Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемvvsu.ru
1 Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии Преподаватель: к.и.н., доцент Шинковская Наталия Витальевна Лекция 1. Древнерусская политическая мысль (IX–XIII вв.) Дисциплина: «История политических учений. Ч. 5: Политическая мысль в истории России» Специальность: «Политология»
2 . План. 1.Ф акторы общественной жизни, формировавшие политические идеи Древней Руси. 2.У ченик Илариона «о законе и благодати». 3.Т еория «Второго Рима». 4.« Повесть временных лет». 5.« Моление Даниила Заточника».
3 Факторы, формировавшие политические идеи Древней Руси Факторы, формировавшие политические идеи Древней Руси Общественно-политические: Общественно-политические: Социальная дифференциация, возникновение противоречий между княжеско-боярской верхушкой и облагаемым данью населением; Социальная дифференциация, возникновение противоречий между княжеско-боярской верхушкой и облагаемым данью населением; Междоусобная борьба за великокняжеский престол Междоусобная борьба за великокняжеский престол Утрата независимости, при сохранении государственности. Утрата независимости, при сохранении государственности. Возвышение Москвы и объединение Руси. Возвышение Москвы и объединение Руси.
4 Культурные Культурные Переход от язычества к христианству ; Переход от язычества к христианству ; Зарождение письменности, летописания и литературы ; Зарождение письменности, летописания и литературы ; Культурные связи, особенно, с Византией Культурные связи, особенно, с Византией Христианские и античные ценности Христианские и античные ценности
5 Проблемы, стоявшие в центре официальной идеологии Происхождение государства Происхождение государства Легитимность правящей династии Легитимность правящей династии Наилучшие формы правления Наилучшие формы правления Отношения между князьями Отношения между князьями Соотношение светской и духовной властей Соотношение светской и духовной властей Внешняя политика. Внешняя политика. Взаимосвязь между понятиями «истина», «правда», «закон». Взаимосвязь между понятиями «истина», «правда», «закон».
6 «Отреченные книги» - жанр народной утопии Соединение демократической версии Соединение демократической версии христианства, язычества и народного эпоса. «Народный идеал правды» - мечта о справедливости, совершенном состоянии общества. Задача народа – защитить и вернуть на землю правду, вернуться к демократизму, общинного и родового строя
7 «Слово о законе и благодати» Иларион – митрополит Киевский : Иларион – митрополит Киевский : «родом русин», «муж благ, и книжен и постник».
8 1. Учение о смене «царства закона» «царством благодати» или истины, на пути человечества к «вечной жизни». «Прежде [был дан] закон а потом благодать, прежде – тень, а потом истина… прежде рабыня, а потом свободная, - да разумеет читающий». «Прежде [был дан] закон а потом благодать, прежде – тень, а потом истина… прежде рабыня, а потом свободная, - да разумеет читающий». Закон дан человеку «на приуготовление к истине и благодати», ибо «человечество… как скверный сосуд сначала должно быть омыто водою-законом», затем уже станет способно принять «млеко благодати». Закон дан человеку «на приуготовление к истине и благодати», ибо «человечество… как скверный сосуд сначала должно быть омыто водою-законом», затем уже станет способно принять «млеко благодати».
