Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемvvsu.ru
2 Лекция 4. Этикет в эпоху античности
3 Каждый народ сформировал свои правила поведения, которые при всем их многообразии и постоянной изменчивости имеют общие черты. На стиль жизни, быта, общения людей оказывают влияние многие факторы: и природные условия, и климат, и экономические процессы, и вся предшествующая история, и перспективы развития народа и страны.
4 Под Западной цивилизацией принято подразумевать Старый Свет – Европу. Европейский этикет, явление достаточно единое, однородное. Но это единство образовалось не сразу. Первоначально этикетные формы носили явный отпечаток народных традиций, затем приобрели сословный характер, что позволяет говорить не о «французском» или «английском» этикете, а об этикете «дворянском» или «буржуазном», этикете «двора» или «этикете простолюдинов».
5 Этикет как составная часть внешней культуры человека, как свод некоторых этических принципов неразрывно, ограничено связан с понятием эстетического, прекрасного. Этикет как составная часть внешней культуры человека, как свод некоторых этических принципов неразрывно, ограничено связан с понятием эстетического, прекрасного.
7 По мнению шумеров, высокие моральные качества были божественным предначертанием. Бог солнца Уту и богиня истины, правосудия и милосердия Нанше следили за соблюдением норм поведения. По мнению шумеров, высокие моральные качества были божественным предначертанием. Бог солнца Уту и богиня истины, правосудия и милосердия Нанше следили за соблюдением норм поведения.
8 В Древней Греции и этические, и эстетические нормы являются свойствами самого бытия, космоса, мира богов, природы и людей. Образцом поведения через мифотворчество объявляются поступки богов, которые не осмысливаются критически, и, поэтому, всегда носят двойственный, противоречивый характер. В Древней Греции и этические, и эстетические нормы являются свойствами самого бытия, космоса, мира богов, природы и людей. Образцом поведения через мифотворчество объявляются поступки богов, которые не осмысливаются критически, и, поэтому, всегда носят двойственный, противоречивый характер.
10 В античной литературы мы часто сталкиваемся с обычаями и правилами поведения того времени. Например, в скандинавской «Заае» довольно подробно рассказывается об обычаях застолий, и особое внимание уделяется правилам произнесения тостов. В античной литературы мы часто сталкиваемся с обычаями и правилами поведения того времени. Например, в скандинавской «Заае» довольно подробно рассказывается об обычаях застолий, и особое внимание уделяется правилам произнесения тостов.
11 Сознательное культивирование правил, определяющих внешние формы поведения – этикета, ряд исследователей относят к периоду античности (древняя Греция и Древний Рим). Именно в это время наблюдаются первые попытки специального обучения людей красивому поведению. Само «красивое поведение» в это время практически совпало с добродетелями античного поведения, с его представлениями о нравственности и гражданственности. Сознательное культивирование правил, определяющих внешние формы поведения – этикета, ряд исследователей относят к периоду античности (древняя Греция и Древний Рим). Именно в это время наблюдаются первые попытки специального обучения людей красивому поведению. Само «красивое поведение» в это время практически совпало с добродетелями античного поведения, с его представлениями о нравственности и гражданственности.
12 Правила повседневного поведения лишь в самой общей форме ориентировали человека на проявление его личных добродетелей. Поведенческие нормы не указывали, как следует действовать в конкретных ситуациях, и давали только общее направление деятельности, представляя каждому максимальную свободу выбора поведения. Правила повседневного поведения лишь в самой общей форме ориентировали человека на проявление его личных добродетелей. Поведенческие нормы не указывали, как следует действовать в конкретных ситуациях, и давали только общее направление деятельности, представляя каждому максимальную свободу выбора поведения.
14 Главное для древних греков было – жить разумно, просто по заветам предков и законам государства, избегая излишеств и крайностей. Иначе говоря, важнейшим принципам, определяющим их стратегию поведения, были принципы «разумности» и «золотой середины» («разумной меры») Главное для древних греков было – жить разумно, просто по заветам предков и законам государства, избегая излишеств и крайностей. Иначе говоря, важнейшим принципам, определяющим их стратегию поведения, были принципы «разумности» и «золотой середины» («разумной меры»)
15 Формируются представления, в частности, представления о обходительности. Согласно концепции Аристотеля, она бывает трех родов: «Первый род – в обращении: например, в том, как обращаются ко всем встречным и приветствуют их, протягивая руку. Второй – когда приходят на помощь всякому бедствующему. И, наконец, третий род обходительности – когда бывают гостеприимными в застолье».
16 Важнейший принцип культуры античности – принцип «золотой середины», «Разумной меры» - в несколько трансформированном виде вошел в число основных принципов этикета, правил хорошего тона. Важнейший принцип культуры античности – принцип «золотой середины», «Разумной меры» - в несколько трансформированном виде вошел в число основных принципов этикета, правил хорошего тона.
17 . Личностным образцом того времени был образец мужского типа поведения, благородного человека, героя, несущего в себе единство нравственных, гражданских, эстетических черт. Благородство сказывалось прежде всего с аристократическим происхождением. Благородного мужчину должна была отличать красивая речь и учтивость.
18 . Отличительной чертой аристократа является презрение к физическому труду, как и любому платному занятию. Он должен избегать клейма профессионализма, и это, безусловно, роднит его с дворянами и джентльменами последующих эпох. В мирное время он любит роскошные обеды, пение, музыку, свежесть одежд, сладостные бани и мягкое ложе.
19 В Римской империи высшие слои общества приходят к мысли о необходимости выделится, занять особое положение в обществе и подчеркнуть его с помощью особой этикетной атрибутики в одежде, украшениях, в оформлении застолий и поведении за трапезой и т.д., закрепив все это в особых правилах приличия. Так начинают складываться основы собственно этикетного поведения. В Римской империи высшие слои общества приходят к мысли о необходимости выделится, занять особое положение в обществе и подчеркнуть его с помощью особой этикетной атрибутики в одежде, украшениях, в оформлении застолий и поведении за трапезой и т.д., закрепив все это в особых правилах приличия. Так начинают складываться основы собственно этикетного поведения.
20 В Древнем Риме к Юлию Цезарю обращались просто «Цезарь». С укреплением императорской власти начали вырабатываться особые правила обращения к монарху и правила, регламентирующие жизнь двора. Византийский император Константин стал внедрять иерархические отношения среди аристократии и ввел титулы, которые были обязательны при обращении к лицам, принадлежащим к знати. Соответственно рангу и титулу каждый придворный должен был участвовать в церемониях, выполняя строго определенные функции. В Древнем Риме к Юлию Цезарю обращались просто «Цезарь». С укреплением императорской власти начали вырабатываться особые правила обращения к монарху и правила, регламентирующие жизнь двора. Византийский император Константин стал внедрять иерархические отношения среди аристократии и ввел титулы, которые были обязательны при обращении к лицам, принадлежащим к знати. Соответственно рангу и титулу каждый придворный должен был участвовать в церемониях, выполняя строго определенные функции.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.