Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемdshisv-festival.ucoz.ru
1 Выполнил: Щербаков Денис, учащийся 4 класса отделения изобразительного искусства, ДШИ 2 ЗАТО Шиханы Саратовской области Руководитель: Князева Татьяна Борисовна 2012 год 2012 год
2 Батальный жанр (от франц. bataille битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого. Батальному жанру присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий.
3 Формирование батального жанра относится к XVI – XVII векам, но изображения битв известны в искусстве с древнейших времён. Осада города Лахиша Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов.
4 Встречаются элементы батального жанра и в мифологических картинах, и даже в иконописи. Так, например, в древнерусской иконе «Битва новгородцев с суздальцами» изображены одновременно три важных эпизода. Это событие действительно имело место, но не в XV веке, когда создана икона, а в XII-ом. В годах войска владимиро- суздальского князя Андрея Боголюбского осадили великий Новгород, но понесли поражение.
5 Она была посвящена битве 1432 года, которая решила исход войны Флоренции с Миланом. Батальная сцена перед нами развёрнута как увлекательное красочное зрелище, а не как кровавая схватка. Поле битвы – передний план, как узкая сценическая площадка. Кругом всадники в сверкающих латах, их кони, павшие воины, сломанное оружие. В это же время в Италии, в городе Флоренция, художник Паоло Учелло написал картину «Битва при Сан- Романо».
6 Эпоха Ренессанса создает батальные сцены – прославление родного города, ради которого сражаются воины. Но война не только повод для славы и героизма. Она приносит с собой смерть, разрушение, людскую жестокость, злобу. Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри»
7 Батальный жанр тесно связан с историческим жанром, поскольку война – это особое драматическое событие истории. Так, например, первой исторической картиной в мировом искусстве считается полотно великого испанского художника XVII столетия Диего Веласкеса «Сдача Бреды», посвящённое военным действиям. Здесь впервые изображено не мифологическое, а действительное событие в истории страны.
8 Стиль классицизм, в отличие от бурного барокко, очень продуман и уравновешен в своих композициях. И даже изображая напряжение битвы, яркий его представитель Жак Луи Давид старается выдержать все его каноны. Большое полотно «Сабинянки» в себе эффектную драматическую сцену боя римлян и сабинян. Стиль классицизм, в отличие от бурного барокко, очень продуман и уравновешен в своих композициях. И даже изображая напряжение битвы, яркий его представитель Жак Луи Давид старается выдержать все его каноны. Большое полотно «Сабинянки» заключает в себе эффектную драматическую сцену боя римлян и сабинян.
9 Великая французская революция и наполеоновские войны породили романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи. Историзм и свободолюбивый пафос прогрессивного романтизма ярко выразились в батально-исторических картинах Э. Делакруа, показавшего и драматически страстное напряжение массовых битв, и жестокость завоевателей, и воодушевление борцов за свободу.
10 В России начало батальной живописи, как и исторической, положила петровская эпоха. Открывшаяся в 1757 году Императорская Академия художеств считала главным класс исторической живописи и батальной. Крупнейшей фигурой батального жанра в отечественном искусстве является Василий Васильевич Верещагин. Он создал художественную летопись войны в Туркестане и серию картин о Балканской войне, Отечественной войне 1812 года.
11 Картина Верещагина под названием «Пусть войдут» – это, можно сказать, документально запечатлённый эпизод, в котором принимал участие сам художник. Русский отряд притаился у стены крепости для нанесения контрудара. Верещагин был нетерпелив и сказал командующему отрядом офицеру Назарову: «Пойдём на стену, встретим их там». «Тсс! – ответил тот, – пусть войдут». В картине с таким вопросом к офицеру обращается солдат. Они на первом плане. У офицера предостерегающий жест.
12 Великий русский художник, мастер исторической картины В.И. Суриков, как никто иной, показывает в своих эпических батальных полотнах внутренне органичное единство народа и выдающихся полководцев – истинно народных героев. К числу высших достижений Сурикова относится его полотно «Покорение Сибири Ермаком»
13 Советская эпоха имеет свои яркие примеры батального жанра в живописи. Русский советский художник К.С. Петров-Водкин создаёт знаковое батальное полотно «Смерть комиссара». Необычное пространственное решение словно передаёт угасающее сознание смертельно раненого комиссара, смотрящего вслед отряду, идущего в атаку. Главный герой – собирательный образ рабочих, представителей интеллигенции, которые сражались за новую жизнь.
14 Творчество Митрофана Грекова – это романтика гражданской войны. Трагической стороны этой страницы нашей истории художник никогда не касался. В картине «Трубачи Первой конной» запечатлен триумф Красной армии.
15 Деятельность художников-баталистов, постоянно связанная с жизнью армии и флота, способствовала расширению рамок батального жанра, дополняемого сценами военного быта (в походах, казармах, лагерях), а также обобщёнными образами воинов, фронтовыми зарисовками. Батальный жанр требует знаний и особенностей в композиционном решении полотен, знаний пластического рисования, способности глубокого раскрытия сложных событий войн. В настоящее время он практически утрачен.
16 Список используемых источников Электронные источники: html html html html Электронная художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. – Коминфо, Электронная художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. – Коминфо, Монографии, учебники, словари: Живопись и скульптура. – М., СЛОВО, 2002 Живопись и скульптура. – М., СЛОВО, 2002 Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983 Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983 Периодические издания: Великие художники. – М., Комсомольская правда, 2010 Великие художники. – М., Комсомольская правда, 2010 Художественная галерея. – М., DeAGOSTINI, 2006 Художественная галерея. – М., DeAGOSTINI, 2006
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.