Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемs2.docme.ru
1 Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898) Подготовили: Ученицы 6 – А класса Малютина Дарья Великород Лиза
2 «Природа всегда нова», - говорил он. Выходец из купеческой среды, Шишкин круто переписал заданный его происхождением сценарий жизни и стал знаменитым пейзажистом, создавшим величественную эпопею русского леса.
3 Жизнь и эпоха Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан) в семье купца второй гильдии Ивана Васильевича Шишкина. И. В. Шишкин был незаурядной личностью. Именно отец, заметив увлечение сына искусством, стал выписывать ему специальные статьи и биографии известных художников. Именно он, решив его судьбу, отпустил молодого человека в 1852 году в Москву учиться в Училище живописи и ваяния. В 1848 году он ушел из Первой мужской гимназии Казани, мотивировав это нежеланием «сделаться чиновником».
4 С 1852 по 1856 год Шишкин учился в недавно открытом московском Училище живописи и ваяния. Его наставником был А. Мокрицкий – помогший начинающему живописцу найти себя. В 1856 году Шишкин поступил в петербургскую Академию художеств, а в 1860 году он окончил Академию с Большой золотой медалью. К этому времени художник видел себя в будущем только пейзажистом. Еще учась в Москве, он записал в дневнике: «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище».
5 Шишкин часто бывал на родине, где собирал материалы для новых своих произведений. Так, например, поездка в Елабугу в 1871 году подвигла его к написанию знаменитой картины «Сосновый сбор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Одна из Шишкинских современниц рассказывала: «Работал он ежедневно. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение. Я знала, что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, что под вечер, когда седой туман уже окутывает даль, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет ни заря, его можно найти у поворота в деревню, где катятся волны колосящейся ржи».
6 Он много ездил по России – писал этюды. Постоянно выставлялся на выставках. В 1894 – 95 годах возглавлял пейзажную мастерскую Академии. Шишкин и умер за работой. 8 марта 1898 года он с утра рисовал в мастерской. Потом навестил родных. Потом, пожаловавшись на недомогание, вернулся в мастерскую. В какой-то момент помощник увидел, что мастер падает со стула. Подбежав к нему, он увидел, что Шишкин уже не дышит. Памятник И. Шишкину в его родной Елабуге.
7 Хронология жизни Родился в Елабуге в купеческой семье Поступает в казанскую гимназию Бросает гимназию, дабы «не сделаться чиновником» Поступает в московское Училище живописи и ваяния Оканчивает Училище и поступает в петербургскую Академию художеств Оканчивает Академию с Большой золотой медалью Едет за границу. В течении трех лет живет в Германии, Швейцарии, Чехии, Франции, Голландии, Бельгии Возвращается в Россию. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получает звание академика Женится на Е. А. Васильевой, сестре художника Ф. Васильева Картина «Мачтовый лес в Вятской губернии» побеждает на конкурсе. Умирает его отец. Умирает маленький сын художника Умирает жена и в 1875 Умирает еще один сын Возглавляет пейзажную мастерскую в Академии художеств марта (20 марта по новому стилю) умер Шишкин в Петербурге.
8 ЗНАМЕНИТЫЕ РАБОТЫ
9 Лесная глушь (1872) Государственный Русский музей, Санкт - Петербург
10 Лесная глушь (1872) Начало 1870-х – время рассвета в творчестве Шишкина годом дотируется осно - вание Товарищества перед - вижных художественных выста - вок. В 1872 году на II передвиж - ной выставке художник показал картину «Лесная глушь». Имен - но за неё Шишкин в том же году получил звание профессора; это было неложным знаком общего признания, почти славы.
11 Утро в сосновом лесу (1889) Государственная Третьяковская галерея, Москва
12 Утро в сосновом лесу (1889) Предполагается, что её «сюжет» подсказал автору передвижник Савицкий. Он же написал медведей. Более того, первоначально на картине стояло две подписи – Шишкина и Савицкого, но Третьяков, купивший эту работу. Снял подпись Савицкого, считая ее оригинальным произведением Шишкина.
13 Дождь в дубовом лесу (1891) Государственная Третьяковская галерея, Москва
14 Дождь в дубовом лесу (1891) 1890-е годы – кризисный для передвижников период. В это время их пытались «задвинуть» на второй план художники, исповедовавшие новые идеи. Шишкин умел меняться. Умерший в 1887 году Крамской перед смертью успел разглядеть это, сказав, что Шишкин наконец-то «тон почуял». «Дождь в дубовом лесу» - тому подтверждение.
15 Корабельная роща (1898) Государственный Русский музей, Санкт - Петербург
16 Корабельная роща (1898) Эта картина – художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. Она свидетельствует о том, что и в старости художник не утерял твердости руки и зоркости взгляда. Создавая «Корабельную рощу», Шишкин активно использовал свои пленэрные этюды, сделанные на родине, в Елабуге.
17 Стиль и техника В молодом Шишкине стремление к реалистическому изображению природных форм боролось с принципами академизма; первое победило, постепенно дополнявшись мягким лирическим началом. В юношеской тетради Шишкина находим такую запись: «Одно только безусловное подражание природе может вполне удовлетворять требованиям ландшафтного живописца. Картина с натуры должна быть без фантазии. Природу должно искать во всей ее простоте, рисунок должен следовать за ней во всех прихотях формы». «Природа всегда нова...»
18 В царское достоинство купеческого отпрыска Ивана Шишкина возвел критик В. Стасов, написав «Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он - единственный». Действительно, начиная с конца 1860 – х годов и до самой смерти Шишкин был ведущим русским пейзажистом, с картинами которого сверяли собственные достижения другие художники. Шишкин достойно нес это звание, не разменивая свой дар на модные увлечения и поражая современников какой – то внушающей душевное спокойствие устойчивостью и былинной мудростью. Шишкин едва ли не первым сумел проникнуть в самую душу русской природы.
19 КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
24 Быть может, вся природа – мозаика цветов? Быть может, вся природа – различность голосов? Быть может, вся природа – лишь числа и черты? Быть может, вся природа – желание красоты?... Константин Бальмонт
25 Дом – музей И. И. Шишкина, Елабуга В Елабуге сохранился дом, из которого И. Шишкин отправился в Москву учиться живописи. Сейчас в нем находиться единственный в России «персональный» музей великого пейзажиста.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.