Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемiz-obr.ucoz.ru
1 Рекомендации по подготовке учащихся к написанию части С ( ЕГЭ по русскому языку)
2 Блок 1. Часть «С» ЕГЭ по русскому языку (модуль 1) 1-й урок:учащиеся получают следующий конспект 1-й абзац: Вычленить проблему Проблема-это вопрос, требующий разрешения Вопрос автора к читателям 2-й абзац: Прокомментировать проблему Обосновать значимость этой проблемы Ответ времени на этот вопрос 3-й абзац: Сформулировать позицию автора Анализируя текст, определить позицию автора Ответ автора на поставленный вопрос 4-й абзац: аргументировать свою точку зрения Привести два своих аргумента Мой ответ на этот вопрос
3 Проблема, обозначенная (Ф.И.О.),может быть сформулирована следующим образом:( в чем смысл счастья? … можно ли пленяться чужой речью? … почему возникает одиночество? …) Это действительно важная проблема. В течение многих тысячелетий человечество пытается дать ответ на этот до сегодняшнего дня актуальный вопрос. Еще Сократ в свое время полагал, что… На страницах газет и журналов часто поднимается дискуссия… Как-то у нас на уроке литературы разгорелся спор по поводу… Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает нам историю двух влюбленных и утверждает, что… По мнению (Ф.И.О.), (дробная цитата)… Он справедливо полагает: ( дробная цитата)… Таким образом, писатель приходит к выводу: (…) Его позиция однозначна: … Уважая позицию автора, тем не менее позволю себе не согласиться с его точкой зрения. В качестве аргумента приведу факт из истории. …Еще одним аргументом может служить следующее … 1-й абзац й абзац 3-й абзац 4-й абзац Блок 1, модуль 2
5 Ошибки выпускников при выполнении части С Композиционное оформление сочинений; Логическое оформление сочинений; Неумение учащихся дать комментарий, сформулировать позицию автора; Отсутствие в сочинении аргументов по проблеме исходного текста; Ограничение собственного мнения утверждением: «согласен/не согласен»; Многочисленные ошибки, связанные с нарушением норм современного русского языка.
6 Обратите внимание! При оценке сочинения не требуется оригинальности. Оригинальность не оценивается! (Не будем обсуждать: хорошо это или плохо). Часто «излишне оригинальный» учащийся выдает свою необоснованную точку зрения за позицию автора. А это уже ошибка!
7 С чего начать работу над частью С ? Во-первых, важно понять исходный текст, то есть: выяснить, о чем пишет автор?(тема) что его тревожит?(тема) какими мыслями и чувствами он хочет поделиться с читателем?(идея) в чем он хочет читателя убедить, от чего предостеречь?(идея)
8 Обратите внимание! Важно для определения авторской позиции Определение стиля речи поможет определить авторскую позицию В текстах научного стиля авторская мысль передается точно, ясно, логично, без ярких эмоций, так как для писателя важна фактическая сторона излагаемого.
9 Обратите внимание! Определение стиля речи поможет определить авторскую позицию Тексты публицистического стиля, напротив, очень эмоциональны. Авторская позиция в них передается прямо, открыто. Важно увидеть стилистически окрашенные средства, которые эмоционально воздействуют и убеждают в своей правоте.
10 Обратите внимание! Определение стиля речи поможет определить авторскую позицию В текстах художественного стиля, для понимания авторской позиции важен подтекст, глубинный смысл высказывания, полностью не выраженный в «ткани» текста.
11 Обратите внимание! Важно для комментария Определение типа речи поможет определить способы формирования и разворачивания авторской мысли. В описательных текстах основная информация раскрывается через описание наиболее значимых частей предмета, его свойств. Задача учащегося – увидеть, понять и оценить все «составляющие» описываемого в исходном тексте предмета.
12 Обратите внимание! Определение типа речи поможет определить способы формирования и разворачивания авторской мысли. В повествовательных текстах необходимо проанализировать последовательность событий, поступков героев и самим сформулировать авторскую идею. Она, как правило, не предъявляется в тексте открыто.
13 Обратите внимание! Определение типа речи поможет определить способы формирования и разворачивания авторской мысли. В рассуждении автор обсуждает ту или иную проблему, выдвигает свои утверждения (тезисы), аргументирует их и делает выводы. Задача – найти авторские тезис, аргументацию и вывод, оценить точку зрения автора и построить свое аргументированное суждение.
14 1-й этап: выявить и сформулировать проблему Проблема – основной вопрос, который требует разрешения. Основная проблема та, по которой отчетливо заявлена авторская позиция. Что значит сформулировать проблему? Кратко и точно назвать вопрос, который интересует автора.
