Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемdolgiyshkola.ucoz.ru
1 Проектирование урока с применением процессуального мониторинга
2 Что значит спроектировать урок? - сформулировать диагностические цели-результаты обучения; Спроектировать учебные ситуации; Организовать обратную связь; Предусмотреть фиксацию достижения результатов (отдельных операций, способов, действий) выбрать адекватные методы оценивания(текущего, на конец урока) ; организовывать рефлексию учащихся по поводу достижения результата,а также формулирования их текущих образовательных потребностей;
3 Схема технологически организованного учебного процесса Цель образования Диагностическая цель Процесс обучения диагностика коррекция диагностика
4 1.Целеполагание. За грудой текущих дел умейте видеть цель и главное дело каждого часа, дня и перспективы! Целеполагание – самый первый, самый важный аспект обучения.
5 Образовательный процесс Образовательный процесс учебный процесс учебный процесс Цель результат Цель результат Цель = результат Цель = результат
6 Цель обучения поставлена диагностично, если: Дано настолько точное и определенное описание формируемого личностного качества, что его можно безошибочно отдифференцировать от любых других качеств личности; Имеется способ, «инструмент»для однозначного выявления диагностируемого качества личности; Существует шкала оценки качества.
7 Почему столько внимания цели? Если цель сформулирована диагностично (ее достижение можно надежно опознать), то весь ход обучения может ориентироваться на ее признаки, как на эталон
8 Формулировка цели через изучаемое содержание Изучить теорему Ферма. Изучить правописание личных окончаний глагола. Изучить народное движение в России 17 века. Изучить формулы корней квадратного уравнения.
9 Формулировка цели через деятельность учителя Рассказать о творчестве И.С. Тургенева. Научить критически мыслить при чтении. Создать условия для изучения свойств равнобедренного треугольника.
10 Формулировка цели через внутренние процессы и сдвиги в развитии учащихся Научить учащихся анализировать текст. Проанализировать причины революции г.г. Научить критически мыслить при чтении.
11 Формулировка цели через внешне выраженную учебную деятельность Составить план пересказа текста. Нанести на контурную карту…. Измерить… Исследовать… Выполнить Решить
12 Формулировка цели через результат учебной деятельности Ученик воспроизводит текст… дает определение… объясняет правило… применяет закон…. указывает зависимость между величинами…. составляет схему…
13 Формулировка цели через результат учебной деятельности воспроизвожу текст… даю определение… объясняю правило… применяю закон…. указываю зависимость между величинами…. составляю схему…
14 Стандарты должны формулироваться на языке результатов Принципиальным отличием второго поколения образовательных стандартов должна стать реализация их ориентации на результат образования.
15 Диагностичная цель Цель, сформулированная через результаты обучения, выраженные в таких действиях учеников, которые можно реально опознать, называется диагностической(диагностичной, диагностируемой или операциональной)
16 Сформулируйте диагностическую цель Познакомить со строением цветка Научить записывать многозначные числа Проанализировать причины успеха советской армии на последнем этапе ВОВ Сформировать представление о том, что Бородинская битва была решающей в Отечественной войне 1812 года Продолжить формирование чувства патриотизма у учащихся, любви к Отчизне Проанализировать стихи поэта и понять, что помогало жить А.С. Пушкину Познакомиться с алгоритмом решения уравнения
17 Познакомить с определением параллельных и перпендикулярных прямых на плоскости Изучить алгоритм решения квадратных уравнений Проверить качество усвоения теоретического материла через применение алгоритма Изучить особенности рельефа данной территории Выявить взаимосвязь между особенностями рельефа территории и тектоническим строением Изучение основных направлений демографической политики в РФ Развитие умения читать диаграмму Изучить химические свойства алканов и их применение Уметь использовать определения параллельных и перпендикулярных прямых на плоскости при работе с готовыми чертежами, в практических заданиях
18 Выводы: Цели формируются через результаты, выраженные в действиях учащихся; Цели должны конкретизировать уровень усвоения содержания.
19 Педагогика «конкретных целей» Теория таксономии целей обучения(Б.С. Блум) Теория «минимальной компетенции» (В. Ландшеер) Теория контроля за деятельностью педагогов и учащихся
20 Приемы целеполагания 1. Визуальные: Тема-вопрос. Работа над понятием. Ситуация яркого пятна. Исключение. Домысливание. Проблемная ситуация. Группировка. 2. Аудиальные: Подводящий диалог. Собери слово. Исключение. Проблема предыдущего урока.
