Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемubschool.ucoz.ru
1 Семинар подготовили учителя 2-х классов
2 Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. «проблемный» постановка проблемы поиск решения «проблемный» постановка проблемы поиск решения «диалог» побуждающий подводящий «диалог» побуждающий подводящий
3 3 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету ?
4 4 В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников. 2. Учитель объявляет новую тему и цель урока. 3. Учитель объясняет новую тему. 4. Учитель организует закрепление знаний учениками. Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?». 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания). 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
5 5 Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемно- диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками. Проблемно-диалогическая технология (с 1999 г.) Цель – обучить самостоятельному решению проблем. Средство – открытие знаний вместе с детьми.
6 Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом
7 Побуждающий от проблемной ситуации диалог Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: создания проблемной ситуации; побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации: побуждения к формулированию учебной проблемы; принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
8 Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением» Приём 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. «с удивлением» Приём 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено. «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.
9 Система вопросов для побуждающего диалога: Побуждение к осознанию противоречия Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько? Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему это задание не получилось? Что мы не знаем? Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока?
10 Методы постановки учебной проблемы Подводящий к теме диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно» «актуальность»
11 МетодыПроблемно-диалогические Постановка проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Поиск решенияПобуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий к знанию диалог Традиционные Сообщение темы Сообщение знания
12 Способы реагирования на ответы учащихся: поддерживающий кивок головой слово «так» побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?». (мысль ученика услышана и принята к сведению)
13 Урок изучения нового материала, причем на содержании любого предмета, любой системы и любой образовательной ступени. На каком уроке уместна технология проблемного диалога?
14 14 Из каких этапов состоит проблемно- диалогический урок? 2) Выдвижение версий. 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. 3) Актуализация имеющихся знаний. 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания. 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике. 4) Составление плана решения проблемы.
15 Модель проблемно-диалогического урока Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.(5-7мин). Выдвижение гипотез.(2-3мин). Актуализация знаний. Планирование деятельности.(5-10мин). Открытие нового знания(10-15мин). Применение нового знания(10-15мин). Итог урока (5-10мин).
16 Подводящий к теме диалог УчительУченики Прочитайте слова на доске. Чем все эти слова похожи? А чем слова отличаются? Над какой темой будем работать? душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ. Это существительные с шипящими на конце. В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (тема).
17 Побуждающий от проблемной ситуации диалог УчительУченики Запишите слова - Что заметили? Задание было одно? А как вы его выполнили? - Как вы думаете почему? - Чем похожи эти слова? - Над какой темой будем работать? 2 ученика на доске душ, душ ночь, ночь лож, лож страж,страж дочь, дочь мужь, муж ключ.ключь -Одно, выполнили по разному - Не знаем правило -Это существительные с шипящими на конце. В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (тема).
18 18 Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление + Максимально близок к жизненным ситуациям - Ученики могут увести в сторону от темы - Невозможно рассчитать время на уроке Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление + Просчитывается по времени + Ведет к нужному результату коротким путем - В меньшей степени развивает творчество и инициативу
19 Технология проблемно- диалогического обучения является: результативной здоровьесберегающей общепедагогической обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.