15 Способы формулирования проблем Какое влияние оказывает лень на становление личности? Именно эта проблема в центре внимания А.П.Чехова в рассказе «Моя «она». В предложенном для анализа тексте А.П.Чехов рассматривает ряд важных проблем, наиболее значимой из которых является проблема лени. Типовая конструкция В виде вопроса
16 Образцы типовых конструкций для формулировки проблемы В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) актуальная проблема (чего?). Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?). Одним из самых существенных вопросов, думается, является вопрос (о чем?). Проблема (чего?), рассматриваемая (кем?), звучит уже в самом его названии (если проблема вынесена в заголовок). В предложенном для анализа тексте (кто?) касается проблемы (чего?). Типовые конструкции – это готовые речевые обороты, стереотипные выражения, клише, воспроизводимые в типичных речевых ситуациях
17 Типичные ошибки при формулировании проблемы текста Неточность формулировки проблемы текста, обусловленная недостаточной глубиной понимания исходного текста. Пример. «В тексте рассматривается проблема книг». На самом деле речь идет о проблеме приобщения людей к чтению. Пример. В анализируемом тексте автор рассматривает проблемы театра, хотя автор рассматривает только значение театра в восприятии прекрасного. Неправильный выбор типовой конструкции. Пример. В тексте автор ставит проблему образования. В действительности автор не ставит проблему образования, а размышляет над содержанием понятия «образования» (пытается осмыслить само это понятие).
18 Образец формулирования проблемы Образцы формулирования проблемы (по рассказу А.П.Чехова «Моя «она») 1. В центре внимания А.П. Чехова в юмористическом рассказе «Моя «она» - до боли всем нам знакомая проблема лени: её власть, господство над героем, его нежелание противиться ей, хотя он и понимает, что именно «моя «она» делает его глубоко несчастным. 2. Проблема лени, рассматриваемая А.П.Чеховым, звучит уже в самом его названии: «Моя «она». 3. Предложенный для анализа текст А.П.Чехова посвящен актуальной и знакомой всем нам проблеме лени. Обратите внимание! Выделенные красным цветом фразы – это необходимые «конструкции-маркеры», помогающие сформулировать проблему
19 2-ой этап: комментарий сформулированной проблемы Что такое комментарий? Комментарий не пересказ! Это пояснительные замечания, рассуждения по поводу основной проблемы текста. Комментарий определяет, насколько глубоко и полно понята проблема, умеет ли ученик следить за ходом авторской мысли. Задайте себе вопросы: Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение проблему? На какие аспекты этой проблемы он прежде всего обращает внимание? Что особенно тревожит автора при изложении этой проблемы? Не сбейтесь на пересказ!
20 Два вида комментария Текстуальный комментарий Учащийся объясняет текст, как бы следуя за мыслью автора в раскрытии проблемы, иными словами, исследует ход мысли автора. Концептуальный комментарий У чащийся, опираясь на понимание проблемы исходного текста, дает различного рода интерпретации этой проблемы через свое восприятие и высказывается по ней. Такой вид комментария напрямую зависит от начитанности, зрелости суждений, эрудиции пишущего. Концептуальным комментарием можно пользоваться, говоря об актуальности проблемы или приводя различные мнения по заявленной проблеме. Например: новая это проблема или одна из «вечных», если новая, что послужило причиной ее возникновения.
21 Обратите внимание! Комментарий представляет собой «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме.