21 Методические рекомендации практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. Цель (как совокупность ожидаемых результатов в области предмета, метапредметности) необходимо записать на доске. При обсуждении выясняется, что цель может быть не одна ( результатов, записанных через умения может быть несколько). В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось достичь на уроке, но и в зависимости от этого – сформулировать свои образовательные задачи.
22 Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Дети будут работать прекрасно, если понимают, что делают каждую минуту урока. Формулирование цели в виде конечного продукта. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным..
23 1.Цели и результаты – одно и тоже. 2.Результаты нужны для оценивания деятельности детей, учителей, школы. 3.Нельзя загружать детей лишним (на уроке не должно быть солянки). 4.Цель обязательно конкретна, понятна всем, ресурсно обеспечена, диагностична. 5.Если включается коллективный разум, то столько можно сотворить!!!
24 !!! Обязательно показывать детям, что их деятельность завершается результативно!!!
25 Обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие).
26 Что есть изучаемый учебный материал? Учебный материал – средство для создания учебной ситуации, в которой ребенок осваивает способ действия, приобретает и развивает некоторые способности.
27 Какова задача учителя? Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. (Например, сколько бы ребенок ни смотрел на образцы написания букв в прописи, пока он сам не начнет писать – пробовать – никакого навыка письма у него не сформируется). Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
28 Что делать ? Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его.
29 Примеры учебных ситуаций «прогулка в поисках печатного знака или слова», во время которой учитель, обходя с детьми классную комнату или школьное здание, или школьный двор, с помощью «волшебной палочки» обнаруживает важное слово (знак, надпись, имя и т.п.), Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста»
30 Учебное действие Составляющая единица учебной деятельности; Процесс, подчиненный представлению о результате, т.е.процесс, подчиненный сознательной цели
31 Виды учебных ситуаций. видыИсточники знаний Де учащихсяконтрольФорма проведения I. учитель Пассивно созерцают Пассивное созерцание никогда не даёт результата учитель лекция рассказ презентация II. Любые источники, кроме учителя Учащиеся в деятельности Учащиеся и учитель Функции контроля делятся Работа с учебником, л/р, тв/р, пр/р, проекты, разработки III. Учитель и другое Действуют и сами, и по инструкции учителя Учащиеся/учит ель Смешанная форма Дискуссия Круглый стол Беседа Могзговой штурм
32 Тип отношений между учителем и учащимся Выстраивается деятельность на основе принятия взаимных обязательств (договоренностей) в отношении изучаемого содержания образования и уровня его освоения, составляющих основной предмет их взаимодействия.
33 Приёмы создания проблемных ситуаций: 1.Познавательное противоречие. 2.Создание несоответствия между знаниями ученика и новыми фактами. 3.Предъявление ученикам проблемного задания в виде вопросов, учебной задачи, практического задания. 4.Дать невыполнимое практическое задание (сравнить 5кг. и 5 дм.). 5.Одновременно предъявить противоречивые факты. 6.Столкнуть мнения учеников. 7.Столкнуть житейское представление и научный факт (часто в химии). 8.Игровая деятельность (соревнования, поиск сокровищ, пишем инструкцию и т.д.). 9.УС с элементами творчества, конструирования ( пишем книгу, готовим праздник, делаем подарки, создаём словарь).
34 Учебные ситуации, связанные с исследовательской деятельностью. 1.Эксперименты с объектами. 2.Группировка, классификация,сравнение, сопоставление, подведение под понятие. 3.Проведение мини-исследований. 4.Описание и оценка.
35 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА Проектирование учебного процесса предполагает обратить внимание на: способы реализации дифференцированного подхода в обучении; формы установления нового типа отношений – субъект-субъектных отношений в системе «учитель – ученик»; способы реализации деятельностного подхода; способы реализации контрольно-оцоценочной деятельности;
36 Учебный процесс - место «соединения» новых подходов к содержанию образования и системе оценивания Системно-деятельностный подход к результатам образования, означает, что изменяется представление о содержании образования. Входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать (учить самооценке, взаимооценке).
