Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемchajk.ucoz.ru
1 Лекция 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
2 Безопасность - социальное явление, одна из главнейших целей и неотъемлемых частей деятельности общества, государства, личности. Ключевое место в общей системе обеспечения безопасности занимает политическая безопасность. Политическая безопасность обычно отождествляется с государственной безопасностью, однако ее фактическое содержание шире. Политическая безопасность обычно отождествляется с государственной безопасностью, однако ее фактическое содержание шире. Означает безопасность всей политической жизни каждой личности, общества в целом (политических структур, отношений и деятельности), ее строгое соответствие, как конституционным нормам, так и принятым законам. Означает безопасность всей политической жизни каждой личности, общества в целом (политических структур, отношений и деятельности), ее строгое соответствие, как конституционным нормам, так и принятым законам. Предполагает защищенность политических прав, свобод граждан, созданных ими политических партий, союзов и движений, а также целостности и независимости государства от внутренних и внешних угроз, политического беззакония и экстремизма внутри страны, от политического давления и агрессивных устрашений из вне. Предполагает защищенность политических прав, свобод граждан, созданных ими политических партий, союзов и движений, а также целостности и независимости государства от внутренних и внешних угроз, политического беззакония и экстремизма внутри страны, от политического давления и агрессивных устрашений из вне. Вопрос 1. Сущность политической безопасности общества.
3 Сущность политической безопасности общества безопасность, как социальное явление, может пониматься как устойчивое состояние общественных сфер: экономической, политической, духовной, социальной, которые сохраняют свою целостность и способны к самосохранению и самосовершенствованию несмотря на неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.
4 Система обеспечения политической безопасности цели: исключить разрушение и саморазрушение механизма выработки и проведения в жизнь внутренней и внешней политики, отвечающей национально-государственным интересам общества, обеспечить его существование, развитие и самосохранение; предотвратить превращение самой политики, ее курса, механизма разработки и практического осуществления в ущербное и даже опасное для существования и развития общества средство.
5 Политическая безопасность устойчивое состояние и эффективное развитие политической системы общества, которое позволяет адекватно реагировать на негативные внешние и внутренние воздействия, сохранять целостность социума и его сущностные качества. устойчивое состояние и эффективное развитие политической системы общества, которое позволяет адекватно реагировать на негативные внешние и внутренние воздействия, сохранять целостность социума и его сущностные качества. может быть охарактеризована как динамическое равновесие политической сферы. может быть охарактеризована как динамическое равновесие политической сферы. под политической безопасностью следует понимать систему определенных мер, органов и функций государства и общества по защите политических интересов государства, граждан и в целом народа. под политической безопасностью следует понимать систему определенных мер, органов и функций государства и общества по защите политических интересов государства, граждан и в целом народа. эти интересы заключаются в утверждении таких политических отношений, форм власти, механизмов государственного управления, наличие политических лидеров и сил, которые способствовали бы эффективному и устойчивому развитию страны и повышению уровня жизни своих граждан. эти интересы заключаются в утверждении таких политических отношений, форм власти, механизмов государственного управления, наличие политических лидеров и сил, которые способствовали бы эффективному и устойчивому развитию страны и повышению уровня жизни своих граждан.
6 Внешний аспект политической безопасности Обеспечение суверенитета государства, его способность проводить независимую внешнюю политику, исходя из национальных целей и приоритетов. Ущемление национального суверенитета создает угрозу жизненно важным интересам страны.
7 Внутренний аспект политической безопасности Характеризуется устойчивостью и эффективностью институтов власти, способностью властных структур контролировать политические процессы, добиваться поддержки со стороны большинства граждан, наличием эффективно функционирующих негосударственных политических институтов, которые обеспечивают политическую стабильность общества. Характеризуется устойчивостью и эффективностью институтов власти, способностью властных структур контролировать политические процессы, добиваться поддержки со стороны большинства граждан, наличием эффективно функционирующих негосударственных политических институтов, которые обеспечивают политическую стабильность общества. Внутриполитическая безопасность означает отсутствие конфронтации в сфере политических отношений, массовых проявлений политического экстремизма, противостояния между властью и народом. Существенное воздействие на безопасное политическое развитие общества оказывает состояние политического сознания граждан, политическая культура общества. Внутриполитическая безопасность означает отсутствие конфронтации в сфере политических отношений, массовых проявлений политического экстремизма, противостояния между властью и народом. Существенное воздействие на безопасное политическое развитие общества оказывает состояние политического сознания граждан, политическая культура общества.
