Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемvvsu.ru
1 Тема 8. Математические методы исследования явлений культуры. Рекомендуемая литература: 1.Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М., 1987 (или 2003). 2.Количественные методы в исторических исследованиях: Учебное пособие. – М., Миронов Б.Н. История в цифрах. Математика в исторических исследованиях. – Л., 1994.
2 Рекомендуемая литература: Миронов Б.Н., Степанов З.В. Историк и математика: (Математические методы в историческом исследовании). – Л., Богомолова Н.Н. Стефаненко Т.Г. Контент- анализ: спецпрактикум по социальной психологии. – М., Математические методы в социально- экономических и историко-культурных исследованиях. – М., 1977.
3 Квантативная история – от «quantity» количество – связанная с применением количественных (математических) методов исследования и получения вывода отрасль исторической науки.
4 Расширение сферы применения математических методов позволяет применять термин квантативный к другим гуманитарным дисциплинам, использующим математические методы (например, «квантативная культурология»).
5 Используемые квантативной культурологией методы: контент-анализ, коэффициент корреляции, коэффициент вариации, факторный анализ и др.
6 Контент-анализ (англ. - content analysis «анализ содержания») - строгое исследование содержания текстовых массивов в целях выявления или измерения социальных тенденций, репрезентативных этим массивам.
7 Контент-анализ Метод используется только при анализе содержания массовых источников, часто применяется для первичной обработки исследовательской информации, особенно открытых вопросов анкет.
8 Развитие метода преимущественно связано с социологическими исследованиями, но приемы контент- анализа применяются всюду, где возможна постановка тех или иных исследовательских задач, связанных с углубленным пониманием содержания текста, способов его производства и обращения в обществе, восприятия со стороны читателя или адресата.
9 Контент-анализ Основная цель метода - изучение информации в имеющихся документах с целью выявления социального контекста сообщения.
10 Контент-анализ Достоинства метода: - возможность избежать влияния исследователя на изучаемый объект, - достижимость высокой степени надежности получаемых данных (документы наиболее удобны для перепроверки), - возможность исследования социально- психологических явлений в историческом плане посредством анализа документов прошлого.
11 Контент-анализ Возможности метода: - определение и анализ преобладающих общественных направлений; - определение эмоциональной окраски, тона источника; - определение частоты упоминания различных понятий; - концентрация внимания исследователя на тех признаках текста, которые прямо или косвенно свидетельствуют о позиции, состоянии или намерениях автора.
12 Стадии применения контент-анализа: 1) подготовка программы анализа документов (задачи, понятия, гипотезы и т.д.; 2) формирование выборки; 3 ) разработка методики данного конкретного анализа; 4) проба (пилотаж) методики, проверка ее надежности; 5) сбор первичной информации; 6) количественная обработка собранных данных; 7) интерпретация полученных результатов, выводы.
13 Основные элементы контент-анализа: Смысловая единица (качественная единица, категория анализа) ключевая проблема, отношение к которой респондента предстоит выяснить в процессе контент-анализа
14 Основные элементы контент-анализа: Индикатор (признак) слова и суждения, которые позволяют определить, во-первых, наличие в тексте освещения проблем, определенных для анализа (смысловых единиц), а, во-вторых, отношение респондента к данной проблеме, его мнение о ней.
15 Основные элементы контент-анализа: Единица текста (единица содержания) объем текста, определенный для анализа (отдельное сообщение, параграф текста, целая статья, книга и т.п.). Характер единицы счета определяется особенностями исследования и привлекаемой источниковой базы.
16 Основные элементы контент-анализа: Единица счета Отметка о наличии или отсутствии в единице текста индикатора и единицы счета. Обычно отмечается знаками «+», «-», «0» или присвоенными рангами: наличие индикатора – «1», отсутствие – «0».
17 Что подсчитывает контент-анализ? Емкость индикатора Частоту упоминания в совокупности источников, используемых в работе определенных индикаторов. Именно указания емкости выделенных индикаторов становятся объектом качественного анализа на последних стадиях применения метода.
18 Что подсчитывает контент-анализ? Емкость единицы текста Наличие отдельных индикаторов в каждой единице текста. Данная информация важна при определении значимости отдельных источников для исследования в целом (наиболее насыщенные индикаторами дают наибольший объем качественной информации).
19 Типичные ошибки при контент-анализе 1. Неправильный выбор метода (обычно связан с попытками применения контент- анализа при отсутствии у источников базы таких характеристик, как массовость, ординарность обстоятельств происхождения, однотипность формы и т.п.).
20 Типичные ошибки при контент-анализе 2. Неправильный выбор единицы счета, связанный с недоучетом характера языка источника. 3. Выбранные смысловые единицы не образуют связной системы, неправиль объединены в кластеры (группы родственных понятий).
21 Типичные ошибки при контент-анализе 4. Нарушено требование взаимоисключамости – однопорядковости - при выборе смысловых единиц (нарушение правил основания деления понятий в формальной логике, что в контент- анализе ведет к «двойному счету» и некорректности полученных количественных данных, а следовательно, и невозможности на этой основе построить достоверный качественный анализ и выводы).
22 Примеры применения контент-анализа для исследования явлений культуры Рекомендуемая литература:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.