптечные и фармацевтические организации: Контроль и учет оборота лекарственных средств по рецептам, в том числе льготным, на наркотические и психотропные средства Научно- исследовательские организации: Доступ к деперсонифицированно й информации о пациентах, к прецедентам Анализ информации Публикация результатов ИШ Сегмент Единого информационного пространства Сегмент прикладных систем участников системы здравоохранения Внешний сегмент ИШ Граждане Поставщики контента Разработчики МИС
10 Прикладные подсистемы 9 «Электронный паспорт ЛПУ» Сбор, хранение и анализ данных, характеризующих состояние ресурсов ЛПУ для мониторинга, анализа и оценки деятельности ЛПУ « Реестр медицинского и фармацевтического персонала» Сбор и хранение информации для планирования подготовки кадров и их распределения «Справочная и информационно- аналитическая поддержка управления в сфере здравоохранения» Обеспечение контроля за значимыми для управления показателями деятельности и поддержки принятия решений «Электронная медицинская карта» - Доступ к медицинской информации о пациенте независимо от места и времени оказания медицинской услуги. Исследования на базе деперсонифицированных данных. «Справочная и информационная поддержка граждан и организаций» Предоставление гражданам и организациям информации о здравоохранении, профилактике и лечении заболеваний; пропаганда здорового образа жизни Подсистема «Направление на получение медицинской помощи и лабораторно-диагностические исследования» Автоматизация процессов направления пациентов из одной медицинской организации в другие (включая доступ к расписаниям) «Электронный рецепт» - доступ к информации по выписанным рецептам и данным по отпущенным лекарственным средствам. Взаимодействие с аптечными организациямми «Реестры в трансфузии и трансплантологии» Ведение данных о донорах и донорских материалах «Дистанционное образование» Подготовка, организация и поддержка процесса дистанционного обучения и аттестации в области медицины и фармацевтики «Государственные услуги в электронном виде для граждан» Повышение доступности услуг в сфере здравоохранения для граждан «Государственные услуги в электронном виде для организаций» Повышение доступности услуг в сфере здравоохранения для организаций «Личная электронная медицинская карта» Сбор, хранение, доступ гражданина и доверенного лица к личной информации медицинского характера «Федеральная электронная медицинская библиотека» - перевод в электронную форму и доступ к библиотечным фондам в здравоохранении и фармакологии «Поддержка принятия врачебных решений» Оказание помощи медицинским специалистам в решении текущих задач «Профессиональная социальная сеть» Обеспечение группового профессионального общения персонала, студентов и иных заинтересованных лиц «Реестр застрахованных» Сбор и хранение информации о гражданах, получающих медицинскую помощь и основаниях для ее получения «Персонифицированный учет и анализ оказанной медицинской помощи» - сбор и хранение информации об оказанной медицинской помощи для задач планирования и контроля «Телемедицина» - удалённый мониторинг отдельных групп граждан и консультации с использованием телемедицинских технологий «Медико-экономический контроль» - автоматизированный контроль и анализ объемов и качества оказанных медицинских услуг в соответствии с медико- экономическими стандартами Поддержка процессов управления в сфере здравоохранения Поддержка процессов оказания медицинской и фармацевтической помощи Информация и сервисы
11 Этапы работ 10 Создание федерального информационного ресурса Разработка типового регионального информационного ресурса, типовых средств интеграции прикладных систем участников Системы, типовых технических требований к интеграции Внедрение типового регионального информационного ресурса, а также типовых средств интеграции в пилотных объектах автоматизации Разработка детального плана создания (развития) компонентов Системы Создание (развитие) прикладных систем участников системы здравоохранения, их интеграция с ядром Системы Создание централизованных прикладных систем в интересах участников системы здравоохранения Разработка базового нормативного правового и методического обеспечения создания и функционирования Системы Создание системы идентификации, ведения и распространения медико-экономических справочников и классификаторов, разработка и совершенствование базовых стандартов в области информатизации здравоохранения, создание ресурсов и средств верификации соответствия решений поставщиков ИКТ базовым стандартам и профилям Подготовка и реализация программ стимулирования, включая внедрение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения информационных систем Популяризация использования информационных технологий в здравоохранении Организация сертификации медицинских и фармацевтических информационных ресурсов сети Интернет Развитие типового регионального информационного ресурса в части создания сервиса защищенной электронной почты, тиражирование типовых региональных информационных ресурсов и средств интеграции Создание (развитие) прикладных