Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsdo.bsu.edu.ru
1 Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства Дисциплина «Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях гостиничного хозяйства и туризма» предназначена для студентов специальности «Экономика и управления на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)» и способствует комплексной подготовке экономиста-менеджера в сфере туризма. Данная дисциплина направлена на изучение работы экскурсионных учреждений, развития экскурсионного дела, основ методики подготовки и проведения экскурсий, использования методических приемов рассказа и показа, основными направлениями совершенствования экскурсионной деятельности. Материал лекционных занятий поможет студентам, обучающимся по специальности «Экономика и управления на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)», самостоятельно разрабатывать и планировать экскурсионные маршруты по городу и его пригородам, а также осуществлять информационно-экскурсионную деятельность в туристической фирме.
2 2 Общие сведения по дисциплине Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства Читается для специальностей «Экономика и управления на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)» Важность изучения дисциплины Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения дисциплины позволят студентам самостоятельно разрабатывать экскурсионные маршруты по Белгороду, Белгородской области и по России. Теоретический материал дисциплины послужит базой для изучения дисциплин специализации. Сфера профессионального использования В результате изучения дисциплины студенты полуют знания, которые им будут необходимы для работы на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства
3 3 Краткое описание дисциплины Данная дисциплина направлена на изучение работы экскурсионных учреждений, развития экскурсионного дела, основ методики подготовки и проведения экскурсий, использования методических приемов рассказа и показа, основными направлениями совершенствования экскурсионной деятельности. Материал лекционных занятий поможет студентам, обучающимся по специальности «Экономика и управления на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)», самостоятельно разрабатывать и планировать экскурсионные маршруты по городу и его пригородам, а также осуществлять информационно-экскурсионную деятельность в туристической фирме.
4 4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является формирование у студентов знаний о работе экскурсионных учреждений, развитии экскурсионного дела, методике разработки и проведения экскурсий, основных направлениях совершенствования экскурсионной деятельности. Задачи: 1. Изучить историю развития экскурсионного дела; 2. Рассмотреть методику подготовки и проведения экскурсий; 3. Раскрыть признаки и функции экскурсий; 4. Изучить особенности показа и рассказа на экскурсии, их взаимодействие; 5. Дать характеристику разных видов экскурсий; 6. Сформировать знания о технике проведения экскурсий.
5 5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов «Культурология», «История России» В то же время дисциплина является одной из базовых дисциплин для дисциплин «География туристских центров» «Специальные виды туризма»
6 6 Начальные знания Для успешного освоения курса требуется знание истории России, основ культуры поведения и общения
7 7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны ЗНАТЬ: 1. общие положения об организации экскурсии; 2. задачи, направления и перспективы развития экскурсионного дела; 3. виды экскурсий, их особенности в зависимости от аудитории, форме и места проведения, содержания, способа передвижения; 4. методику разработки и проведения экскурсии; 5. требования к технике проведения экскурсии. В результате изучения дисциплины студенты должны УМЕТЬ И ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ: 1. планировать туристические маршруты по городу и району; 2. проводить информационно-экскурсионную деятельность; 3. применять на практике методические приемы рассказа и показа; 4. разрабатывать и проводить различные виды экскурсий в зависимости от потребностей населения; 5. навыками составления маршрутов, методических разработок различных видов экскурсий; 6. специальной терминологией и лексикой данной дисциплины.
8 8 Содержание лекционного курса РАЗДЕЛ 1. Экскурсия Тема 1.1. История становления и развития экскурсионного деятельности Тема 1.2. Признаки и функции экскурсии Тема 1.3. Показ на экскурсии, его особенности Тема 1.4. Рассказ на экскурсии, его особенности Тема 1.5. Экскурсионный метод познания Тема 1.6. Экскурсия – педагогический процесс Тема 1.7. Элементы психологии в экскурсии Тема 1.8. Индуктивный и дедуктивный методы познания в экскурсиях Тема 1.9. Воображение на экскурсиях Тема Логика в экскурсиях Тема Классификация экскурсий РАЗДЕЛ 2. Подготовка экскурсии Тема 2.1. Технология подготовки новой экскурсии Тема 2.2. Этапы подготовки экскурсии РАЗДЕЛ 3. Методика проведения экскурсий Тема 3.1. Требования экскурсионной методики Тема 3.2. Методические приемы Тема 3.3. Усвоение экскурсоводом методических приемов Тема 3.4. Техника ведения экскурсии
9 9 РАЗДЕЛ 1. Экскурсия Тема 1.1. История становления и развития экскурсионного деятельности Первая тема раскрывает историю развития экскурсионного дела в России. Учебные экскурсии. Возникновение музеев, выставок. Экскурсионное дело в СССР. Развитие методики проведения экскурсии. Туристические организации в СССР. Современное состояние экскурсионного дела.
