Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsgkk.satka.org
2 СОВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Николай Михайлович БОРЫТКО, доктор педагогических наук, профессор
3 Современное воспитание2 Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Цитата дня
4 Современное воспитание3 Воспитание это… …передача опыта от старших поколений к младшим? …передача социального опыта? КУЛЬТУРЫ …духовности, КУЛЬТУРЫ!
5 Современное воспитание4 Культура как педагогическая категория СУБЪЕКТ
6 Современное воспитание5 Цель воспитания Субъект «активный делатель», обладающий сознанием и волей человек, источник осознанной, целенаправленной активности, не только воспринимающий воздействия извне, но и перерабатывающий их. Субъект это самоутверждающаяся индивидуальность.
7 Современное воспитание6 Цель воспитания Субъектная позиция как система ценностно-смысловых отношений человека к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности.
8 Современное воспитание7 Функции субъектной позиции Обеспечивает целостность процесса индивидуально-личностного становления человека через: Самопонимание Самореализацию Самоутверждение Саморазвитие Самооценку По О. А. Мацкайловой
9 Современное воспитание8 Структура позиции ЦЕННОСТНЫЕ отношения Обеспечивают: самооценку, саморазвитие, механизм становления позиции СМЫСЛОВЫЕ отношения Обеспечивают: самопонимание, саморазвитие, основание субъектности НОРМАТИВНЫЕ отношения Обеспечивают: самореализацию, самоутверждение, направленность саморазвития
10 Современное воспитание9 Процесс становления профессиональной позиции 1. Стадия дезадаптации 2. Стадия идентификации 3. Стадия индивидуализации 4. Стадия социализации 5. Стадия интеграции
11 Современное воспитание10 1. Стадия дезадаптации –Не видит личностных смыслов выполняемой деятельности. –Социальную полезность своей деятельности не осознает и не проектирует. –Воспринимает себя в роли пассивного исполнителя. –В ситуации выбора испытывает дискомфорт, состояние тревожности.
12 Современное воспитание11 2. Стадия идентификации –Задумывается над собственными смыслами деятельности. –Самооценка зависит от мнения окружающих. –Свое благополучие связывает с внешними обстоятельствами. –Поведение и деятельность спонтанны и реактивны, зависят от обстоятельств.
13 Современное воспитание12 –Следует самостоятельно выбранному примеру или авторитету. –Ищет пример для подражания или референтную группу. –Саморазвитие мыслит как достижение соответствия выбранному примеру. –Может «раствориться» в своем герое или выбранной группе (конформизм). 3. Стадия индивидуализации
14 Современное воспитание13 4. Стадия социализации –Формирует образ «Я» как набор социальных ролей, которые «отрабатывает» в различных группах. –В своем поведении ориентируется на нормы и ценности различных групп, членом которых он является. –Устойчивость самооценки зависит от положения в группе. –Самоутверждение фрагментарно, зависимости от поддержки группой.
15 Современное воспитание14 5. Стадия интеграции –Способен выделить себя из своего окружения. –От пассивного принятия ценностей группы переходит к самоутверждению в ней. –Устойчивая, внутренне обоснованная самооценка. –Устойчивое социальное поведение и деятельность. –Развитая мотивации саморазвития и самоутверждения.
16 Современное воспитание15 Стратегия воспитания Смыслы Ценности Нормы Традиционная Смыслы Ценности Нормы Гуманитарная
17 Современное воспитание16 СУБЪЕКТНОСТЬ Стратегия воспитания
18 Современное воспитание17 Принципы современного воспитания Рефлексивности осмысление собственного опыта, обнаружение личностных смыслов Интерактивности соотнесение собственных смыслов с социальными ценностями, формирование ценностных ориентиров Проективности развитие самосознания, утверждение позиции в деятельности
19 Современное воспитание18 1. Социальное воспитание Социокультурная идентификация (контекстный подход через средовые влияния): Предметно-пространственное окружение Поведенческое окружение Событийное окружение Информационное окружение
20 Современное воспитание19 Обустройство помещений, аудиторий, учебных кабинетов, двора, спортплощадок и т. д Костюмы педагогов, технических работников и самих обучающихся. Освоенная природная и социальная среда. Государственная символика и символика учреждения. Информационные стенды в первом холле, таблички на кабинетах. «Хозяйка холла» с бэджем. … Предметно-пространственное культурное окружение
21 Современное воспитание20 Предметно-пространственное культурное окружение Создает психологический фон воспитания. Становится фактором воспитания лишь в том случае, когда оно «вочеловечено»: за предметом видится отношение, за вещами угадываются интересы, материальные средства выступают как условие благополучия каждого члена коллектива, воспитанник активно заботится об этом мире, творчески преобразуя предметное пространство образовательного учреждения.
