Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsadbershet.ucoz.ru
1 Формирование коммуникативных навыков у дошкольников
2 Коммуникация, общение - обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми.
3 Коммуникация и общение Коммуникация - не то же, что и общение Общение - это обмен сообщениями, чувствами и легкое, неглубокое взаимодействие между людьми. Общение - это обмен сообщениями, чувствами и легкое, неглубокое взаимодействие между людьми. В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников. В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников. Коммуникатор - человек со склонностью (задачей) влиять на окружающих (партнера) адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, интонации и формулировки, чтобы получить нужную реакцию или ответ. Коммуникатор - человек со склонностью (задачей) влиять на окружающих (партнера) адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, интонации и формулировки, чтобы получить нужную реакцию или ответ.
4 Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека
5 Роль общения Общение – фактор, влияющий на развитие человека в целом. Общение – фактор, влияющий на развитие человека в целом. С рождения малыш усваивает язык, учится определять и выражать эмоции, получает знания о мире, о нормах и правилах поведения, учится правильному отношению к материальным и нематериальным сторонам жизни С рождения малыш усваивает язык, учится определять и выражать эмоции, получает знания о мире, о нормах и правилах поведения, учится правильному отношению к материальным и нематериальным сторонам жизни Через коммуникацию люди передают друг другу различную информацию ( настроение, чувства, установки, интересы, факты) Через коммуникацию люди передают друг другу различную информацию ( настроение, чувства, установки, интересы, факты) Общение регулирует человеческое поведение в совместной деятельности, направляет его. Общение регулирует человеческое поведение в совместной деятельности, направляет его. Общение – выполняет аффективно-коммуникативную функцию Общение – выполняет аффективно-коммуникативную функцию
6 Основные составляющие: коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми); коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми); интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами); интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами); перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания). перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).
7 В коммуникативном процессе обычно выделяют Вербальную коммуникацию общения, которая осуществляется посредством речи. Невербальную коммуникацию: Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами. Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами. Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.). Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.). Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи). Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи). Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека). Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).
8 Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, происходит изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми.
9 Перцептивная сторона общения Взаимодействие невозможно без взаимопонимания. Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся: Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся: познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция); познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция); познание самого себя в процессе общения (рефлексия); познание самого себя в процессе общения (рефлексия); прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция). прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
10 Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению. Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению. Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому. Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому. Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению. Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению. Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта). Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта).
11 В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы общения: установление контакта; установление контакта; ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.); ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.); обсуждение вопроса, проблемы; обсуждение вопроса, проблемы; принятие решения; принятие решения; выход из контакта. выход из контакта.
12 Коммуникативные навыки легкость установления контакта, легкость установления контакта, поддержание разговора, поддержание разговора, умения слушать, умения слушать, умение высказать свою точку зрения, умение высказать свою точку зрения, умение аргументировать и отстоять свою позицию, умение аргументировать и отстоять свою позицию, умение прийти к компромиссному решению. умение прийти к компромиссному решению.
13 Коммуникативные умения: Описание поведения, т.е. сообщение о наблюдаемом без оценивания и без приписывания мотивов, Описание поведения, т.е. сообщение о наблюдаемом без оценивания и без приписывания мотивов, Коммуникация чувств – ясное сообщение о своем внутреннем состоянии. Чувства выражаются телодвижениями, действиями, словами. Коммуникация чувств – ясное сообщение о своем внутреннем состоянии. Чувства выражаются телодвижениями, действиями, словами. Активное слушание – умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения. Активное слушание – умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения. Эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека. Эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека. Конфронтация – действия одного человека, направленные на то, чтобы побудить другого человека осознать, проанализировать или изменить свое решение или поведение. Конфронтация – действия одного человека, направленные на то, чтобы побудить другого человека осознать, проанализировать или изменить свое решение или поведение.
14 Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника
15 Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка Игра способствует формированию творческое воображения. Игра способствует формированию творческое воображения. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.
16 Этапы развития игровой деятельности Предметно-манипулятивная деятельность ребенка в период раннего детства. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка в период раннего детства. Овладев действием, начинает осознавать, что действует сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. Овладев действием, начинает осознавать, что действует сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. В дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для подражания. В дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для подражания.
17 Последовательность действий в игре Дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью. Дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать ролевые права и обязанности. Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать ролевые права и обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания.
18 Отличия игровой деятельности у детей разного возраста Младший дошкольный возраст. Младший дошкольный возраст. Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются, а возникают в зависимости от ситуации, от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в руки (например, посуда, - значит будет играть в дом). Ссоры у детей этого возраста возникают из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть. Старший дошкольный возраст. Ролевая игра подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ выбранной ими роли. Старший дошкольный возраст. Ролевая игра подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ выбранной ими роли. Ссоры детей, как правило, возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока из игровой ситуации.
19 Методы и приёмы формирования игры Важно вызвать интерес к играм, желание играть, вызвать интерес к играм, желание играть, усвоить предметные действия с игрушками, Под предметными действиями понимаются «исторически сложившиеся, закрепленные за отдельными предметами общественные способы их употребления». усвоить предметные действия с игрушками, Под предметными действиями понимаются «исторически сложившиеся, закрепленные за отдельными предметами общественные способы их употребления». научить переносить действия, осуществляемые с одними игрушками, на другие. научить переносить действия, осуществляемые с одними игрушками, на другие. постоянное использование речи постоянное использование речи
20 Этапы формирования Предметные действия Предметные действия Предметно-игровые действия Предметно-игровые действия Проведение наблюдений за бытовыми действиями взрослых Проведение наблюдений за бытовыми действиями взрослых Игра, в которой знакомые детям действия объединены общим сюжетом. Игра, в которой знакомые детям действия объединены общим сюжетом.
21 Одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Коммуникативные игры - наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории. Коммуникативные игры - наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории. Коммуникативные игры Коммуникативные игры
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.