9 2. Идея «нового народа» и «Святой Руси» В «царстве закона» блюсти закон было поручено евреям - «богоизбранному народу», не оправдавшему заветов Бога. В «царстве закона» блюсти закон было поручено евреям - «богоизбранному народу», не оправдавшему заветов Бога. В «царстве благодати», возвещенном Христом, все народы равны. Но благодать распространяется в первую очередь на «новые народы», не испорченные гордыней. В «царстве благодати», возвещенном Христом, все народы равны. Но благодать распространяется в первую очередь на «новые народы», не испорченные гордыней. К числу новых Илларион относит и русский народ, который уже обрел славу» во всех концах земли»
10 «И подобало благодати и истине воссиять над новым народом. Ибо не вливают, по словам Господним, вина нового, учения благодатного «в мехи ветхие», обветшавшие… а иначе прорываются мехи и вино вытекает. Не сумев ведь удержать закона – тени… как удержат учение благодати – истины? Новое учение – новые мехи, новые народы! И сберегется и то, и другое» «И подобало благодати и истине воссиять над новым народом. Ибо не вливают, по словам Господним, вина нового, учения благодатного «в мехи ветхие», обветшавшие… а иначе прорываются мехи и вино вытекает. Не сумев ведь удержать закона – тени… как удержат учение благодати – истины? Новое учение – новые мехи, новые народы! И сберегется и то, и другое»
11 3. Интерпретация версии о принятии христианства на Руси. «Похвала князю «кагану» Владимиру»: «единодержец всей земли»; «просветитель Земли Русской»; «единодержец всей земли»; «просветитель Земли Русской»; «наследник небесного царства «правдою бо отмечен, крепостью перепоясан, истиною обут, смыслом венчан»; «наследник небесного царства «правдою бо отмечен, крепостью перепоясан, истиною обут, смыслом венчан»; не слышавший речей апостолов, но избравший веру, «руководствуясь только добрым смыслом и острым умом» не слышавший речей апостолов, но избравший веру, «руководствуясь только добрым смыслом и острым умом»
12 Монастыри – общерусские духовные центры Вынашивали идеи Вынашивали идеи самостоятельности Руси от Византии Защищали идеи единства и суверенитета крещеной Руси Пропагандировалиотечественныеисторические традиции в «житиях великих князей» Писали летописи и канонизировали русских святых
13 «Теория второго Рима» «Теория второго Рима» Союз церкви и царства, возглавляемый божественным самодержцем – носителем светской и духовной власти Союз церкви и царства, возглавляемый божественным самодержцем – носителем светской и духовной власти Идея единого вселенского православного государства под властью Византии Идея единого вселенского православного государства под властью Византии Идея о возникновении Киевского государства в результате крещения Руси под влиянием Византии Идея о возникновении Киевского государства в результате крещения Руси под влиянием Византии
14 «Повесть временных лет» «Повесть временных лет» Нестормонах Киево-Печерского монастыря
15 1. Опровержение византийской идеи «несамостоятельности» Русского государства, варяжской трактовки «несамостоятельности» – решало насущные политические задачи: 1) отвергались притязания Византии на гегемонию над Киевской Русью; над Киевской Русью; 2) повышалось значение власти киевских князей; 3) подчеркивалось их старшинство 2. Осуждаются княжеские усобицы, ослабляющие Русь перед лицом внешнего врага. Князья-братья призываются к единению и подчинению старшему брату – киевскому князю. «Каждый да держит отчизну свою». Стремление к захватам есть «ненасытство», гордость и «крамола».
16 «Моления Даниила Заточника» (1229) Беды Даниила и всех сирот – от произвола, бояр, княжеских слуг. Только сильная княжеская власть – гарантия порядка в государстве. Беды Даниила и всех сирот – от произвола, бояр, княжеских слуг. Только сильная княжеская власть – гарантия порядка в государстве. Яко же дуб крепится множеством корней, тако и град наш, твоею державою. Установление единовластия князя – основная идея произведения. Установление единовластия князя – основная идея произведения. Орел птица – царь над всеми птицами, а осетр над рыбами, а лев над зверьми, а ты, княже, над переяславцами.
17 «Гроза» - сильная карающая власть: восстанавливает нарушенную справедливость и пресекает беззаконие Управлять крепко и справедливо Иметь при себе «думцев» и опираться на их совет Советники должны быть умны, мудры, не творить беззакония Не обязательно брать старых и опытных, ибо важен ум Войско хорошее и многочисленное должно быть руководимо мудрыми ибо «ибо только полки мудрых сильны», «полки безумных храбры, но не только храбростью а и умом достигается победа»
18 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. История политических учений. Под общей ред. О.В.Мартышина. Изд. НОРМА Москва Антология мировой политической мысли. В пяти томах. Москва. «Мысль» 1997.Т.III, V. 3. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. Изд. Магистр Москва 1997.
19 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.