8 Выводы, характеризующие состояние политической безопасности: Осуществляется энергичное проникновение в экономическое и геополитическое пространство России ее традиционных соперников, в первую очередь США, Турции, Великобритании, Германии, Китая и других стран. Осуществляется энергичное проникновение в экономическое и геополитическое пространство России ее традиционных соперников, в первую очередь США, Турции, Великобритании, Германии, Китая и других стран. Создаются реальные материальные и духовные предпосылки для мотивированного вмешательства (нельзя исключать и военное) США, Турции и других стран в районы, находящиеся в непосредственной близости к России. Создаются реальные материальные и духовные предпосылки для мотивированного вмешательства (нельзя исключать и военное) США, Турции и других стран в районы, находящиеся в непосредственной близости к России. Любой конфликт, по типу северо-кавказских, вблизи больших запасов нефти и транспортных магистралей может быть использован как повод для вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации. Любой конфликт, по типу северо-кавказских, вблизи больших запасов нефти и транспортных магистралей может быть использован как повод для вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации. Приоритет использования военной силы для решения спорных проблем остается существенным признаком современной действительности. Приоритет использования военной силы для решения спорных проблем остается существенным признаком современной действительности.
9 Факторы, влияющие на обеспечение политической безопасности страны: особенности происходящих политических процессов в обществе; особенности происходящих политических процессов в обществе; место и роль государства в системе общественных отношений; место и роль государства в системе общественных отношений; политическая обстановка вокруг государства, характер отношений с другими государствами; политическая обстановка вокруг государства, характер отношений с другими государствами; исторические этапы и ритмы развития; исторические этапы и ритмы развития; принципы самоорганизации; принципы самоорганизации; традиции в построении системы безопасности, защите национальных интересов и ценностей общества; традиции в построении системы безопасности, защите национальных интересов и ценностей общества; степень политической культуры общества. степень политической культуры общества.
10 Аспекты роли власти в политической безопасности общества: 1. Позволяет показать свойства и особенности различных типов систем политической власти с точки зрения их возможностей по обеспечению безопасности, рассмотреть условия, необходимые для эффективной деятельности властных институтов в сфере защиты общества от опасностей и угроз. 1. Позволяет показать свойства и особенности различных типов систем политической власти с точки зрения их возможностей по обеспечению безопасности, рассмотреть условия, необходимые для эффективной деятельности властных институтов в сфере защиты общества от опасностей и угроз. 2. Позволяет показать механизм деятельности властных структур и его специальных органов по обеспечению безопасности. Актуальной также является и проблема самой власти, как источника опасностей для общества и его граждан. Исторический опыт свидетельствует, что при определенных условиях безопасность общества и самой власти может обеспечиваться посредством репрессивной политики по отношению к различным слоям населения, социальным группам и отдельным гражданам государства. Власть, проводящая такой курс, не только создает серьезную угрозу интересам общества и личности, но выступает как антигуманная, антинародная сила. Эта власть представляет серьезную опасность как для граждан, так и для общества в целом, если ее деятельность ведет к разрушению органически сложившихся экономических, социально-политических, культурных и прочих структур, резкому падению уровня жизни населения, вызывает конфронтационные явления между социальными группами и способствует росту противоречий в обществе. Реальная, существующая власть в обществе превращается в деструктивную силу, когда ее действия входят в противоречие с национальными интересами страны, ведут к ущемлению суверенитета и безопасности, утрате авторитета государства и уважения не только у своих граждан, но и в глазах мирового сообщества. 2. Позволяет показать механизм деятельности властных структур и его специальных органов по обеспечению безопасности. Актуальной также является и проблема самой власти, как источника опасностей для общества и его граждан. Исторический опыт свидетельствует, что при определенных условиях безопасность общества и самой власти может обеспечиваться посредством репрессивной политики по отношению к различным слоям населения, социальным группам и отдельным гражданам государства. Власть, проводящая такой курс, не только создает серьезную угрозу интересам общества и личности, но выступает как антигуманная, антинародная сила. Эта власть представляет серьезную опасность как для граждан, так и для общества в целом, если ее деятельность ведет к разрушению органически сложившихся экономических, социально-политических, культурных и прочих структур, резкому падению уровня жизни населения, вызывает конфронтационные явления между социальными группами и способствует росту противоречий в обществе. Реальная, существующая власть в обществе превращается в деструктивную силу, когда ее действия входят в противоречие с национальными интересами страны, ведут к ущемлению суверенитета и безопасности, утрате авторитета государства и уважения не только у своих граждан, но и в глазах мирового сообщества.