22 Образцы «переходных предложений» Проблему (чего? какую?)автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев. Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть…) Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на… В литературе нет (не существует) единого мнения (точки зрения) по вышеизложенной проблеме. Проблема (какая?) по-разному решается исследователями. Одни рассматривают ее как… Другие, напротив… Проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься о… Проблема (чего?) входит в широкий пласт нравственно- этических (философских… ) вопросов, требующих вдумчивого отношения… Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что…
23 Образец комментария (т.е. создание « вторичного» текста, «текста о тексте») Образец текстуального комментария (по рассказу А.П.Чехова «Моя «она») « Рассматривая проблему лени на примере жизни одного из своих героев, Чехов обращает наше внимание на то, что лень героя – привычка врожденная («она…родилась раньше меня»). Автор отмечает, что его герой, ощущая чрезмерную власть лени над собой, прекрасно понимает ее губительное воздействие на него («все, все пожирает она, ненасытная»). Но, подчеркивает писатель, его персонаж, осознавая господство лени над собой, в то же время не прилагает никаких усилий, чтобы противостоять лени, «развестись» с этим пороком». Обратите внимание! Выделенные красным цветом фразы – это необходимые «конструкции-маркеры», указывающие на ход развития авторской мысли
24 Образец комментария (т.е. создание «вторичного» текста, «текста о тексте») Образец текстуального комментария (по рассказу А.П.Чехова «Моя «она») вариант 2 « Рассматривая проблему лени на примере жизни своего героя, писатель с иронией рассказывает нам о том, что «лень родилась» раньше героя рассказа. Чеховский персонаж, как женщиной, «пленен» ленью. Матушка- лень подчинила его полностью, превратив в заложника, пленника, раба. Но власть лени над героем – лишь одна сторона названной выше проблемы. С другой стороны, Чехов обращает внимание читателя на нежелание героя противиться лени («я тоже не выказываю поползновения удрать от неё…). Таким образом, проблема лени становится для чеховского героя неразрешимой, вечной. Герой рассказа, замечает автор, вроде бы и осознает, что лень – причина всех его несчастий («Я ненавижу ее, презираю…»), но он, подчеркивает Чехов, и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку. Круг замыкается…». Обратите внимание! Выделенные красным цветом фразы – это необходимые «конструкции- маркеры», указывающие на ход развития авторской мысли
25 Образцы типовых конструкций для передачи действий автора Автор рассказывает, концентрирует внимание читателя на, подчеркивает, обращает наше внимание на, замечает, размышляет над, приводит одно из определений, высказывает интересное предположение, особо останавливается на, анализирует, неоднократно возвращается к, подробно комментирует, затрагивает, касается, ссылается на, иллюстрирует, цитирует, приводит примеры, факты и т.д. Если для анализа представлена полемическая статья, понадобятся другие глаголы: Автор полемизирует с кем-то по какому-то вопросу, возражает кому-то в связи с чем, не соглашается, обвиняет, разоблачает, разделяет мнение, отстаивает, убеждает, противопоставляет, сравнивает и т.д.
26 Образец комментария (т.е. создание «вторичного» текста, «текста о тексте») Образец концептуального комментария (по рассказу А.П.Чехова «Моя «она») вариант 1 «Комментируя эту проблему, хочется сразу же сказать, что проблема лени касается не только чеховского героя, но, к сожалению, и каждого из нас. Вряд ли найдется человек, который никогда в жизни не сталкивался с ней. И, наверное, каждый из нас, оглядываясь на свою жизнь, может сказать, что достиг бы в жизни гораздо большего, если бы в прошлом смог «порвать» эту «крепкую, прочную, трогательную» связь с матушкой-ленью… Обратите внимание! Выделенные красным цветом фразы – это необходимые «конструкции-маркеры», указывающие на ход развития авторской мысли
27 Образец комментария (т.е. создание «вторичного» текста, «текста о тексте») Образец концептуального комментария (по рассказу А.П.Чехова «Моя «она») вариант 2 «Лень… Действительно, какое «поэтическое» слово! Кто из нас не знаком с ней?! Не случайно называют её «матушкой-ленью». Наверное, многие из нас, читая чеховский текст, невольно проводили параллель с собой. Как же трудно порой оторвать себя от экрана компьютера и сесть за выполнение домашнего задания! Как трудно заставить себя что-то сделать заблаговременно: постоянно находятся «отговорки», что это можно сделать завтра. Практически ежедневно приходится бороться с ней, коварной ленью, или, к сожалению, как чеховскому герою, уступать ей…». Обратите внимание! Выделенные красным цветом фразы – это необходимые «конструкции-маркеры», указывающие на ход развития авторской и вашей мысли
28 Типичные ошибки при формулировании проблемы текста Неточный и очень «туманный» комментарий. Очень часто учащиеся сбиваются на пересказ текста. Комментируют далеко не главную проблему текста, как следствие недостаточно глубокого понимания проблематики исходного текста. Прокомментированы не все аспекты заявленной автором проблемы. Комментарий другой, не сформулированной учащимся проблемы. Простое цитирование текста.. Неправильный выбор типовой конструкции.
29 3-й этап: определение авторской позиции Авторская позиция в тексте проявляется в различном отношении автора к изображаемому. Автор может: положительно относиться к изображаемому; отрицательно (осуждающе, саркастически); неоднозначно; двойственно; скептически; саркастически (с юмором).
