Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемelena-m.pochta.ru
1 1 НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Д.м.н., проф. Степанова М.И.
2 2 Т К структуре основных образовательных программ Т К результатам освоения основных образовательных программ Т К условиям реализации основных образовательных программ Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов
3 3 Л.С.Выгодский Создание условий – основа для воспитания»
4 4 Гигиенические требования к условиям реализации общеобразовательных стандартов– совокупность норм и регламентов тех факторов, которые формируют образовательную среду: материальные ресурсы, организация учебного процесса, организация питания, медицинское обеспечение.
5 5 Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие учащихся в школе 1. СанПиН «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования».
6 6 Современная нормативная база 2. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»
7 7 Современная нормативная база 3. СанПиН / «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» 4. СанПиН / «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно- вычислительным машинам и организация работы»
8 8 СанПиН «Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов»
9 9 Современная нормативная база 5. СанПиН –10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Изменения 1 к СанПиН –10
10 10 Современная нормативная база 6. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
11 11 Что нового в новых санитарных правилах? Исключены: - «избыточные» нормы; - требования к технике безопасности, профилактике травматизма; - положения, которые находятся в компетенции Минздрава.
12 12 Что нового в новых санитарных правилах? Уточнены некоторые нормативы; Включены новые показатели и требования; Появились требования – рекомендации; Добавлена новая глава – требования к соблюдению санитарных правил.
13 13 Выполнение этих требований должно гарантировать условия обучения и воспитания в процессе освоения новых образовательных стандартов, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей.
14 14 Приказ Минбразования и науки Российской Федерации от N 2106 « Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
15 Факторы риска школьной среды Интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки Нерациональные педагогические технологии и расписание занятий Авторитарная педагогика Снижение возраста начала школьного обучения Гиподинамичный характер обучения Нерациональное чередование учебы и каникул Плохая организация школьного питания Нездоровье педагога
16 16 Вклад факторов школьной среды ( Сухарев А.Г.,2009 ) Непосредственное влияние факторов внутришкольной среды на формирование здоровья учащихся достигает 40%
17 Особенно высокими темпами увеличивается распространенность школьно-обусловленных нарушений здоровья: нервно-психических и вегетативных расстройств, нарушений опорно- двигательного аппарата, зрения, функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.
18 18 Наибольший прирост заболеваемости происходит в 1-х, 5-8-х и старших классах. В эти же периоды наблюдается и снижение умственной работоспособности учащихся.
19 19 Динамика показателей патологической пораженности школьников в процессе обучения
20 20 Распространенность нарушений осанки у детей ( гг, %)
21 21 Распределение классов начальной школы по уровню оборудованных рабочих мест в соответствии с длиной тела учащихся
22 ПАРТА И КОМПЛЕКТ СТОЛ-СТУЛ
23 23 Современные виды ученической мебели
24 24 РАЗНЫЕ ВИДЫ КОНТОРОК (для обучения в позе стоя)
25 25 Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей Не должен превышать для учащихся: 1-2-х классов – 1,5 кг, 3-4-х классов –2 кг; 5-6-х классов - 2,5 кг, 7-8-х – 3,5 кг, 9-11-х –4,0 кг.
26 26 ВЕС РАНЦА Вес ранца не должен превышать 700 г. С физиологической точки зрения, вес ранца с учебниками не должен превышать 10% массы его владельца.
27 Основные компоненты организации учебного процесса в школе Объем образовательной нагрузки Продолжительность учебного дня и недели Расписание учебных занятий Стиль преподавания (авторитарный, демократический, либеральный) Возраст начала школьного обучения Чередование учебы и отдыха на уроке, в течение дня, недели, года Программы, методы, технологии и технические средства обучения Комлектация и наполняемость классных коллективов
28 2828 Оценка педагогами нагрузки учащихся (по данным Е.И.Степанова и С.В. Баныкиной, 2006) Результаты социологического опроса учителей школ Подмосковья показали: - треть (33,7%) расценивает учебную нагрузку учащихся как чрезмерную; - свыше 16,0% чрезмерной считает психическую нагрузку; - почти половина (49,1%) недостаточной считает физическую нагрузку школьников.
