Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmo.mosreg.ru
1 ПОКОЛЕНИЕ «ИГРЕКОВ» И «ЗЕТОВ»: ИНТЕРНЕТ-РИСКИ И ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ Солдатова Г.В. член-корр. РАО, доктор псих. наук, директор Фонда Развития Интернет
2 Цифровое поколение: какие они? Нэйл Хоув, Уильям Штраус Поведение человека зависит от тех условий, в которых он жил и воспитывался до лет. В этом возрасте формируется система ценностей на всю жизнь. Поколение Х ( гг.) Поколение Y ( гг.) Поколение Z (с 2001 г.)
4 ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ: КАКИЕ ОНИ? РОДИТЕЛИ ДЕТИ
5 25 самых успешных молодых предпринимателей России Александр Агапитов 27 лет Xsolla Павел Дуров 28 лет «ВКонтакте» Вячеслав Мирилашвили 28 лет «ВКонтакте» Лев Левиев 28 лет «Вконтакте» 44% – представители поколения X Сергей Фаге 26 лет «Островок» Всеволод Страх 24 года «Сотмаркет»
6 ПОКОЛЕНИЕ Z: ГОСТИ ИЗ БУДУЩЕГО Запоминают не содержание информации, а место, где находится информация Удержание внимания сократилось в десятки раз Клиповое сознание и мышление Многозадачность
7 ИНТЕРНЕТ – ПРИВЫЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
8 ЦИФРОВОЙ РАЗРЫВ Бэби- бумеры Х У ? Z «Нам нечему у вас учиться!!»
9 ФАКТОРЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ РИСК НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНТЕРНЕТА НА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: Доступность Интерактивность Анонимность Трансграничность Вневременность Свобода выбора Возросшее значение отдельного индивидуума
10 ЗНАЮТ ЛИ РОДИТЕЛИ?
11 Типы онлайн-рисков Контентные риски Коммуникационные риски Технические риски Потребительские риски Интернет-зависимость
12 КОММУНИКАЦИОННЫЕ РИСКИ связаны с межличностными отношениями интернет- пользователей и включают в себя незаконные контакты, киберпреследования, киберунижения и др. Для подобных целей используются чаты, онлайн-мессенджеры, социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.д.
13 ОБЩЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ
14 ОБЩЕНИЕ В СЕТИ В МИРОВЫХ МАСШТАБАХ Крупнейшая социальная сеть в мире Facebook насчитывает 1 млрд пользователей, 500 тыс. заходят ежедневно Количество пользователей социальной сети "ВКонтакте" превышает 140 млн человек, при этом ежедневно на ее сайт заходят более 38 млн пользователей В мире насчитывается около 200 млн блогов, каждый месяц появляется 3 млн новых блогов Каждую секунду публикуется 750 сообщений в Twitter Каждую секунду 8 человек на планете становятся частью какой-либо из существующих социальных сетей 80% пользователей доверяют мнению своих онлайн-друзей больше, чем своим реальным товарищам
15 ЧТО ДАЕТ ОБЩЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ? Самопрезентация Формирование и поддержание отношений Управление личной сетью контактов o Агрессия в интернете (троллинг, кибербуллинг) o Общение с незнакомцами o Незаконные контакты (груминг) Риски при общении в интернете:
16 АГРЕССИЯ В ИНТЕРНЕТЕ Кибербуллинг – агрессивное, умышленное действие, совершаемое группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющееся неоднократно и продолжительное во времени в отношении жертвы, которой трудно защитить себя. Троллинг - вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающийся в виде проявления различных форм провокативного агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения.
17 23% российских детей являются жертвами буллинга В Европе 19% детей признались, что сталкивались с буллингом Пятая часть детей подвергается буллингу чаще 1 раза в неделю Основная возрастная группа жертв – лет АГРЕССИЯ В ИНТЕРНЕТЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ*
18 ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕРТВ БУЛЛИНГА: Пугливы Чувствительны Замкнуты и застенчивы Тревожны, неуверены в себе Несчастны Склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве Не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются с взрослыми, нежели со сверстниками Мальчики могут быть физически слабее своих ровесников.