11 Политическая безопасность - это обеспечение безопасности политической сферы общественно-политической системы со всеми ее атрибутами. Ее обеспечение подразумевает комплекс не только политических, но экономических, идеологических, организационных и иных форм, средств и методов. При этом решающая роль в выборе форм, методов и средств принадлежит самой политике, политическому руководству страны.
12 2. Проблемы обеспечения политической безопасности в России. В рамках политологического анализа проблем безопасности принципиально важной характеристикой является состояние политической сферы общества в целом и политической системы в частности. Исходя из этой позиции, безопасность, как социальное явление, может пониматься как устойчивое состояние общественных сфер: экономической, политической, духовной, социальной, которые сохраняют свою целостность и способны к самосохранению и самосовершенствованию несмотря на неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.
13 Факторы, влияющие на политическую безопасность России: особенности геополитического положения страны; особенности геополитического положения страны; характер исторического становления, развития и нынешнего состояния российского общества; характер исторического становления, развития и нынешнего состояния российского общества; своеобразие традиций, обычаев и духовной культуры, а также самосознания народа; своеобразие традиций, обычаев и духовной культуры, а также самосознания народа; постоянная борьба с суровыми условиями жизни, необходимость освоения огромных пространств; постоянная борьба с суровыми условиями жизни, необходимость освоения огромных пространств; отсутствие естественных оградительных рубежей и непрерывные угрозы и нашествия со стороны воинствующих соседей; отсутствие естественных оградительных рубежей и непрерывные угрозы и нашествия со стороны воинствующих соседей; особое положение на пути "из варяг в греки"; особое положение на пути "из варяг в греки"; внутренняя духовная свобода и способность русского народа к самопожертвованию во имя благородных, справедливых целей. внутренняя духовная свобода и способность русского народа к самопожертвованию во имя благородных, справедливых целей.
14 Политическая безопасность Российской Федерации в современных условиях зависит от: состояния государственной власти, политической системы, их деятельности по обеспечению социально-экономического и культурного развития народов, поддержания внутреннего порядка, упрочению мира и сотрудничества с другими государствами. состояния государственной власти, политической системы, их деятельности по обеспечению социально-экономического и культурного развития народов, поддержания внутреннего порядка, упрочению мира и сотрудничества с другими государствами. государственная власть и ее органы становятся все более уязвимыми для проникновения в них элементов и сил, которые заинтересованы не в возрождении страны, а в реализации своих узкокорыстных, а то и откровенно антигосударственных интересов. государственная власть и ее органы становятся все более уязвимыми для проникновения в них элементов и сил, которые заинтересованы не в возрождении страны, а в реализации своих узкокорыстных, а то и откровенно антигосударственных интересов. проявлений борьбы за влияние и за ресурсы внутри страны и на мировой арене, что способствует возникновению политических кризисов, войн, конфликтов, изнурительной конфронтации как внутри России, так и за ее пределами. проявлений борьбы за влияние и за ресурсы внутри страны и на мировой арене, что способствует возникновению политических кризисов, войн, конфликтов, изнурительной конфронтации как внутри России, так и за ее пределами.