29 29 Причины школьного стресса по мнению родителей (Рубцов В.В., 2007)
30 30 Динамика объема суммарной образовательной нагрузки старшеклассников Суммарная образ-ная нагрузка Занятия в школе Подготовк а домашних заданий Дополнительные занятия (в основном связанные с подготовкой в вуз)
31 31 Состояние здоровья старшеклассников в зависимости от объема образовательной нагрузки показатели здоровья общеобр- ные классы профильны е классы (ПК) ПК с максимальны м объемом образовательн ой нагрузки функциональные изменения 2859,03009,63335,7 хронические болезни 884,6969,01050,0 общая патологическая пораженность 3743,63978,64385,7 группы здоровья I 2,0-- II 50,042,935,0 III 48,057,165,0
32 3232 Сравнение реального объема школьного образования Юго- Восточная Азия Западная Европа США и Канада Россия Число лет обучения Число учебных недель Число учеб. дней Число уроков
33 33 Гигиенические требования к максимально допустимой образовательной нагрузке 5-дневка 6-дневка 5 класс класс класс класс 33 36
34 34 Недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять: для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков; для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков
35 35 Объем домашних заданий (по всем предметам) Затраты времени на его выполнение не должны превышать: во 2-3 классах - 1,5 часов в 4-5 классах – 2,0 часов в 6-8 классах - 2,5 часов в 9-11 классах – 3,5 часов.
36 36 Уроки физкультуры Не зависимо от возраста учащихся следует проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
37 37 Шкала трудности учебных предметов для учащихся 5-9 классов Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности) 5 кл6кл7кл8кл9кл Химия Геометрия Физика Алгебра Экономика Черчение---54 Мировая худ. культура (МХК) Биология Математика Иностранный язык Русский язык Краеведение7955-
38 38 Продолжение таблицы Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности) 5 кл6кл7кл8кл9кл Природоведение78--- Этикет75--- География-7665 Граждановедение История Ритмика Труд43214 Литература46447 ИЗО3313- Физкультура34222 Экология33361 Музыка2111- Информатика ОБЖ12333
39 39 Инновационный – модульный принцип составления расписания учебных занятий заключается в использовании единого временного модуля продолжительностью 30 минут сдваивание уроков по одному предмету и последующего их разделения на равноценные по времени модули, позволяет изучать учебный материал укрупненными блоками. сохраняется общепринятая продолжительность учебного дня и перерывов между модульными блоками. В средней школе: каждый блок включает три 30-минутных занятия (30мин х 3) с обязательной переменой после каждой 30-минутки. В начальной школе: (начиная со 2 класса) два 30-минутных занятия (30мин х 2).
40 40 Модульная методика составления расписания составления расписания позволила: позволила: Сократить многопредметность в течение многопредметность в течение учебного дня и недели при учебного дня и недели при сохранении всех изучаемых дисциплин Сократить дневные маршруты учащихся по перемещению из одного кабинета в другой Обеспечить комфортный темп учебной работы на уроке Сократить объем и время подготовки домашних заданий Создать условия для личностно-ориентированного личностно-ориентированного подхода к ученику Уменьшить вес ежедневного комплекта учебных пособий
41 41 Влияние модульной организации расписания уроков на функциональное состояние учащихся 5-9 классов
42 42 При модульной методике составления расписания Уменьшение числа ежедневно изучаемых предметов позволило снизить вес комплекта учебников учащихся: до 3,5 кг у 5-классников до 4,0 кг у 6-классников Вес ежедневного учебного комплекта учащихся 5-6 классов учащихся 5-6 классов Модульное расписание Традиционное расписание
43 43 Показатели умственной работоспособности при новом расписании уроков (на примере учащихся 2-х классов) Инновационное расписание Традиционное расписание пороговый уровень
44 44 Показатели ФСО учащихся профильных классов (%) Комплексный показатель раб-ти пороговый уровень однопрофильные классы - однопрофильные классы - «школа-вуз» - мультипрофильные классы
45 45 Внеурочная деятельность (не обязательна для ученика!!!) 1. Занятия по выбору. 2. Форма занятий должна отличаться от урочной (кружки секции, олимпиады, экскурсии, проектная деятельность и др.). 3. Баланс между занятиями двигательного и статического характера.