систем участников системы здравоохранения, а также интеграция данных систем с ядром Системы Создание централизованных прикладных систем в интересах участников системы здравоохранения Продолжение работ по разработке нормативного правового и методического обеспечения, стандартизации в области информатизации здравоохранения Дальнейшая реализация программ стимулирования и популяризации, сертификация медицинских и фармацевтических информационных ресурсов сети Интернет Сопровождение и развитие прикладных систем участников системы здравоохранения и централизованных прикладных систем, создаваемых в их интересах Этап гг. Этап гг. 10 Этап гг. Тиражирование типовых средств интеграции прикладных систем участников системы здравоохранения с ядром Системы Реализация программы стимулирования внедрения медицинских информационных систем Сопровождение и развитие прикладных систем участников системы здравоохранения и централизованных систем, создаваемых в их интересах
12 Нормативно-правовое обеспечение Обеспечение создания Системы и ввода ее в эксплуатацию при участии федеральных и региональных органов исполнительной власти Автоматизированная обработка персональных данных пациентов Ведение первичной юридически значимой медицинской документации и медицинских архивов в электронном виде Стандартизация в сфере информатизации здравоохранения и телемедицины Внесение изменений в Федеральные законы Разработка нормативных правовых актов "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан« (утв. ВС РФ N ) (ред. от ) Закон РФ от N (ред. от ) "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" Об одобрении концепции информационной системы в здравоохранении и утверждении плана мероприятий по ее реализации Об обеспечении создания и внедрения информационной системы в здравоохранении Об организации открытого конкурса по отбору субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий по созданию и внедрению программно-технических комплексов информационной системы в здравоохранении в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидии для реализации мероприятий по созданию и внедрению программно-технических комплексов информационной системы в здравоохранении в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, заключаемого с субъектом Российской Федерации – победителем конкурса Об утверждении требований к программно-техническим комплексам информационной системы в здравоохранении, приобретаемым за счет ассигнований федерального бюджета для учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Об утверждении положения об информационной системе в здравоохранении Об утверждении плана национальной стандартизации в сфере информатизации здравоохранения и телемедицины Система законодательного регулирования направлена на решение следующих вопросов 11
13 Социально-экономическая эффективность снижение дополнительных затрат на лечение несвоевременно диагностированных заболеваний, затрат, связанных с низким уровнем оперативности предоставления медицинской помощи по причине отсутствия необходимой информации, исправлением последствий медицинских ошибок повышение трудового потенциала нации за счет снижения временной и постоянной потери трудоспособности населения снижение стоимости медицинской помощи за счет сокращения количества излишних лабораторных исследований и их дублирования, перехода на использование цифровых технологий при проведении радиологических исследований, снижения затрат времени медицинского персонала на поиск и доступ к необходимой информации о пациенте, повышения эффективности медико-экономической экспертизы снижение затрат на лекарственное обеспечение за счет повышения точности планирования потребности в дорогостоящих и скоропортящихся лекарственных средствах снижение затрат за счет централизации и сокращения дублирования компонентов вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры в рамках единого информационного пространства в сфере здравоохранения снижение смертности, инвалидности и осложнений, связанных с медицинскими ошибками, низким уровнем оперативности, полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациентов и имеющихся ресурсах в системе здравоохранения повышение качества и доступности медицинского обслуживания, лекарственного обеспечения и обеспечения населения изделиями медицинского назначения за счет повышения точности планирования и распределения необходимых объемов медицинской помощи и ресурсов в системе здравоохранения, а также перехода на преимущественно одноканальное финансирование медицинских организаций в системе ОМС уменьшение ошибок медицинского персонала, связанных с назначением лекарственных препаратов и выбором курса лечения за счет доступа врачей к информации о новых методах лечения и лекарственных препаратах повышение эффективности процесса обслуживания пациентов за счет обеспечения доступа ЛПУ к электронным медицинским картам сокращение количества проводимых консультаций и диагностических процедур, назначаемых в отсутствии информации о ранее проведенных исследованиях 12
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.