15 деятельности различных иностранных специальных служб, которые, пользуясь беспредельной открытостью и трудностями России, стремятся расширить свои агентурные позиции в ее властных, военных и общественно-политических структурах. деятельности различных иностранных специальных служб, которые, пользуясь беспредельной открытостью и трудностями России, стремятся расширить свои агентурные позиции в ее властных, военных и общественно-политических структурах. проблема политической безопасности обостряется тем, что за последние годы существенно возросли возможности государственной власти по оказанию влияния на сознание и поведение населения. Эта власть, имея в своем распоряжении мощные силовые структуры и подконтрольные ей средства массовой информации, успешно проводить широкомасштабные кампании по одурачиванию масс людей. Сегодня наглядно видно, что все это снижает способность российского общества, его граждан защищаться, своевременно исправлять или же заменять эту власть. проблема политической безопасности обостряется тем, что за последние годы существенно возросли возможности государственной власти по оказанию влияния на сознание и поведение населения. Эта власть, имея в своем распоряжении мощные силовые структуры и подконтрольные ей средства массовой информации, успешно проводить широкомасштабные кампании по одурачиванию масс людей. Сегодня наглядно видно, что все это снижает способность российского общества, его граждан защищаться, своевременно исправлять или же заменять эту власть. проблема политической безопасности обостряется тем, что в постперестроечный период усилилось исламское влияние в отдельных регионах России (Поволжье и Северный Кавказ), влияние Китая и Японии (Дальний Восток), Скандинавских стран (Северо-Западные регионы Российской Федерации). проблема политической безопасности обостряется тем, что в постперестроечный период усилилось исламское влияние в отдельных регионах России (Поволжье и Северный Кавказ), влияние Китая и Японии (Дальний Восток), Скандинавских стран (Северо-Западные регионы Российской Федерации).
16 Задачами российского общества являются: совершенствование политического устройства самого общества; совершенствование политического устройства самого общества; усиление единства трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной); усиление единства трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной); создание сбалансированной власти по вертикали от центра до субъектов власти на местах и обеспечение их эффективного функционирования; создание сбалансированной власти по вертикали от центра до субъектов власти на местах и обеспечение их эффективного функционирования; адекватная реакция всех ветвей власти от центра до субъектов федерации на местах на все вызовы, в том числе и исламского радикализма должна носить системный и упреждающий характер, ибо бездействие власти влечет за собой эйфорию вседозволенности и ложного всесилия; адекватная реакция всех ветвей власти от центра до субъектов федерации на местах на все вызовы, в том числе и исламского радикализма должна носить системный и упреждающий характер, ибо бездействие власти влечет за собой эйфорию вседозволенности и ложного всесилия; формирование государственной политики, реально защищающей общество в целом и его граждан, усиление роли граждан в этом процессе. формирование государственной политики, реально защищающей общество в целом и его граждан, усиление роли граждан в этом процессе.
17 Угрозы по своему содержанию могут быть внутренними и внешними. К внутренним угрозам относятся: К внутренним угрозам относятся: ошибки властной элиты, которая возглавляет власть в государстве; нестабильность экономических, социально-политических, национальных, религиозных и некоторых других процессов, происходящих в ряде регионов России; конфликты, порожденные национальными и межконфессиональными и другими противоречиями; политический экстремизм и терроризм, наличие организованной преступности и рост ее в отдельных регионах, вызванные осознанными действиями (или бездействием) властей; ограничения и ущемления прав личности в обществе.
18 Внешние угрозы - порожденные внешними противоречиями России с другими государствами. Они касаются сугубо внешней политики, сферы российских интересов в различных регионах мира. Внешние угрозы имеют общий источник, а также общие, особенные и специфические, (единичные) причины. Внешние угрозы имеют общий источник, а также общие, особенные и специфические, (единичные) причины. Их действия обычно бывают совместными, хотя всякий раз на первый план выходят либо общие, либо особенные, либо единичные причины. Их действия обычно бывают совместными, хотя всякий раз на первый план выходят либо общие, либо особенные, либо единичные причины. Они дают о себе знать в случае нарушения установившегося (стабильного) соотношения сил на мировой арене, в том или ином регионе, в первую очередь военно-стратегического и политического равновесия. Они дают о себе знать в случае нарушения установившегося (стабильного) соотношения сил на мировой арене, в том или ином регионе, в первую очередь военно-стратегического и политического равновесия.
19 Источники и причины внешних угроз для России заключаются в: в мире существуют силы, для которых военная мощь по-прежнему остается главным аргументом при решении тех или иных задач; в мире существуют силы, для которых военная мощь по-прежнему остается главным аргументом при решении тех или иных задач; возможно обострение конфликтов между субъектами международных отношений в регионах, находящихся вблизи границ России и других стран СНГ; возможно обострение конфликтов между субъектами международных отношений в регионах, находящихся вблизи границ России и других стран СНГ; может произойти столкновение интересов России и других стран, в т.ч. и тех, которые обладают ядерным оружием; может произойти столкновение интересов России и других стран, в т.ч. и тех, которые обладают ядерным оружием; ряд государств имеют мощные вооруженные силы, обладают высокими мобилизационными возможностями и системами базирования вблизи границ России; ряд государств имеют мощные вооруженные силы, обладают высокими мобилизационными возможностями и системами базирования вблизи границ России; военные базы США, созданные в годы "холодной войны" для давления на СССР, до сих пор функционируют; военные базы США, созданные в годы "холодной войны" для давления на СССР, до сих пор функционируют; технологический прорыв какой-либо страны в создании новых видов вооружения может создать обстановку подозрительности, недоверия в отношениях, снизить политическую стабильность в отношениях между государствами. технологический прорыв какой-либо страны в создании новых видов вооружения может создать обстановку подозрительности, недоверия в отношениях, снизить политическую стабильность в отношениях между государствами.
