Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемterskayschkola.ucoz.ru
1 ФИЛОСОВСКАЯ ЛИРИКА
2 Из всей яркой, самобытной, многообразной и необычайно эмоциональной русской лирики начала XX века трудно выделить более целостное, единое, последовательное творчество, чем творчество С. Есенина. Его произведения представляются этаким исполином, неразрывным переплетением различных тем, мотивов, образов, объединенных необыкновенным благоговением перед родиной, каким-то наивным, бытовым патриотизмом, своеобразным культом российской природы. Основа мировоззрения поэта настолько целостна и неизменна, что он порой даже «перепевает» сам себя, используя одни и те же мотивы, образы и идеи в разных стихотворениях. Но все же и в лирике Есенина можно отметить отдельные произведения, стоящие чуть особняком от всего остального творчества
3 Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа» (1918). Оно развивается в двух планах: береза - девушка. Читатель так и не узнает о ком это стихотворение - о березе или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Берёзка в русской поэзии - символ красоты, стойкости, юности; она светла и целомудренна.
4 Зеленая прическа Зеленая прическа, Девическая грудь. О тонкая березка, Что загляделась в пруд ? Что шепчет тебе ветер ? О чем звенит песок ? Иль хочешь в косы - ветви Ты лунный гребешок ? Открой, открой мне тайну Твоих древесных дум, Я полюбил печальный Твой предосенний шум. И мне в ответ березка : « О любопытный друг, Сегодня ночью звездной Здесь слезы лил пастух. Луна стелила тени, Сияли зеленя. За голые колени Он обнимал меня. И так, вдохнувши глубоко, Сказал под звон ветвей : Прощай, моя голубка, До новых журавлей ».
5 Поэзия Есенина последних, самых трагических лет ( ) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаше всего в лирике ощущается глубоко осмысление себя и Вселенной (« Не жалею, не зову, н плачу...», « Отговорила роща золотая...», « Мы теперь уходим понемногу...» и др.). « Не жалею » не зову, не плачу...) -- (1922) - одна из вершин есенинской поэзии, Это стихотворение проникну то лиризмом, предельной душевной открытостью, изобилует « земными » образами, выписанными ярко и сочно Удивительно соседство фразы из поэтической лексики XI Х века (« о моя утраченная свежесть ») и типично есенинское народно - человеческое « буйство глаз и половодье чувств » Содержание стихотворения и конкретно, и условно одно временно. Рядом с поэтическими деталями земного мира (« белых яблонь дым », « страна березового ситца », « весенней гулкой ранью ») - образ мифологический, символический - образ розового коня. Розовый конь - символ восхода, весны, радости, жизни... Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения - благодарственная песнь, благословение всего живого.
6 Система ценностей в поэзии Есенина едина и неделима ; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину « родины любимой " во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта. Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это « Русь уходящая ». 0 б этом свидетельствует его поэма « Сорокоуст » (1920), сборники стихотворений « Трерядница » (1920), « Исповедь хулигана » (1921), " Стихи скандалиста " (1923), « Москва кабацкая » (1924), « Русь Советская » (1925) « Страна Советская " (1925), " Персидские мотивы " (1925). Поэма " Анна Снегина " (1925) стала во многом итоговым произведением в котором личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.
7 Уйдя из жизни в 30 лет, С. А. Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. И пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названием кратким « Русь ». Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез. Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час. На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть. Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить ! Только будут колосья - кони 0 хозяине старом тужить. Будет ветер сосать их ржанье, Панихидный справляя пляс. Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час !
8 Таким образом, философская лирика Сергея Есенина тесно связана с существованием человека, со смыслом его жизни. Поэт принимает изменчивость и быстротечность времени и считает такой закон жизни естественным и самым верным : Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.
9 Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело. далече.. мимо... Сердце остыло, и выцвели очи... Синее счастье! Лунные ночи!
10 Презентацию подготовила ученица 11« б » класса Акбиева Джамиля Преподаватель : Мельникова В. А.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.