19 ЧТО ДЕЛАТЬ? Объясните детям, что при общении в интернете нужно быть дружелюбным – читать грубости так же неприятно, как и слышать. Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых вашего ребенка подвергается буллингу, сообщите об этом классному руководителю – необходимо принять меры по защите ребенка. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Лучший способ испортить хулигану его выходку – полный «игнор». Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнет поступать агрессия или угрозы. Убедитесь, что оскорбления из сети не перешли в реальную жизнь. Помогите ребенку найти выход из ситуации – заблокировать обидчика, написать жалобу модератору, потребовать удаление странички.
20 ОБЩЕНИЕ С НЕЗНАКОМЦАМИ * Результаты исследования «Дети России онлайн» в рамках проекта EU Kids Online II
21 ГРУМИНГ Общение между взрослыми и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.
22 ЧТО ДЕЛАТЬ? Будьте в курсе, с кем ребенок общается в сети. Объясните ребенку, что нельзя разглашать в интернете информацию личного характера, пересылать виртуальным знакомым свои фотографии или видео. Объясните ребенку опасность встречи с незнакомыми людьми из интернета. На реальную встречу с интернет- другом надо обязательно ходить в сопровождении взрослых. Объясните ребенку, что в интернете тема любви часто представляется в неправильной, вульгарной форме. - Торопитесь стать «другом» в социальных сетях
23 КОНТЕНТНЫЕ РИСКИ материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую, расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.
24 Интернет – это 645 млн. сайтов (около 200 млн. – посещаемые) и более 8 млрд. страниц В конце 2011 г. общий объем информации в мировой сети составлял около 1,8 зеттабайта (1 зеттабайт = 1 млрд. гигабайтов) Каждый день в интернете появляется новая информация, сравнимая с размером небольшой библиотеки Рунет – зоны доменов.ru,.su и.рф – больше 4,6 млн. сайтов Объемы информации в интернете
25 Сайты с содержанием, созданным пользователями – Википедия, блоги и сайты для размещения изображений и видеопродукции Сайты общения и социальные сети – личные профили, могут содержать как персональные данные, так и фотографии и видеоматериалы, музыкальные записи и ссылки материалы других пользователей Виртуальные миры – участники выбирают, настраивают или создают персонажей, которые могут взаимодействовать между собой Онлайн-игры – в процессе общения пользователей создаются уникальные «игровые миры» Распространение информации в интернете Сегодня пользователи сами создают и распространяют свой собственный контент с помощью технологий WEB 2.0.
26 КЛАССИФИКАЦИЯ НЕГАТИВНОГО КОНТЕНТА В ИНТЕРНЕТЕ Противозаконный контент: o Детская порнография o Пропаганда наркотиков o Расовая и религиозная ненависть, экстремизм o Пропаганда суицида Вредоносный, но не запрещенный контент: o Сексуальный контент o Материалы, содержащие насилие, агрессию, убийства, жестокость o Пропаганда нездорового образа жизни o Оскорбительный, унижающий контент o Нецензурная лексика
27 КАКИЕ ВЕЩИ РАССТРАИВАЮТ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ Каждый четвертый ребенок (26%) сталкивался в интернете с чем-то, из-за чего почувствовал себя неловко, огорчился или подумал, что лучше бы ему этого было не видеть.
28 ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Возможности открытого самовыражения для любых пользователей Активное поощрение любых способов самовыражения, в том числе агрессивных и антиобщественных Неформальное наставничество: передача опыта от завсегдатаев новичкам Вера в значимость участия Ощущение сопричастности при оценке творчества других пользователей
29 ИНТЕРНЕТ ЛИДИРУЕТ В СЕКСУАЛЬНОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ Около 40% школьников сталкивались с изображениями сексуального характера в сети. Каждый шестой ребенок расстраивается из-за столкновения с изображениями сексуального характера. Грань между общедозволенными развлечениями и порнографией все больше стирается.
30 Важно понимать, из-за чего произошла встреча ребенка с нежелательными материалами: из-за того, что ребенок целенаправленно «полез» на «взрослый» сайт или же это случайное столкновение. В чем причина?
31 КОНТЕНТ, СПОСОБНЫЙ НАНЕСТИ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ С подобными сайтами сталкивался практически каждый второй российский школьник лет.