22 Современное воспитание21 Поведенческое культурное окружение Интонации в обращении. Мимика, жесты, позы при беседе. Характер совместной деятельности воспитанников и педагогов Отдельные поступки воспитанников. Конфликты и их разрешение, этическая подготовка педагогов. Традиции, ритуалы, обычаи, знакомство с историей учреждения. Динамизм и общий тон образа жизни.
23 Современное воспитание22 Поведенческое культурное окружение Стиль поведения, свойственный воспитаннику в данном образовательном учреждении. Складывается за счет доминирования тех или иных поведенческих форм чередования различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни).
24 Современное воспитание23 Событийное культурное окружение Характер межличностных отношений. Реализация защитной функции образовательного учреждения по отношению к личности. Превращение коллектива воспитанников в своеобразную общину, основанную на господстве гуманистических ценностей Встречи выпускников, день открытых дверей, посвящения, гостиные, творческие отчеты. Профильные лагеря. …
25 Современное воспитание24 Событийное культурное окружение Событие становится фактором воспитания, если воспитанник видит за случаем, действием, обстоятельством отношение: событие для него становится со-бытием, сопереживанием.
26 Современное воспитание25 Информационное культурное окружение Библиотека и читальный зал, интернет. Музей учреждения. Публичные выступления и конференции. Познавательные конкурсы, смотры. Информационные стенды. Информация о заслугах и достижениях воспитанников. Стенды о педагогах «Аплодисменты Учителю!». Научная школа. …
27 Современное воспитание26 Информационное культурное окружение Отражает наличие целостного образа коллектива, представления о его прошлом, настоящем и будущем, его месте в окружающем мире, специфических особенностях.
28 Современное воспитание27 2. Индивидуальное воспитание Самостановление индивида субъектом культуры Ценностно-смысловое самоопределение Норма Ценность Смысл ОБЩЕСТВО Культура Личность ЧЕЛОВЕК ОсознаниеОсмысление
29 Современное воспитание28 Самовыражение Разнообразие и выбор видов и форм организации деятельности, ролей. Психологическая и социально-педагогическая службы. Научно-исследовательская работа. Внеаудиторная культурно-досуговая деятельность. Дополнительное образование: спортивные секции, кружки, клубы по интересам. …
30 Современное воспитание29 Самовыражение Требования: Возможность выбора профилей и форм организации. Разнообразие ролевых позиций. Гибкий график проведения. Добровольность участия. …
31 Современное воспитание30 3. Субъектное воспитание Диалогическое взаимодействие со значимым Другим
32 Современное воспитание31 3. Субъектное воспитание ДИАЛОГИЧЕСКОЕ СО ЗНАЧИМЫМ ДРУГИМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспи- тывать своих детей. Л. Н. Толстой
33 Современное воспитание32 Коммуникации Массовые праздники. Клубные мероприятия. Дискуссионные клубы. Научные конференции, олимпиады. Семинары. Шефство. …
34 Современное воспитание33 Требования: Уважительное отношение ко всякой точке зрения. Стимулирование доказательности своей позиции. Дискуссионность. … Коммуникации
35 Современное воспитание34 Фазы воспитательного взаимодействия 1. Рефлексивная обращение к опыту, поиск смыслов деятельности 2. Ценностная (или теоретическая) сопоставление смыслов с системным знанием, оформление смыслов в ценности 3. Нормативная самореализация и самоутверждение в деятельности (или в ее проектировании)
36 Современное воспитание35 1. Рефлексивная фаза Системный анализ, обращение к смыслам своей деятельности, понимание своей самости как позиции, достижение внутреннего согласия
37 Современное воспитание36 2. Ценностная фаза Оформление смыслов деятельности в процессе системного моделирования в индивидуальные ценности и применение позиции как инструмента понимания мира, закономерностей деятельности и поведения
38 Современное воспитание37 3. Нормативная фаза Позиция человека как система ценностно-смысловых ориентаций становится концептуальным основанием гуманитаризации его деятельности и поведения
39 Современное воспитание38 –воспитание обращено к человеческой сущности и может быть понято лишь в логике качественных изменений человека; –… Специфика гуманитарного понимания воспитания
40 Современное воспитание39 –… –воспитательный процесс это процесс возрастания субъектности человека: самоопределения и самоутверждения его в социокультурной среде; –… Специфика гуманитарного понимания воспитания
41 Современное воспитание40 –… –механизм воспитания сводится к ценностно-смысловой со-трансформации субъектов воспитательного процесса (педагога и воспитанника) в едином смысловом пространстве взаимодействия; –… Специфика гуманитарного понимания воспитания
42 Современное воспитание41 –… –ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из его субъектов. Специфика гуманитарного понимания воспитания
43 Современное воспитание42 –качественные изменения человека; –возрастание его субъектности; –ценностно-смысловой характер; –диалогизм как со-изменение. Специфика гуманитарного понимания воспитания
44 Б О Р Ы Т К О Николай Михайлович Доктор педагогических наук, профессор Обращаться:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.