Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемukon226.narod.ru
1 Немецкое просвещение НОВОЕ ВРЕМЯ АнглияФранция Германия XVI-XVII векаXVIII векXIX век Теории общественного договора и естественного права: Томас Гоббс Джон Локк Критика Церкви Вольтера Разделение властей Монтескье Общественный договор Руссо критический идеализм Канта, абсолютный идеализм Гегеля. субъективный идеализм Фихте, объективный идеализм Шеллинга. Часть 2
2 В прошлый раз: Немецкая классическая философия этап развития немецкой философии XVIIIXIX веков. Философия Канта: 1. Критическая философия, выражается в критике догматической философии, которая оставляет нерешенным вопрос о возможности познания. Кант дает отрицательный ответ на вопрос о возможности познания мира, выделяя 2 группы границ сознания: внутренняя сущность «вещей в себе» и неразрешимые противоречия сознания – антиномии => философия Канта – абсолютный агностицизм. 2. Идеализм философии Канта выражается в его вере в существование трансцендентального единства апперцепции – имеющееся в каждом знание, которое обеспечивает единство опыта и мышления (мы все знаем, что такое точка, прямая, плоскость). 3. Категорический императив: «Поступай согласно такой максиме, следуя которой ты желал бы, чтобы она стала всеобщим законом». Или проще: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой («золотое правило нравственности»).
3 Гегель. Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Возвращается к возможности метафизического познания, в отличии от Канта: «Что разумно, станет действительным» => «наука логики» = метафизика. 1.Идеализм. Проявляется в понятии Абсолютного (Мирового) Духа 2.Диалектика 3.Гражданское общество.
4 Абсолютный идеализм Гегеля В результате любого познания мы находим то, что тождественно нашей мысли (стул и мысль о стуле) => в результате самопознания мы приходим к самому себе. Ранее все познавали что-то независимое от субъекта: Бог, Природа. По Гегелю же объект познания совпадает с познающим субъектом (мировым духом). В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который стремиться достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление – исторический процесс. Вся реальность – проявление Духа. Бытие человека становиться мышлением Мирового духа. Гегель считал себя биографом Мирового духа.
5 Исторический процесс Гегеля Историю движут противоречия между национальными духами, которые являются мыслями и проекциями Абсолютного Духа. Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа, которые выражаются в действиях народов и отдельных людей. Международные споры могут быть решены путем войн. Война «высвобождает и проявляет дух нации». Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя. Философия тем самым оказывается органом самосознания Абсолюта. Мировой дух нуждается в мыслящем человеке.
6 Диалектика. Диалектика – наука о развитии. Все находиться в процессе развития => нет ничего независимого, не завязанного со всем. Диалектика название общенаучного гносеологического метода, который реализуется по схеме «тезис-антитезис- синтез».
7 Тезис-антитезис-синтез 1.Познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. 2.Формирование антитезиса формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. 3.После этого субъект переходит к рассмотрению и познанию противоречия и взаимосвязи между тезисом и антитезисом к познанию синтеза. Синтез всегда более содержательный, чем простая сумма тезиса и антитезиса. Диалектическая логика является логикой полярных противоречий: всё сущее необходимо разделять на две противоположные части, и рассматривать их борьбу и взаимопереходы.
8 Законы диалектики В интерпретации Энгельса, который сформулировал так называемые «Три закона диалектики»: Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон отрицания отрицания.
9 1. Единство и борьба противоположностей «Развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешение возникающих противоречий между ними через борьбу». Примеры: Мифология темного и светлого мира, Отношения частиц и античастиц, притяжения и отталкивания, действия и противодействия. наследственность и изменчивость. Позже марксистская материалистическая диалектика перенесет этот закон и на общество: отношения между производительными силами и производственными отношениями государством и обществом, частными и групповыми интересами.
10 2. Переход количества в качество «Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его стабильного состояния и скачкообразному превращению в качественно новый предмет». Легкомыслие переходит в преступление, в малой дозе мышьяк - лечебное средство, в большой концентрации он – яд. превращения лёд вода пар.
11 3. Отрицание отрицания «Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в линейном движении происходит возврат назад, в новом проявляются черты старого». Преемственность между различными эволюционными этапами. Античность тезис. Средневековье антитезис. Новое время синтез Античности и Средневековья. При развитии экономики период процветания сменяется кризисом, затем следует процветание и опять кризис.
12 Право и мораль Единство и борьба противоположностей => цель общественного развития – достижения гармонии, синтеза, между индивидуальностью человека и всеобщностью мира. Гегель вслед за Кантом противопоставляет мораль (внутренний регулятор) и право (внешний регулятор). Синтез морали и права - нравственность. Нравственность как категория социальная возможна только при объединении людей. Тем самым элементарной ячейкой нравственности оказывается первая общность, в которую вступило человечество – семья.
13 Государство и гражданское общество Множественность семей образует гражданское общество. Гражданское общество по Гегелю – сфера, в которой каждый реализует свой частный интерес, при этом привнося благо общему интересу. Элементами гражданского общества являются общеизвестный закон и суд. Суд применяет общий закон к конкретному случаю – идея синтеза. Суд разрешает конфликты и между органами власти => должен быть максимально независим => суд присяжных. Государство – высшая форма социальной жизни, отражающее нравственное единство народа. Оно выражает единство устремлений народа. В государстве, синтезирующем индивидуальное и коллективное, отпадут конфликты => нет необходимости в суде, в отличии от гражданского общества.
14 Вопросы для самопроверки: 1.Абсолютный идеализм Гегеля. Абсолютный Дух и мировая история. 2.Диалектика и ее законы 3.Гражданское общество, государство и право по Гегелю.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.