32 САЙТЫ, ПРОПАГАНДИРУЮЩИЕ ЧРЕЗМЕРНОЕ ПОХУДЕНИЕ Девочки сталкиваются с подобной информацией значимо чаще, чем мальчики. Их интерес резко возрастает с началом подросткового возраста.
33 ПОСЕЩЕНИЕ САЙТОВ, ГДЕ ОПИСЫВАЮТСЯ СПОСОБЫ НАНЕСЕНИЯ СЕБЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВРЕДА И БОЛИ Опасными играми, например, такими как «собачий кайф», увлекаются в основном подростки 12–15 лет. Они регулярно посещают тематические интернет- порталы.
34 ЧТО ДЕЛАТЬ? Используйте технические средства ограничения доступа: родительский контроль, контентная фильтрация, настройки безопасного поиска Расскажите ребенку о негативной информации в сети. Покажите, как действовать при столкновении с запрещенными сайтами, куда обратиться. Следите за активностью ребенка в сети, проверяйте сайты, которые он посещает. Поддерживайте доверительные отношения с ребенком. Приучите его рассказывать о том, что происхо- дило за день в интернете, обсуждайте это.
35 ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСКИ кибердеятельность по отношению к пользователю, которая включает в себя: вирусную атаку, спамминг, взлом страниц, онлайн-мошенничество и т.д.
36 С ЧЕМ СТАЛКИВАЮТСЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ? Около 30 % всех обращений на Линию помощи «Дети онлайн» касаются технических рисков
37 «ВАШ КОМПЬЮТЕР ЗАБЛОКИРОВАН. ОТПРАВЬТЕ СМС НА НОМЕР…»
38 ОПАСНЫЕ ССЫЛКИ С помощью подобных методов происходит распространение вредоносных программ, реклама товаров и сайтов, которые содержат запрещенные препараты или поддельную продукцию
39 ФИШИНГ: ЛОВИСЬ РЫБКА БОЛЬШАЯ И МАЛЕНЬКАЯ… Фишинговые сайты выглядят как настоящие. Они воруют информацию, которую пользователь вводит при покупке: банковские реквизиты, пароли, коды и отправяют их мошенникам. Так выглядит фишинговый сайт Сбербанка (англ. phishing, от fishing рыбная ловля, выуживание) вид интернет- мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей англ. логинам и паролям.
40 БЕЗОПАСНОСТЬ = Личная бдительность Технические средства + Не скачивайте файлы, присланные незнакомыми Отключите автозапуск переносных устройств Регулярно делайте резервные копии своих данных Используйте разные и сложные пароли Установите антивирус, регулярно обновляйте его Периодически проверяйте электронные устройства антивирусом Используйте учетную запись гостя при повседневной работе за компьютером
41 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РИСКИ Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные подделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, угроза хищения персональной информации с целью кибермошенничества и т.д.
42 Суммарный оборот интернет-магазинов в России за 2011 год составил 244,6 млрд рублей
43 ЧТО МОЖНО КУПИТЬ В ИНТЕРНЕТЕ? В интернете можно купить почти все. В том числе: o Наркотики и их разрешенные аналоги (соли и курительные смеси) o Оружие o Лекарства, отпускаемые только по рецепту o Алкоголь o Дипломы ВУЗов, водительское удостоверение, медицинские справки o Сексуальные услуги Особенно велик риск приобретения подобных товаров детьми и подростками!
44 В каких ситуациях можно потерять деньги в результате мошенничества в интернете? 1. Покупки через интернет 2. Заработок через интернет 3. Интернет-банкинг
45 ПОКУПАЯ В ИНТЕРНЕТЕ, МЫ РИСКУЕМ… 1. Купить некачественный товар 2. Оплатить, но не получить 3. Потерять деньги, попав на фишинговые сайты
46 КАК МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ СЕБЕ АВТОРОВ НИГЕРИЙСКИХ ПИСЕМ? «Мой клиент, его жена и два ребенка были вовлечены в дорожное происшествие. К сожалению, все погибли... Все, чего я требую, это ваша искренняя кооперация чтобы завершить эту сделку.» «Моя мать умерла, когда я была еще девочкой, и с тех пор отец относил ко мне особенно... Сейчас я ищу счет за границей, куда можно перевести эти деньги...»
