Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool129spb.ucoz.ru
1 Классный час Анисимова Галина Викторовна Руководитель МО классных руководителей, учитель начальных классов ГБОУ СОШ129 г. Санкт - Петеребург
2 Классный час Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. (В. П. Созонов) Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя. (М. Л. Маленкова)
3 Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты: - это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; - это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.
4 Классные часы проводятся с различными воспитательными целями : 1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей. 2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке. 3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка. 4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
5 Основные компоненты классного часа. Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением образа жизни. Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
6 Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности. Оценочно- аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально- личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
7 Технологические аспекты: составление педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год; уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения; определение времени и места проведения классного часа; определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа; подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме; определение участников подготовки и проведения классного час; распределение заданий между участниками и группами; проведение классного часа; анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).
8 Формы проведения классного часа: час общения, воспитательный час, экскурсия, тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.
9 Есть ещё такая форма работы как классное собрание, которое может проводиться примерно раз в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправления в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.
10 Классное собрание: распределяет поручения; избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива; слушает доклады учеников о выполнении поручений.
11 Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.
12 В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем. В 6 класс деятельность собрания расширяется. Как правило, к 7 классу складываются традиции и правила поведения классного собрания Усилия, затраченные на обучение подготовке и проведению классного собраний в 5-7 классах, классного руководителя полностью оправдываются в старших классах.
13 Час общения это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите корзину проблем и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов. Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.
14 Классный руководитель даже может предложить ребятам выработать правила общения: 1. С уважением относиться друг к другу. 2. Любое мнение заслушивать внимательно. 3. Пока один говорит, все его слушают. 4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
15 Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога… На практике хорошо себя зарекомендовали такие формы: Беседа. Дискуссия (диспут). Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение. Сюжетно-ролевая игра – форма КТД, позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры. И т.д.
16 Методика проведения ролевой игры: - определение проблемы, выбор ситуации; - распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения; - проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение; - обсуждение ситуации участниками. Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё мнение при спорных вопросах.
17 Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: инсценированный суд, пресс- конференция, спрашивали – отвечаем, инсценировка литературного произведения…
18 Другие формы: Устный журнал. Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами. Социально-культурный проект – это самостоятельное исследование учащимися значимых социальных различных проблем. Для создания проекта требуется время и соблюдение определённого алгоритма действий: - изучение ситуации; - сбор информации; - планирование; - формирование микрогрупп и назначение ответственных; - практические действия; - определение приоритетных результатов; - групповой анализ выполнения поставленных задач.
19 Одним из способов быстрого решения проблемы является мозговая атака. Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, Как улучшить дежурство в классе. Правила проведения Мозговой атаки следующие: - учитель фиксирует все мнения и идеи ребят; - мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются; - никого не заставляют насильно высказывать своё мнение; - мозговая атака заканчивается, когда все идеи исчерпаны. - все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.
20 Преимущества часа общения над другими формами работы. 1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы. 2. Результативность класс. часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого. 3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.
21 Советы по организации классного часа 1. Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от предметной информации к ее оценке, от общих оценок - к развернутым суждениям. 2. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с обучающимися и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы. 3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за их вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить острый вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т. д.
22 Преимущества хорошо организованного и продуманного классного часа очевидны. Классный час, или лучше его называть час общения, играет очень большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и необычно.
23 Этический или нравственный час общения Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, учитель может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь… Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.
24 Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни. Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.
25 Организация и проведение тематического классного часа. Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся. Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы. Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы.
26 Организация и проведение информационного классного часа. Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.
27 Основные формы во время информационного часа: - газетные сообщения; - пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; - работа со словарём и справочной литературой; - работа с политической картой; - комментированное чтение газетных и журнальных материалов; - формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них; - просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.
28 Классных часы по развитию интеллектуальных умений учащихся. Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей учащихся через различные формы: интеллектуальные марафоны; дни творчества; интеллектуальные. ринги и викторины; заседание психологического клуба Зеркало и т.д.
29 Классные часы по формированию ЗОЖ В школе разработана и внедряется программа «Здоровье». Направления: организация образовательного процесса, исключающая умственное, физическое и психологическое переутомление; разработка научно-методических и организационных основ мониторинга состояния здоровья школьников; организация информационно-просветительской работы с родителями и школьниками, воспитание потребности в сохранении здоровья и ведению ЗОЖ. Кл.час по формированию ЗОЖ должен проводиться не менее одного раза в месяц (так принято во многих школах)
30 Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру, нравственному поведению, формированию ЗОЖ и т.д.
31 Спасибо за внимание! Желаю успеха!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.