Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемfas.gov.ru
1 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва, 2005 Обзор практики применения антимонопольного законодательства на рынках газа
2 Ф А С Р о с с и и 2 Пресечение нарушений АМЗ и развитие рыночных отношений Р еформы естественных монополий Разделение естественно-монопольных и потенциально конкурентных сфер, хозяйственных и властных функций; Формирование конкурирующих хозяйствующих субъектов на базе бывших монополий, вхождения новых участников; Формирование инфраструктуры рынка; Гарантии недискриминационного доступа Смещают акценты в практике применения АМЗ: До реформы В процессе реформы Ущемление интересов Ограничения доступа на рынки контрагентов монополистов Возникновение проблем у конкурентов
3 Ф А С Р о с с и и 3 Типология выявляемых нарушений антимонопольного законодательства по отдельным статьям Закона «О конкуренции» зависит от отрасли экономики и степени развития конкуренции в данной отрасли Более 65% нарушений антимонопольного законодательства, устраненных в 2004 г., приходится на предприятия ТЭК, транспорта, связи, в т.ч.субъекты естественной монополии электроэнергетика – 22% газ – 6% нефть и нефтепродукты – 2% ж/д транспорт – 7% морской, речной, воздушный и автомобильный транспорт – 19% связь – 9% электроэнергетика – статья 5 газ – статья 5 нефть и нефтепродукты – статья 6 ж/д транспорт – статья 5 морской, речной, воздушный и автомобильный транспорт – статья 7 связь – статья 5 Пресечение нарушений антимонопольного законодательства
4 Ф А С Р о с с и и 4 отказ от установления ПССУ, задержки с установлением тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям отказ от пролонгации договора поставки газа между ООО «Межрегионгаз» и ГРО для последующей реализации населению Согласованные действия ФЭК России, ОАО «Газпром», ООО «Межрегионгаз» (ст.8 Закона «О конкуренции») Нарушение приоритетного права на продление действующих договоров и на приобретение газа для коммунально-бытовых нужд (ст.18 Закона «О газоснабжении) Высший Арбитражный Суд отказывает в пересмотре дел в порядке надзора в соответствии со ст.304 АПК (существенные последствия для экономики, обеспечение единства правоприменения). Дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются как в центральном аппарате (с участием представителей ТУ), так и в территориальных управлениях Монополизация рынка сбыта газа Существует противоречие в трактовках норм права судами кассационной инстанции различных регионов
5 Ф А С Р о с с и и 5 Понуждение потребителей заключать трехсторонние договоры на поставку и транспортировку газа под угрозой прекращения подачи газа Публикация в СМИ информации о прекращении деятельности ГРО по поставке газа Типология нарушений антимонопольного законодательства на рынках газа Отказ газоснабжающих организаций в заключении с ГРО договора поставки газа Ущемление интересов ГРО Ограничение конкуренции на региональном рынке реализации природного газа Суть нарушенияПоследствия для рынка Выявленные проблемы правоприменения на рынках газа: Отсутствие четкого определения правового статуса поставки газа (в части его публичности) Отсутствие четких критериев подтверждения статуса поставщика газа
6 Ф А С Р о с с и и 6 Создание собственником ЕСГ препятствий доступу на рынок реализации сетевого газа (затягивание сроков рассмотрения заявок, отсутствие какого-либо решения по ним) Необоснованный отказ ГРО от заключения договора на услуги по транспортировке газа Создание дискриминационных условий или отказ в доступе к транспортной инфраструктуре Вытеснение независимых организаций с рынка реализации сетевого газа Не обеспечивается выполнение договорных обязательств по поставкам газа Последствия для рынка Выявленные проблемы правоприменения на рынках газа: Правила недискриминационного доступа к магистральным газопроводам и газораспределительным сетям не отвечают текущей ситуации на рынках газа Отсутствует законодательно закрепленный и обязательный для исполнения всеми участниками рынка механизм балансировки Типология нарушений антимонопольного законодательства на рынках газа Суть нарушения
7 Ф А С Р о с с и и 7 Отказ ГРО в возможности присоединения к газораспределительным сетям Отказ ГРО в выдаче технических условий для дополнительного подключения к существующим газовым сетям Нарушения при осуществлении технологического присоединения к газовым сетям Ущемление интересов потребителей (хозяйствующих субъектов) Последствия для рынка Выявленные проблемы правоприменения на рынках газа: Отсутствуют правила присоединения к газораспределительным сетям Законодательно не прописана ситуация возникновения права собственности физических лиц на объекты газораспределительной системы, которые предназначаются для обслуживания Типология нарушений антимонопольного законодательства на рынках газа Суть нарушения
8 Ф А С Р о с с и и 8 Отказ в согласовании на использование газа в качестве топлива Создание дискриминационных условий доступа на рынок (в том числе игнорирование преимущественного права на получение газа для коммунально-бытовых нужд населения) Отказ в выдаче согласования на использование газа в качестве топлива Создание препятствий доступу на рынок Ущемление интересов хозяйствующего субъекта, осуществляющего строительство объектов теплоснабжения Последствия для рынка Выявленные проблемы правоприменения на рынках газа: Существующий порядок согласования использования газа в качестве топлива не отвечает текущей ситуации на рынках газа Типология нарушений антимонопольного законодательства на рынках газа Суть нарушения
9 Ф А С Р о с с и и 9 Занижение договорных объемов газа по регулируемой цене и понуждение к покупке дополнительных объемов газа на электронной площадке ООО «Межрегионгаз» по «свободным ценам» Занижение договорных объемов газа с последующим применением повышающих коэффициентов за «сверхлимитный объем газа». Навязывание контрагентам невыгодных условий договора Сокращение (прекращение) поставки природного газа потребителям при наличии возможности его поставки Занижение договорных объемов газа Цена реализации газа по результатам торгов, проводимых внутри группы лиц, не отражает реальную цену спроса- предложения свободного рынка Ограничение конкуренции на рынке реализации сетевого газа Ущемление потребителей природного газа Последствия для рынка Выявленные проблемы правоприменения на рынках газа: Система применения повышающих коэффициентов, утвержденная Правилами поставки газа, ведет к искажению на рынках газа При принятии решений по договорным спорам суд не учитывает, что группа лиц выступает на рынке как один хозяйствующий субъект, а не как несколько независимых участников (в том числе в вопросах перераспределения ресурсов внутри группы лиц). Это может быть учтено только основываясь на нормах антимонопольного законодательства Типология нарушений антимонопольного законодательства на рынках газа Суть нарушения
10 Ф А С Р о с с и и 10 Применение повышающего коэффициента к коммунально- бытовым потребителям Применение цен на газ для промышленности в отношении ЖСК и коммерческих организаций, реализующих газ на личные нужды населения Нарушения в отношении коммунально-бытовых потребителей Ущемление интересов как хозяйствующего субъекта, так и потребителей (населения) Последствия для рынка Выявленные проблемы правоприменения на рынках газа: в законодательстве отсутствует четкое определение понятия «коммунально-бытовой потребитель» Типология нарушений антимонопольного законодательства на рынках газа Суть нарушения
11 Ф А С Р о с с и и 11 Совмещение функций единоличного исполнительного органа «…регионгаз» и «…облгаз» в границах одного субъекта Российской Федерации Совмещение должностей в ОАО «Газпром» и ООО «Межрегионгаз» Совмещение должностей Ограничение конкуренции на рынке реализации сетевого газа Суть нарушенияПоследствия для рынка Типология нарушений антимонопольного законодательства на рынках газа
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.