46 46 Динамика уровня функциональной неготовности к обучению детей 7-го года жизни мальчики 48,6% девочки 28,6%
47 47 Адаптация к учебной нагрузке в зависимости от степени «школьной зрелости» частота случаев сильного и выраженного утомления зрелые условно зрелые 28,7% 46,3%
48 48 Различия психомоторики и когнитивных функций у детей, поступивших в школу до и после 7 лет («младшие» и «старшие») Надеждин Д.С. с соавтр., 2008 Латентный компонент простой сенсомоторной реакции на световые раздражители (мс) Скорость извлечения информации из памяти (число верных ответов в секунду)
49 49 Индекс положительного социометрического статуса (доля лиц, давших положительную оценку данному субъекту, %) Результаты социометрических исследований для детей, поступивших в школу до и после 7 лет («младшие» и «старшие») («младшие» и «старшие») (Надеждин Д.С. с соавтр., 2008) Индекс отрицательной эмоциональной экспансивности (доля группы, которая выбрана субъектом со знаком «минус», %) р
50 50 Распространенность функциональных отклонений у младших школьников в динамике обучения в зависимости от возраста поступления в школу % Костно-мышечная система Часто болеющие дети
51 51 Патологическая пораженность 11-классников в зависимости от возраста (хронические болезни) () Органы и системы МальчикиДевочки 16 лет лет17-18 Органы пищеварения Опорно-двигательный аппарат Нервно-психическая сфера Органы зрения (миопия средней и высокой степени) ВСЕГО
52 52 Влияние разной наполняемости классов на функциональное состояние учащихся % усл. ед. наполняемость класса чел-кнаполняемость класса > 25 чел-к
53 53 Годовая динамика показателей умственной работоспособности учащихся в условиях нового (ЭГ) и традиционного (КГ) календаря школьных каникул
54 54 Здоровьесберегающий эффект нового календаря каникул определяется: снижением острой заболеваемости учащихся на протяжении учебного года; снижением острой заболеваемости учащихся на протяжении учебного года; меньшей частоте выраженного утомления; меньшей частоте выраженного утомления; меньшей частотой повышенной и высокой степени невротизации; меньшей частотой повышенной и высокой степени невротизации; более устойчивым психоэмоциональным состоянием; более устойчивым психоэмоциональным состоянием; повышением учебной успеваемости повышением учебной успеваемости
55 По данным социологических исследований последних лет в России насчитывается порядка 10 млн. пользователей компьютера в возрасте в России насчитывается порядка 10 млн. пользователей компьютера в возрасте до 14 лет Современный период развития общества характеризуется глобальной компьютеризацией всех сфер человеческой деятельности
56 56 НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НАЦЕЛЕНЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) УЖЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
57 классы Компьютерная занятость 2 и более часа учащихся 1-9-х классов, %
58 9 класс Компьютерная занятость учащихся х классов в выходные дни, % 1 класс 5 класс
59 9 класс Компьютерная занятость учащихся х классов в каникулы, % 1 класс 5 класс
60 60 Мама: «Прекрасный день. Я хочу, чтобы ты вышел на улицу и поиграл».
61 61 Работают за компьютером в ночное время, %
62 62 Дискомфортные состояния, связанные с работой за компьютером, % Жалобы1кл5кл9кл Общее утомление от занятий за ПК 48,864,667,6 Головные боли 14,021,728,6 Усталость спины 23,329,335,6
63 63 Жалобы1кл5кл9кл Усталость глаз 54,859,760,0 Прочие дискомфортные. состояния глаз 18,628,446,7* Близорукость (по субъективной оценке) 9,317,728,9 * - р0,05 Дискомфортные состояния, связанные с работой за компьютером, %
64 Лидирующее место в глазной патологии у детей и подростков занимают аномалии рефракции (до 75% всех выявленных случаев). Среди них доминирует миопия – 80% случаев. (Сидоренко Е.И., 2006)
65 65 За годы школьного обучения количество детей с нарушениями зрениями увеличивается в 2-3 раза. В школах с повышенными нагрузками потеря зрения более существенна, чем в традиционных (50 против 35%).
66 66 Дискомфортные состояния при работе с ПК Усталость глаз Общее утомление Головные боли, чувством тяжести в голове Боли в области глаз, расплывчатость изображения
67 Результаты фотохронометражных наблюдений на уроках с использованием ноутбука (динамика зрительной дистанции, см) Начало урока 5 мин работы 10 мин работы 15 мин работы ученик1ученик1 ученик2ученик2
68 68 Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.
69 69 Оценка использования интерактивных досок (результаты опроса учителей) Внедрение в учебный процесс ИД значительно повышает информационную емкость урока
70 70 12,5-55,0% учащихся жалуются на утомление, головную боль, зрительное утомление, боли в области глаз
71 71 Факторы риска (по опросу учителей): Яркий световой поток от проектора; Электро-магнитные излучения (в пределах ПДУ); Статическое электричество; Неприятный запах и шум от работающего проектора
72 72 Зависимость функционального состояния организма учащихся от стиля преподавания - авторитарный педагог -доброжелательный
73 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Степанова Марина Исааковна Д.м.н., зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН р.т
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.