Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемgorobec.ucoz.ru
1 Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста Подготовка к сдаче ГИА
2 Что такое текст? ТЕКСТ - это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств: повторения одних и тех же слов, синтаксических конструкций и т.д. Текст существует в двух речевых формах: в форме диалога и в форме монолога.
3 Минимальной единицей текста является предложение. Предложения объединяются в абзацы, параграфы, главы и т.д. Предельное количество предложений в тексте не ограничено. Общее их количество определяется задачами сообщения и достаточностью информации. Объём текста определяет пишущий, говорящий.
4 Текст всегда оформляется стилистически, а именно: как разговорный, официально- деловой, публицистический, научный, художественный стиль. Поэтому стилевое единство - важнейший признак текста.
5 Как сделать анализ текста? Любой анализ текста начинается с постановки вопроса: 1. О чем текст? (Это ТЕМА текста) 2. Какие вопросы рассматривает автор? (ПРОБЛЕМЫ, поставленные в произведении) 3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА текста) 4. Зачем автор написал текст? (Так определяется ЦЕЛЬ) 5. Как автору удалось помочь вам определить цель? (Здесь вы увидите роль языковых средств) Почему были использованы именно эти языковые средства? 7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)? (Это поможет понять АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ).
6 1) Всем известно, что разнобой в написании мешает чтению, тормозит понимание читаемого. 2) Но произвол в произношении почти так же недопустим, как и анархия в письме: язык как средство общения будет полностью удовлетворять своему назначению только в том случае, если все его элементы будут способствовать наиболее быстрому и легкому общению. 3) Дело в том, что отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо. 4) Это объясняется тем, что при восприятии устной речи обычно мы не фиксируем внимание на ее звуковой стороне, а непосредственно воспринимаем смысл. 5) Между тем неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла, заставляя его обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, и тем самым являются помехами на пути общения. 6) Таким образом, единообразное произношение так же важно, как и единообразное письмо. 7) Орфоэпия, как и орфография, является неотъемлемой стороной литературного языка. 8) Задачи орфоэпии и орфографии заключаются в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения. (Р.И. Аванесов)
7 1. Определите тему текста. 2. Выпишите ключевые слова, отражающие его основную мысль. Оформите запись в виде цитаты. Что такое цитата? Это фраза или фрагмент в тексте, дословно скопированный из другого источника без внесения каких-либо изменений. Чаще цитата используется с указанием автора и ссылкой на источник, из которого взята, однако может употребляться и без нее. К примеру, если фраза является широко-известной или не имеет определенного автора. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» - эта цитата из комедии «Горе от ума». Традиционно в литературных источниках цитаты оформляются при помощи кавычек.
8 3. Из 1-го предложения выпишите все словосочетания. 4. Понаблюдайте над лексикой текста: а) выпишите из 1-го и 2-го предложений контекстуальные синонимы; б) укажите многозначные слова (не менее трех), употребляемые в тексте в переносном значении. Синонимы контекстуальные – это слова, сближающиеся своими значениями в условиях контекста. Например, однородность приводимых ниже определений вызвана контекстуальным их сближением: веселый -добродушный смех; душная - гнетущая темнота; гордый -храбрый вид; пустынный - неприветливый дом; суровый - упрямый старик; тяжелое - злое чувство; хриплый - придушенный голос.
9 5. Определите способ образования слов «разнобой», «единообразное». 6. Укажите в 1-м предложении слово, морфемный состав которого соответствует схеме: корень, суффикс, суффикс, окончание.
10 7. Докажите, к какой части речи принадлежит слово «полностью» (предложение 2-е). Используйте морфологический разбор.
11 8. Найдите предложение, в котором оборот с союзом «как» имеет значение «в качестве». Запишите номер этого предложения. 9. Подберите по два однокоренных слова к словам «местность», «отклонения».
12 10. Определите тип речи. Дайте развернутый ответ на вопрос: какую роль в тексте играют сложноподчиненные предложения?
14 Домашнее задание Купить рабочую тетрадь по русскому языку. Выполнить задания на стр. 3-6.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.