30 Образцы типовых конструкций для выражения авторской позиции Автор считает, полагает, утверждает, что… Автор заставляет читателя задуматься над… Автор убежден в том, что… Автор призывает к… так как убежден в том, что… Автор с возмущением пишет о том, что… Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно Позиция автора по затронутым вопросам очевидна Рассуждая о…, автор сожалеет о том, что…
31 Типичные ошибки при определении и формулировании авторской позиции Отсутствует сама формулировка авторской позиции («С мнением автора нельзя согласиться». По критерию К3 в этом случае 0 баллов). Достаточно расплывчатая и широкая формулировка позиции автора. Авторская позиция не соотносится с проблемой, сформулированной учащимся. Фактические ошибки: нередко путают автора текста (автор-рассказчик) и героя текста (герой-рассказчик).
32 Образец формулирования авторской позиции Образец определения и формулирования авторской позиции (по рассказу А.П.Чехова «Моя «она») « Авторская позиция скрыта за иронией. Чехов не назидателен. Он, казалось бы, просто рассказывает. Но мягкость чеховской иронии вовсе не означает оправдание автором поведения своего героя. Напротив, мы чувствуем насмешку Чехова над его безволием. Но мы слышим и чеховский подтекст: оглянитесь на свою каждодневную жизнь, задумайтесь над ней, нельзя становиться заложником собственной лени. НЕ ЗАБУДЬТЕ!. Вы формулируете авторскую (не свою!) позицию. Не приписывайте автору мысли, которых нет в тексте.
33 4-й этап: аргументированно выразить собственную позицию Что значит аргументированно выразить собственную позицию? (текст в тексте) Создать собственный микротекст-рассуждение по схеме: Тезис (положение, которое надо доказать); Аргументы (доводы, доказательства); Вывод (общий итог).
34 Образцы типовых конструкций для выражения аргументированной собственной позиции С мнением автора трудно не согласиться. Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Хочется прежде всего подчеркнуть… Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения. Точка зрения автора представляется дискуссионной, так как… Оценивая авторскую позицию в целом положительно, можно сказать… Размышляя над позицией автора, прежде всего хочется отметить… В основном соглашаясь с точкой зрения автора, хочется возразить ему лишь в одном…
35 Типичные ошибки при аргументации Формальное заявление о своей позиции («Я согласен с позицией автора»). Отсутствие аргументов. По критерию К4 такая работа оценивается 0 баллов. («Я согласен с автором. Во-первых, герой Чехова меня очень повеселил. Мне очень нравятся его рассказы. Чехов – великий мастер слова»). Аргументация не соотносится с проблематикой исходного текста и не созвучна авторской позиции. Доводы соответствуют по смыслу тезису, но не развивают его, а просто повторяют («Я согласен с Чеховым. С ленью надо бороться. Надо не лениться»). Допускаются нарушения смысловой цельности и связности высказывания. В этом случае снимаются баллы по критерию К5.
36 Типичные ошибки при аргументации Аргументы имеют отношение к проблеме текста, но по своему содержанию весьма наивны («Я хочу привести другой пример. У меня есть друг. Он очень ленивый человек. Но он добрый и отзывчивый человек. Сам не пойму – как ему удается и лениться и хорошо учиться »). Прокомментировать такую аргументацию хочется словами А. Грибоедова: «О чем бишь «нечто»? – обо всем!». Подробный анализ аргументов автора текста в этой части недопустим. Это уместно делать при изложении авторской позиции. Неточное цитирование. Если не помнишь цитату, лучше не брать ее в кавычки. Отсутствие примеров из художественной литературы.
37 Образец аргументации собственного мнения Образец аргументированной собственной позиции (по рассказу А.П.Чехова «Моя «она») «С позицией автора трудно не согласиться. Во-первых, вряд ли кто из нас будет отрицать тот факт, что личность формируется ежечасно, а не на пике каких-то особых обстоятельств. От нашего сегодняшнего образа жизни, от нашей борьбы с собственной леностью и праздностью зависит наше будущее. А самая сложная работа, как известно, борьба с самим собой. Очень трудно «выдавливать раба» из себя!. И яркими примерами тому могут служить не только чеховские Беликовы, Чимши-Гималайские, гончаровские Обломовы, но, к сожалению, и мы сами. «Долги», «груз» невыполненных дел не делают нас счастливыми. Во-вторых, нельзя не согласиться с Чеховым и в том, что лень способствует нравственному падению человека, который становится заложником обстоятельств. Жизнь катится к финалу, который, к сожалению, докажет, что не состоялся еще один человек, еще одна жизнь прошла впустую.
38 Желаю удачи! И помните: ЕГЭ – это не угадайка! ЕГЭ – это не русская рулетка! ЕГЭ – это система прочных знаний! ЕГЭ – это вовсе не страшно!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.