37 Этап закрепления пройденного имеет приоритетное значение в учебном процессе. (рекомендации) Закрепление материала проводится с обязательным предъявлением образцов деятельности и начинается с решения самых простых типичных задач. Работа учащихся при закреплении организуется с учетом индивидуального темпа в усвоении материала. При закреплении материала полезна организация работы с "подвижными" группами. Дидактическим обеспечением дифференцированного подхода к учащимся на этапе закрепления материала является специально формируемая система упражнений на основе "лестницы деятельности".
38 «Нельзя со всеми обращаться одинаковым образом, так же как врачам нельзя всех больных лечить одним способом, а кормчему знать лишь одно средство для борьбы с ветрами» Св. Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве. – Forestville, – С. 95.
39 Оценка развития и оценка состояния Саша - трудолюбивый, старательный, прилежный, но мало способный ученик, которому учёба даётся трудно, да и домашних условий для полноценного развития маловато Маша- способная, развитая, хватающая всё налету, но манерная, с ленцой, «новорусская» ученица, имеющая все возможные домашние условия для учёбы. Замер1 10 слов в мин.120 слов в мин. отметка «2»«5» Замер2 29 слов121 слово отметка «2»«5»
40 А.М. Кушнир называет подобную практику оценкой состояния. результаты учеников сравнивают между собой и с существующим утверждённым (якобы общепринятым) нормативом, не учитывая рост каждого ребенка; является мало прогрессивной, ибо она не стимулирует (а скорее наоборот) стремление ребенка к развитию.
41 другой тип оценки - «оценка собственно развития – оценка изменения состояния» не сравнивает детей между собой и с нормативом, а «выставляется исключительно за позитивное изменение состояния в сравнении с собственным же состоянием минуту, день, месяц, год назад
42 Оценка развития и оценка состояния Что фиксирует? Развивающий эффект Оценка состояния Состояние ребенка Сравнивает детей друг с другом и с нормативом Не стимулирует стремление к развитию Отражает реальные результаты уровня обученности Оценка развития Изменение состояния ребенка Не сравнивает детей друг с другом, а сравнивает каждого с ним же вчерашним Стимулирует стремление к развитию Может не отражать реальных результатов уровня обученности учеников с разным уровнем способностей
43 Оценка накопительная и оценка вычитательная Что фиксирует?Право выбора и учет индивидуальности Вычитательная оценка «Пробелы» в знаниях, умениях, навыках Не предоставляет ученику права выбора задания и не учитывает индивидуальность ученика Контролирует весь объём обязательных знаний Накопительная оценка Наличие знаний, умений, навыков Предоставляет ученику права выбора задания и учитывает индивидуальность ученика Оставляет без контроля «пробелы» в знаниях
44 динамическая оценка Оценку, которую можно изменить, пересдать, доучивши недоученное и доделав недоделанное, назовём динамической.
45 Статическая и динамическая оценка Что фиксирует?Развивающий эффект и учет индивидуальности Статическая оценка Состояние ребенка Не стимулирует стремление к развитию и не учитывает индивидуальность ученика Способствует своевременному продвижению ученика в развитии. Позволяет ученику «расхолаживаться» и «откладывать на завтра» Динамическая оценка Изменение состояния ребенка Стимулирует стремление к развитию и учитывает индивидуальность ученика Позволяет ученику «расхолаживаться» и «откладывать на завтра»
46 Использование критериальной системы оценивания; Использование внутренних, внешних оценок; Использование субъективных, объективных методов оценивания; Использование интегральной оценки; Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность; Применение дифференцированных оценок; Использование разнообразных форм оценивания; Позволять Досдать, ПЕРЕсдать.
47 Осуществлять информативную обратную связь; Использовать ее как форму поощрения; Отмечать динамику освоения уч. содержания; Ориентировать учащегося на успех; Содействовать становлению и развитию самооценки; Оценивать и в том числе метапредметные умения.
48 Управлять процессом усвоения знаний и способов деятельности – это значит уметь осуществлять постановку целей усвоения учебного материала; стимулировать положительную мотивацию в процессе усвоения; организовать успешное восприятие учебного материала; обеспечить осмысливание изучаемого ; организовать закрепление и применение знаний, выработку умений и навыков; осуществлять контроль за ходом усвоения знаний; выполнять корректировку процесса усвоения.
49 Результат не то, чему учим, а то, чему научился обучаемый Результат не то, чему учим, а то, чему научился обучаемый
50 Успехов в проектировании уроков!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.