47 ГРУППА РУССКИХ КИБЕРМОШЕННИКОВ, ОБЪЯВЛЕННАЯ ВО ВСЕМИРНЫЙ РОЗЫСК
48 ПОЧЕМУ МОШЕННИКАМ ЭТО УДАЕТСЯ? Каждый день в интернете появляются новички Мошенники в интернете часто остаются неопознанными и безнаказанными Мошенникам легко обманывать детей и подростков в силу их беспечности, доверчивости, низкой осведомленности о рисках
49 ЧТО ДЕЛАТЬ? Совершайте покупки в интернете вместе. Позвоните менеджеру, почитайте отзывы об интернет-магазине Избегайте совершать покупки по предоплате Не разрешайте ребенку оплачивать покупки в интернете вашими банковскими картами, вводить какую-либо информацию о карте (номер, пин-код, CVV-CVC коды и пр.) Избегайте того, чтобы у ребенка на счету сотового телефона находилась значительная сумма денег. Объясните ему, что никогда нельзя отправлять смс на короткие номера и оставлять на сомнительных сайтах номер телефона. Обсудите с ребенком принципы мошенничества, проговорите правила безопасности и способы защиты.
50 ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ навязчивое желание войти в интернет, находясь офлайн и неспособность выйти из интернета, будучи онлайн
51 ЧТО ДУМАЮТ ОБ ИНТЕРНЕТ- ЗАВИСИМОСТИ РОДИТЕЛИ:
52 ЧТО ДУМАЮТ ОБ ИНТЕРНЕТ- ЗАВИСИМОСТИ ПСИХОЛОГИ И ПСИХИАТРЫ Интернет- зависимость является психическим расстройством. Данное решение будет закреплено в Международной энциклопедии «Diagnostic and Statistical Manual for Mental Disorders» («Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам»), издание которой назначено на май 2013 года.
53 ПРИЗНАКИ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ Нежелание отвлечься от работы в интернете Досада и раздражение при вынужденных отвлечениях Склонность забывать, находясь в интернете, о важных физиологических потребностях и личных делах Навязчивые размышления об интернете Постоянно увеличивающееся время нахождения в интернете Готовность тратить все больше денег для работы в интернете Склонность врать, преуменьшая время работы в интернете
54 ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ (ГЕЙМИНГ) форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми. Признаки игровой зависимости: o Игрок готов играть ежедневно и неограниченное время. Играет всегда, когда есть время o Длительности игрового дня постепенно увеличивается. o Полная утрата контроля над своим состоянием и своего игрового поведения o Неадекватная, субъектно-пристрастная оценка игровой ситуации
55 КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ ШКОЛЬНИК НЕ МОЖЕТ СОКРАТИТЬ ВРЕМЯ, ПРОВОДИМОЕ В ИНТЕРНЕТЕ
56 КТО ВХОДИТ В ГРУППУ РИСКА? - испытывающие трудности в реальном общении, - стремящиеся к уходу от реальной жизни, - склонные к ненормативному поведению.
57 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ Оцените сколько времени ваш ребенок проводит в сети Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в интернете. Понаблюдайте за сменой настроения и поведения вашего ребенка после выхода в интернет. Поговорите со школьным психологом и классным руководителем о поведении вашего ребенка
58 ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЗАВИСИМОСТЬ ЕСТЬ? Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, беспокоит ли его данная ситуация. Установите регламент пользования интернетом Ограничьте возможность доступа к интернету только одним общим компьютером Попросите ребенка в течении недели подробно записывать, на что тратиться время, проводимое в интернете. Предложите ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его увлечь В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту
59 Линия помощи «дети онлайн» Служба телефонного и онлайн консультирования по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. Для… o детей и подростков o родителей o педагогов Партнеры проекта: o ОАО МГТС o ОАО МТС o МГУ имени М.В. Ломоносова o Федеральный институт развития образования МОН РФ
60 Спасибо за внимание! Звоните: Пишите: Все о полезном и безопасном интернете на сайте
61 © Фонд Развития Интернет В презентации представлены данные исследований Фонда за 2010 – 2012 гг.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.