20 Меры для снижения уровня угроз: реагирование на угрозы должно быть адекватным характеру и масштабам этих угроз и своевременным. реагирование на угрозы должно быть адекватным характеру и масштабам этих угроз и своевременным. обеспечение предвидения, прогноза в развитии политических процессов, развитие способности принимать заблаговременные превентивные меры по предотвращению и нейтрализации угроз, подрывающих политическую безопасность страны. обеспечение предвидения, прогноза в развитии политических процессов, развитие способности принимать заблаговременные превентивные меры по предотвращению и нейтрализации угроз, подрывающих политическую безопасность страны. оптимальное сочетание интересов внутри региональной и общенациональной безопасности. оптимальное сочетание интересов внутри региональной и общенациональной безопасности. сопряжение системы безопасности России с международными региональными (общеевропейской, азиатско-тихоокеанской и др.) и глобальной системами безопасности, а также с национальными системами безопасности других стран, прежде всего соседних. Особое место здесь должна занять система коллективной безопасности стран СНГ. сопряжение системы безопасности России с международными региональными (общеевропейской, азиатско-тихоокеанской и др.) и глобальной системами безопасности, а также с национальными системами безопасности других стран, прежде всего соседних. Особое место здесь должна занять система коллективной безопасности стран СНГ. рациональное и эффективное использование всех сил и средств, которые привлекаются для решения задач обеспечения безопасности. Это: Вооруженные Силы, Федеральная служба безопасности, органы и войска Министерства внутренних дел, Служба внешней разведки, органы и войска Федеральной пограничной службы, МЧС, службы таможни, налоговой полиции и др. рациональное и эффективное использование всех сил и средств, которые привлекаются для решения задач обеспечения безопасности. Это: Вооруженные Силы, Федеральная служба безопасности, органы и войска Министерства внутренних дел, Служба внешней разведки, органы и войска Федеральной пограничной службы, МЧС, службы таможни, налоговой полиции и др. гарантированное обеспечение политической безопасности от внешних угроз. Функцию защиты государства от внешних угроз выполняют вооруженные силы. Между внешней политической безопасностью и состоянием вооруженных сил любой страны существует непосредственная взаимосвязь. гарантированное обеспечение политической безопасности от внешних угроз. Функцию защиты государства от внешних угроз выполняют вооруженные силы. Между внешней политической безопасностью и состоянием вооруженных сил любой страны существует непосредственная взаимосвязь.
21 Основные направления обеспечения политической безопасности России: Дальнейшее совершенствование Основного закона государства - Конституции Российской Федерации. Совершенствование реализации конституционных положений различными ветвями власти в государстве - законодательной, исполнительной, судебной в интересах установления их полной гармонии. Установление прочного баланса различных политических сил, разграничение ответственности и, по возможности, объединения их для эффективного участия в управлении государством и социально-политическими процессами в обществе. Участие в социально-политических процессах по обеспечению безопасности общества и государства широких слоев народа. Осуществление гражданского и парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти, расходованием бюджета, кадровой политикой, использованием вооруженных сил только по их прямому назначению. Периодическая отчетность о состоянии общества, причинах возникновения кризисных ситуаций, мерах по их преодолению со стороны Главы государства, Председателя правительства, силовых министерств перед Федеральным собранием, обществом и народом. Совершенствование системы противовесов в деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, снижение уровня "противостояния", а затем недопущения его между Федеральным Собранием (Государственной Думой и Советом Федерации) Главой государства и Правительством. Повышение роли и значения судебной власти, как органа контроля и соблюдения положений Основного закона - Конституции Российской Федерации. Полный запрет на участие армии и ее командного состава в решении политических вопросов, полное запрещение использования армии для выполнения внутренних функций.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.