Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемtmk.edu.ee
1 Сущность налогов и их основные функции в экономической и социальной системе.
2 1. Экономическая сущность налогов.
3 Взаимосвязь между налогами и государством Удовлетворение общественных потребностей Организаци- онное обеспечение Финансовое обеспечение Государ- ство Налоги
4 Факторы, определяющие экономическую и социальную роль налогов Наличие общественных потребностей, которые могут быть определены лишь государством Отсутствие у последнего доходов достаточных для удовлетворения указанных потребностей Имущественная самостоятельность экономических агентов, юридическим выражением которой является право частной собственности на принадлежащее им имущество
5 Государство порождает не налоги как таковые, а системное образование – налоговую систему.
6 Налоги это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет. По экономическому содержанию налоги это финансовые отношения между государством и налогоплательщиками по поводу принудительного отчуждения части вновь созданной стоимости в целях формирования централизованных фондов денежных средств, необходимых для выполнения государством его функций
7 Определение налога в Законе о налогообложении ЭР Налог - это разовое или периодическое денежное обязательство, которое возложено на налогоплательщика законом или изданным на основании закона постановлением волостного или городского собрания в целях выполнения публично-правовых задач государства или местных самоуправлений либо получения необходимого для этого дохода и подлежит исполнению в предусмотренных законом или постановлением порядке, размерах и сроки без прямой компенсации для налогоплательщика.
8 Сбор Это платеж, в результате которого предоставляется конкретная услуга плательщику
9 Существенные признаки налога как экономической категории Назначение Использование для обеспечения общественных потребностей Условие существования и функционирован ия Наличие форм собственности, отличных от государственной Отличие от других видов платежей в бюджет Индивидуальная безвозмездность Всеобщность и обязательность
10 Двойственная природа налогов Объективное содержание воплощается в субъективных налоговых формах, зависящих от конкретных экономических, политических, социальных и других условий данной страны в конкретный момент времени.
11 2. Роль и место налогов в системе общественных отношений.
12 Налогообложение - объективный экономический процесс обобществления части созданных в производстве и праращенных в обращении финансовых ресурсов в пользу всего общества. Таким образом, «налогообложение» берет свое начало из производства стоимости и распределения ее в денежной форме.
13 Процесс расширенного воспроизводства включает следующие фазы: Производство Обмен Распределение Потребление
14 Налоговые отношения существуют в рамках финансовых отношений, которые возникают на стадии распределения
15 Место налоговых отношений в системе общественных отношений Общественные отношения Производственные отношения Распределительные отношения Стоимостные отношения Денежные отношения Финансовые отношения НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
16 По своей экономической природе налог основывается на рентной составляющей (добавочный доход от использования земли, недр, труда, капитала); В сферу налоговых отношения вовлекается часть вновь созданной стоимости, которая создается в негосударственном секторе экономики. Уровень налоговых изъятий должен соответствовать объему вновь созданной стоимости, остающемуся после удовлетво- рения всех воспроизводственных потребностей.
17 Первичное распределение стоимости и перераспределительные налоговые отношения c v БЮДЖЕТ НАЛОГИ m СТОИМОСТЬ + + = Перераспределительные процессы Первичное распределение
18 МЕСТО НАЛОГОВ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА ФИНАНСЫ Публичные Корпоративные и частнособственническ ие НАЛОГИ
19 ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ БЮДЖЕТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭТОЙ СФЕРЕ ОХВАТЫВАЮТ БЮДЖЕТНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ (НАУКА, КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ДР.), СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕДИТЫ И ДР.
20 Корпоративные и частнособственнические финансы Включают финансовые ресурсы субъектов экономической деятельности (различных хозяйственных объединений, в том числе банки, страховые компании и т.п.), а также финансовые ресурсы домохозяйств или семейные бюджеты.
21 Интересы собственников публичных и корпоративных финансовых ресурсов противоположны: а) удовлетворение общественных потребностей; б) извлечение максимальной прибыли. Обе сферы в равной степени заинтересованы в обеспечении социальной стабильности в обществе.
22 Основные функции налогов ФИСКАЛЬНАЯ РЕГУЛИРУЮЩАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ Налоговые поступления являются одним из основных источников формирования публичных финансов Уровень налоговых изъятий оказывает влияние на поведение хозяйствующих субъектов вне зависимости от воли законодателя Налогообложение оказывает влияние на остроту социальных противоречий в обществе и может либо сглаживать, либо усиливать их Уровень налоговых поступлений и динамика их поступления отражают состояние экономики и тенденцию ее развития
23 Функция налога это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
24 Фискальная (или бюджетная) функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства, производится изъятие части доходов физических и юридических лиц для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо не имеет собственных источников доходов (учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо имеет их в недостаточном объеме для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, учебные заведения, учреждения здравоохранения и др.).
25 Регулирующая функция реализуется путем участия государства в воспроизводственном процессе путем управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, влияния на платежеспособный спрос населения. Таким образом, особенностью регулирующей функции налогов является ее опосредованное (а не прямое) воздействие на экономику, когда имеет место эффект «запаздывания», т.е. для получения запланированного результата в экономике от проведения налоговой политики требуется определенное время.
26 Наиболее распространенными методами налогового регулирования являются: изменение объема налоговых поступлений; замена одних способов или форм обложения другими; варьирование налоговыми ставками; нивелирование налоговыми льготами и скидками; изменение сфер распространения налогов (субъекта и объекта налогообложения); реформирование структуры налоговой системы страны.
27 Социальная (распределительная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения.
28 Контрольная функция налогов. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
29 Система финансов Эстонской республики Система финансов Финансы хозяйствующих субъектов Государственные финансы Государственный бюджет Местные бюджеты Коммерческих предприятий Некоммерческих предприятий
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.