Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемkriv-krasschool.edu.tomsk.ru
1 «Системно- деятельностный подход в образовательном процессе» Выступление МБОУ учителя Кумарица Н.Н. «Красноярская СОШ»
2 ФГОС нового поколения … От парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.
3 « Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность » Б. Шоу « Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность » Б. Шоу Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения
4 Ответьте на вопросы :
5 Китайская мудрость : « Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю ».
6 «Нужно, чтобы дети учились самостоятельно, а учитель руководил этим процессом и давал для него материал» К.Д.Ушинский
7 Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно- познавательной деятельности называется системно - деятельностным.
8 Японская пословица «Налови мне рыбы и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу так я буду сыт до конца жизни»
9 Системно – деятельностный подход предполагает : Воспитание и развитие гражданских качеств Переход к стратегии социального проектирования Ориентацию на результаты образования и воспитания Приоритет- личностное развитие учащихся Учет индивидуальных особенностей Обеспечение преемственности ступеней образования Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий
10 Стандарт : ориентация на результаты образования Основной результат – освоение обобщенных способов действий, достижение новых уровней развития личности На ступени НОО осуществляется формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе
11 Что такое деятельность ? « Деятельность – такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека ». В. В. Давыдов. « Теория развивающего обучения »
12 Что такое учебная деятельность ? Учебная деятельность – деятельность, основная цель и результат которой заключается не в изменении предметов внешнего мира, а в изменении учеником самого себя как субъекта учения. ( Д. Б. Эльконин ) Деятельность – преобразование. Учебная деятельность - преобразование учебного материала. Если это деятельность, то что вы преобразовывали ? Преобразование – это ломка, открытие чего - то совершенно нового. ( В. В. Давыдов )
13 Основные характеристики учебной деятельности ( УД ): УД направляет и побуждает потребность в самоизменении, в развитии, которая реализуется в решении учебных задач УД требует особой формы ее осуществления – учебного сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссии
14 Принципы построения обучения в деятельностном подходе Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно - практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель - понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в « чистом виде ». Работа школьников строится как поиск и проба средств решения задачи.
15 Учебная задача – ключевое понятие теории УД Учебная задача – это задача, решая которую ребенок овладевает общим способом действия. Она включает в себя цель, представленную в конкретных условиях своего достижения. Учебная задача возникает при обнаружении разрыва в практическом действии, который может быть преодолен поиском нового способа. Учебная задача отличается тем, что она направлена на получение особого результата – самоизменения субъекта учебной деятельности. Учебная задача характеризуется тем, что найденный способ является общим способом решения целого класса конкретно - практических задач.
16 Принципы развивающего обучения Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Введение в учебный предмет начинается с освоения учащимися наиболее общего принципа построения этого предмета, из которого выводится все многообразие конкретных правил и определений. Принцип моделирования. Существенные свойства изучаемого предмета специально выделяются для человека с помощью особых средств - учебных моделей, которые могут быть представлены как в графическо - знаковой, так и в словесной форме. Принцип поиска. Существенные свойства изучаемого предмета не сообщаются обучающимся в готовом виде. Учитель строит учебную ситуацию таким образом, чтобы помочь школьникам самостоятельно их найти и зафиксировать в виде моделей. Необходимость поиска не диктуется требованиями учителя или учебника. Поиск мотивирован для ученика внутренней логикой содержания обучения. Принцип действия. Дети открывают новые способы действия, осуществляя реальное преобразование объектов и материалов, с которыми они работают. Дискуссии организуются только по поводу результатов реальных практических действий школьников
17 Что позволяет достичь деятельностный подход ? Уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной ( ключевой ) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях. Изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться решать большой круг частных ( конкретных ) задач за более короткий отрезок учебного времени. Перейти на другой тип отношений между субъектами ОП. Этот тип отношений можно назвать кооперационным.
18 Дидактические принципы: деятельности непрерывности целостности минимакса комфортности вариативности творчества
19 Системно – деятельностный подход в воспитании : Проектная деятельность Деловые игры Коллективные творческие дела
20 Цель системно - деятельностного подхода в воспитании учащихся - Создание установки на самостоятельность Свобода выбора Подготовка к жизни Достижение личностных и метапредметных результатов
21 П.Ф.Каптерев, российский педагог и психолог «Не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а самообразование - та необходимая почва, на которой школа может существовать»
22 Уильям Артур Уорд, американский писатель Уильям Артур Уорд, американский писатель «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
23 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.