Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемps-rgsu.narod.ru
1 Преподаватель – Цыганкова Мария Николаевна Российский государственный социальный университет Тема: «ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ» Ощущения и восприятие. ПСИХОЛОГИЯПСИХОЛОГИЯ
3 - это отражение окружающего мира в разных формах психики. Например, предметы и явления в целом наш мозг отражает в форме восприятий; свойства предметов - в форме ощущений; прошедшие события – в форме воспоминаний; связи между предметами отражаются мышлением и т.д. «Процесс» обозначает течение явления, имеющего начало, развитие и конец. С помощью психических процессов человек познает мир, приобретает знания (поэтому они называются познавательными процессами).
4 Психические процессы Физиологическая основа Ощущения Сложная деятельность органов чувств (анализаторов). Восприятие Согласованная деятельность системы анализаторов и центры речи в коре мозга. ВниманиеДоминанта – возбужденный участок коры головного мозга (очаг, господствующий (доминирующий) над остальными участками коры, в результате чего осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.
5 Память Ассоциации - следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре мозга в результате пластичности нервной системы. Воображе- ние Остаточные ассоциации (нервные связи), которые в результате сложной нервной деятельности образуют новые сочетания, ранее не воспринимавшиеся, составляющие базу образов воображения. МышлениеОбъединение нейронов мозга, отвечающих за конкретные мыслительные операции, в системы – нейронные коды.
6 Речь Вторая сигнальная система – анализ и синтез речи. Образование временных условных связей между центрами речи вызываются специфическим раздражителем – словом – в 4 формах: видимое (чтение - зрительный центр речи в затылочной доле), слышимое (понимание - слуховой центр речи Вернике в левой височной извилине), произносимое (произношение - двигательный центр речи Брока в верхней лобной извилине), записываемое (письмо - центр в средней лобной извилине). ЭмоцииВозбуждение подкорковых центров и вегетативной (симпатичекой) нервной системы (изменяются кровообращение, дыхание, пищеварение, функции ВНД).
7 Чувства Возбуждение лобных долей (которое тормозит подкоркрвые центры, тем самым регулируя проявление эмоций) и 2 сигнальная система – слово (это сигнал для возникновения эмоций; основа для формирования высших чувств). ВоляПроцессы в лобных долях – сравнение результата с целью (поражение лобных долей вызывает абулию). Если результат не совпадает с целью – в коре возникает очаг оптимальной возбудимости, который помогает достичь цель.
8 С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему. Ощущения Ощущения - см. далее Восприятие Восприятие – см. далее Память Память – отражение, запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Мышление Мышление – отражение сущности предметов и явлений, их взаимосвязи, закономерностей. Речь Речь – процесс использования системы знаков (звуков) для общения или мышления. Воображение Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта, отражение будущего. Внимание Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на объекте.
9 Ощущения - отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.
10 Зрительные - рецепторы находятся в сетчатке глаза (палочки и колбочки). Слуховые - рецепторы находятся в среднем ухе (улитка). Обонятельные - рецепторы находятся в верхней части носовой полости. Вкусовые - рецепторы находятся на поверхности языка, глотки, нёба в виде вкусовых почек. Кожные (тактильные, температурные, болевые) - рецепторы находятся в коже и органах.
11 Статические (движение, положение тела) - рецепторы находятся в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Органические (голод, жажда, половые, болевые) - рецепторы находятся во внутренних органах. Экстероцептивные - рецепторы находятся на поверхности тела и дают информацию о внешнем мире. Интероцептивные - рецепторы находятся во внутренних органах и дают информацию о состоянии организма. Проприоцептивные - рецепторы находятся в мышцах и связках и дают информацию о положении и движении тела.
12 Виды чувствительности Величина абсолютного порога ощущения, представленная в виде условий, при которых возникает едва заметное ощущение данной модальностиЗрение Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза Слух Различение тикания ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м Вкус Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды Обоняние Ощущение наличия духов при лишь одной их капле в помещении, состоящем из 6 комнат Осязание Ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхность кожи с высоты около 1 см
13 Исследуя проблему восприятия, хранения и переработки информации, И. П. Павлов ввел понятие анализатора. Данное понятие обозначает относительно автономную органическую структуру, обеспечивающую переработку специфической сенсорной информации и прохождение ее на всех уровнях, включая ЦНС. Следовательно, каждый анализатор состоит из трех структурных элементов: рецепторов, нервных волокон и соответствующих отделов ЦНС.
14 - целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов. Апперцепция – восприятие, попадающее в фиксационную точку внимания, перцепция – восприятие в более обширном объеме сознания. Динамика апперцепции и перцепции: если перцепция связана с апперцепцией, то может быть получение большего (целого), если такой связи нет, то перцепт может быть вытеснен за порог сознания.
15 1) обнаружение – констатируется факт: есть ли раздражитель? 2) различение – формирование образа из ощущений; 3) идентификация – сопоставление воспринимаемого образа с образами, хранящимися в памяти (классификация образа); 4) опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее.
16 Восприятие предметов – предметы воспринимаются несколькими перцептивными действиями: зрительными + двигательными (зрительное восприятие); тактильными + двигательными (осязание). Восприятие движения – перемещение объектов воспринимается на каком-либо фоне: изменение положения движущихся тел по отношению к неподвижным сзади и спереди.
17 Восприятие пространства – происходит при восприятии величины и формы предмета, а также объема и удаленности предметов (перспектива пространства воспринимается бинокулярным зрением). Восприятие времени: воздействия, возбуждающие организм, ускоряют время (кофеин), а физиологические депрессанты – замедляют (алкоголь, хинин). Отрицательные эмоции (подавленность, фрустрация) – замедляют время, положительные (радость) – ускоряют. Время, насыщенное переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а жизнь, наполненная малоинтересными событиями, - как быстро прошедший период.
18 Целостность - способность воспринимать объекты в совокупности их свойств как единое целое. Осмысленность - способность осознанно воспринимать объект, понимать его сущность. Избирательность - способность выделять объект или его часть из общего фона.
19 Структурность: человек узнает определенные предметы благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Предметность - способность относить незнакомый объект к конкретной категории похожих знакомых объектов. Константность - способность сохранять параметры знакомых предметов (цвет, форму, величину) при изменении условий восприятия.
20 1. Эффект сходства: фигуры сходные по каким-либо элементам в восприятии объединяются и группируются. 2. Эффект близости: близко расположенные фигуры обычно объединяются. 3. Фактор "общей судьбы": фигуры могут объединяться общим характером изменений, наблюдаемых в них.
21 4. Фактор "Хорошего продолжения": из двух пересекающихся линий выбирают линии с меньшей кривизной. 5. Фактор замкнутости: замкнутые фигуры воспринимаются лучше. 6. Фактор группировки без остатка: несколько фигур стараются сгруппировать т.о., чтобы не осталось ни одной стоящей отдельно фигуры.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.