10 10 Тема 1.2. Признаки и функции экскурсии Вторая тема курса посвящена рассмотрению экскурсии, ее сущности. Понятие экскурсии, ее функции. Принципы: научность, правдивость, связь теории с жизнью. Признаки экскурсии.
11 11 Тема 1.3. Показ на экскурсии, его особенности В данной теме Вы познакомитесь с показом, его особенностями. Активность показа. Логическая последовательность показа. Опережающая роль показа. Вспомогательные наглядные пособия.
12 12 Тема 1.4. Рассказ на экскурсии, его особенности В данной теме Вы познакомитесь с основными требованиями к рассказу и его особенностями. Трансформация устной речи (рассказа) в зрительные образы. Сочетание показа и рассказа в экскурсии. Экскурсия как взаимодействие трех компонентов: экскурсовода, объектов и экскурсантов. Зависимость рассказа от скорости передвижения экскурсионной группы. Подчиненность показу. Использование в рассказе зрительных доказательств.
13 13 Тема 1.5. Экскурсионный метод познания Пятая тема курса посвящена изучению видов методов. Экскурсионный метод, его значение, цель и задачи. Особенности экскурсионного метода. Требования экскурсионного метода
14 14 Тема 1.6. Экскурсия – педагогический процесс В данной теме Вы познакомитесь с задачами экскурсии. Организаторская работа в экскурсионной группе. Этапы экскурсовода как педагога: подготовка руководителя и группы к экскурсии, проведение самой экскурсии, послеэкскурсионная работа. Компоненты педагогической деятельности экскурсовода. Педагогическая техника, ее основные элементы. Процесс формирования навыков у экскурсантов.
15 15 Тема 1.7. Элементы психологии в экскурсии В данной теме Вы познакомитесь с э кскурсией как процессом познания. Значение установок на экскурсии. Методы обучения, используемые на экскурсиях.
16 16 Тема 1.8. Индуктивный и дедуктивный методы познания в экскурсиях В данной теме Вы изучите понятие индукции и дедукции применительно к экскурсионной деятельности. Роль и виды памяти в процессе восприятия. Виды внимания.
17 17 Тема 1.9. Воображение на экскурсиях Девятая тема курса рассматривает роль воображения на экскурсии. Виды воображения. Значение эмоций на экскурсии.
18 18 Тема Логика в экскурсиях В данной теме Вы познакомитесь с понятием «логика». Изучите основные законы мышления. Законы и требования логики. Логические переходы. Задачи логических суждений. Роль логики в повышении эффективности экскурсий.
19 19 Тема Классификация экскурсий В данной теме Вы изучите классификации экскурсий по содержанию, по составу участников, по месту проведения, по способу передвижения, по форме проведения. Особенности обзорных и тематических экскурсий
20 20 РАЗДЕЛ 2. Подготовка экскурсии Тема 2.1. Технология подготовки новой экскурсии В данной теме Вы познакомитесь с т ехнологией подготовки экскурсии. Особенности предварительной работы, разработки экскурсии и заключительной части.
21 21 Тема 2.2. Этапы подготовки экскурсии В данной теме Вы познакомитесь с этапами разработки экскурсии. Отбор литературы по теме. Изучение архивных и статистических источников. Знакомство с экспозициями и фондами музеев. Классификация экскурсионных объектов по содержанию, по функциональному значению, по степени сохранности памятников. Показатели оценки объектов: познавательная ценность, известность объекта, необычность объекта, выразительность, сохранность, месторасположение. Составление карточек объектов. Основные требования к последовательности показа объектов. Варианты построения маршрутов. Подготовка контрольного текста. Составление методической разработки. Критерии оценки экскурсии. Приемы показа наглядных пособий.
22 22 РАЗДЕЛ 3. Методика проведения экскурсий Тема 3.1. Требования экскурсионной методики В данной теме Вы познакомитесь с методикой проведения экскурсий. Ее назначение. Словесные, наглядные, практические методы. Требования экскурсионной методики.
23 23 Тема 3.2. Методические приемы Методические приемы показа: прием предварительного осмотра, зрительного анализа, зрительной реконструкции, локализации событий, зрительного сравнения. Методические приемы рассказа: экскурсионная справка, характеристика объекта, объяснение, репортаж, комментирование, цитирование, литературный монтаж. Использование «портфеля экскурсовода», приемы: иллюстрирующий, комментирующий, контраста. Другие приемы проведения экскурсии: встреча, исследование, ритуал
24 24 Тема 3.3. Усвоение экскурсоводом методических приемов Назначение методических приемов. Классификация методических приемов. Виды приемов показа. Виды приемов рассказа. Движение как методический прием. Методика использования наглядных пособий. Работа экскурсовода по усвоению методических приемов.
25 25 Тема 3.4. Техника ведения экскурсии Понятие «техника проведения экскурсий». Организация работы экскурсовода с группой. Навыки использования техники ведения экскурсии. Особенности использование микрофона, работу при отсутствии микрофона. Проблемы установления необходимого порядка в группе. Варианты использования свободного времени в течение экскурсии. Техника использования наглядных пособий.
26 26 Контрольные мероприятия Для контроля полученных знаний необходимо выполнить один тест для самопроверки, разработать экскурсию, оформить методическую разработку экскурсии и провести экскурсию. Также необходимо приготовить письменный ответ на одно из практических заданий, которые даны на семинаре. В конце изучения дисциплины сдается зачет.
27 27 Глоссарий Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, с ними связанных. Признаки экскурсии - протяженность по времени проведения; наличие экскурсантов; наличие экскурсовода, проводящего экскурсию; наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения; передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту; целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы; активная деятельность участников. Показ объекта - это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов Особенности показа на экскурсии - Активность показа; логическая последовательность показа; главенствующее значение показа; определяющая роль показа; сюжетность показа; парадоксальность показа Рассказ - это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи. Особенностей рассказа - Зависимость рассказа от скорости передвижения группы; подчиненность рассказа показу; использование в рассказе зрительных доказательств; адресность рассказа; конкретность экскурсионного рассказа; утверждающий характер рассказа. Критерии оценки экскурсионных объектов - познавательная ценность; известность объекта; необычность объекта; выразительность объекта; сохранность объекта; местонахождение объекта; временное ограничение показа объекта Принципы организации туристских маршрутов - привлекательность, доступность, содержательность, функциональность, многовариантность, комфортность, информированность. Требования к тексту - краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык. «Портфель экскурсовода» - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.
28 28 Список литературы Основная литература Артемова, Е. Н. Основы информационно-экскурсионной деятельности предприятий туризма [Текст] / Е. Н. Артемова, В. А. Козакова. – Орел : ОрелГТУ, – 116 с. Дьякова, Р.А. Основы экскурсоведения [Текст] / Р.А. Дьякова. – М. : Наука, с. Гецевич, Н.А. Основы экскурсоведения [Текст] : учебное пособие / Н.А. Гецеыич. – М. : Университетское, с. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Текст] : учебник / Б.В. Емельянов. - М. : Cоветский Спорт, с. Емельянов, Б.В. Экскурсия [Текст] : учебное пособие / Б.В. Емельянов. – М. : Наука, с. Закис, А.А. Экскурсионное обслуживание местного населения / А.А. Заккис. – М. : Профиздат, 1983 г с. Организация и методика проведения экскурсионной работы: учебное пособие. /Под ред. Даринского А.В. и др. – М. : Профиздат, г. Дополнительная литература Илюхин, М. М. Особенности и средства показа в экскурсии: методические рекомендации / М.М. Илюхин. – М. : ЦРИБ Турист, – 156 с. Илюхин, М. М. Рассказ на экскурсии: методические рекомендации / М.М. Илюхин. – М. : ЦРИБ Турист, – 140 с. Малышев, А. А. Элементы логики в экскурсиях. Методические рекомендации / А.А. Малышев. – М. : ЦРИБ Турист, – 88 с. Internet-ресурсы Турбизнес: информационно-аналитический журнал для профессионалов Туризм в России: Единая информационная система. Туризм и отдых Туризм. Отдых. Спорт. Туринфо: еженедельная газета туристического рынка в России
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.