Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.thetutor.ru
1 Перспективы развития национальной системы квалификаций Ольга Фридриховна Батрова, к.п.н, доцент кафедры педагогики МПГУ, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФИРО (г. Москва) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
2 ЗадачаПравовой акт Введение государственных профессиональных стандартов (ПС), соответствующих международным требованиям, создание системы сертификации и аттестации работников Программа социальных реформ в Российской Федерации на период годов // Постановление Правительства РФ от Программа Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в годах» // Постановление Правительства РФ от Приведение национальной системы ПС в соответствие с требованиями, предъявляемыми на международных рынках труда Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу ( годы) // Распоряжение Правительства РФ от р (с изм. на ) Разработка образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (ПС) Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Распоряжение Правительства РФ от р И Т.Д. Новейшая история профессиональных стандартов в России
3 НСК: ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ (ВОЗМОЖНОСТЬ)
4 НСК: ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ
5 Актуальность разработки ПС Показатели ЕКСД, ЕТКСПС Предмет Должность / профессияВЭД (ОПД) Единица описания Должность / профессияТрудовая функция Статус ? Нормативная функция, «тарификация», фиксация существующей ситуации ? Изначально - рекомендательный характер, развитие ОПД. Динамика – замена ЕКСД, ЕТКС (изменение процедуры утверждения) Содержа- ние и характер описания Общее,«экземпляристское» описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации (образование, опыт работы) ВТД =>ОТФ=>ТФ=>ТД, умения и знания Функциональный анализ трудовых функций, системное описание ТД Разработ- чики Минздравсоцразвития (Минтруд) совместно с ФОИВ Изначально: проф. сообщество, работодатели Динамика: ?
6 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" 1. Правительству Российской Федерации: б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона о внесении в законодательство РФ изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (ПС); в) утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки ПС; г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 ПС. 3. Правительству РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.
7 Законопроект «О внесении изменений в ТК РФ …» принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания РФ г.. Поправки принимаются 30 дней. Квалификация работника - уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт - требования к квалификации работника в целях осуществления его профессиональной деятельности. Проект Закона РФ «Об образовании» Квалификация - характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций; Макет профессионального стандарта (РСПП) Профессиональный стандарт - документ, описывающий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций по различным квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда. Структурно состоит из описаний видов трудовой деятельности.
8 Национальная рамка квалификаций документ, содержащий обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России; используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования; Отраслевая рамка квалификаций документ, содержащий классификацию видов трудовой деятельности отрасли по квалификационным уровням и подуровням. Классификационными признаками выступают показатели Национальной рамки квалификаций и другие значимые для отрасли показатели Профессиональный стандарт документ, описывающий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций по различным квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда. Структурно состоит из описаний видов трудовой деятельности.
9 НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ (НРК РФ): 9 квалификационных уровней Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК РФ включены дескрипторы кв. уровней, которые раскрываются через следующие показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность сложность деятельности наукоемкость деятельности квалификационный подуровень - структурная единица/ступень, выделяемая в ОРК для разграничения ВТД, относящихся к одному уровню НРК, но имеющих явные различия в рамках отрасли, в т.ч. обусловленные ее спецификой. Квалификационный подуровень - структурная единица / ступень, выделяемая в ОРК для разграничения ВТД, относящихся к одному уровню НРК, но имеющих явные различия в рамках отрасли, в т.ч. обусловленные ее спецификой
10 СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ И УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ ПО НРК РФ Уровень образования Квалификационный уровень НШ ОШСШНПОМСПО БАС
11 Описывает ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (бизнес-процесс), обеспечивающую (ий) достижение поставленных целей (задач) Не описывает требования к человеку (работнику), должностные обязанности Задача управления обеспечить выполнение всех ТФ управляемого бизнес- процесса, в т.ч. подобрать и распределить кадры. Таким образом, должностные обязанности отдельного работника «набираются» из трудовых функций и трудовых действий, описанных в ПС; коллектив организации в целом должен выполнять «полный набор» ТФ Профессиональный стандарт (ПС)
12 АНАЛИЗ ТД: последовательная декомпозиция ВЭД (ОПД) => ВТД => ОТФ => ТФ ПРАВИЛА: =>ТД => У => З -автономность -сертифицируемость -полнота: ТФ1+ТФ2+ТФn=ВТД, ВТД1+ВТД2+ВТДn = ОПД -правило малых чисел (2-5 ОТФ в ВТД, 4-7 ТФ в ОТФ) Знание «технологического» процесса ОКВЭД, ОКЗ; ОКПДТР=ОК ; НРК РФ; ЕКСД, должностные инструкции; Закон РФ «Об образовании», ФГОС и др. Основа разработки ОРК и ПС - функциональный анализ ТД Разработчики: работодатели и проф.сообщество Основной механизм разработки – согласование Методы (формы): опрос, фокус-группа, дискуссия и др. Документы, содержащие квалиф. характеристики (требования к деятельности)
13 Создание профессиональных стандартов (на примере ВЭД «Образование») Разработка ПС по всему ВЭД «Образование» + создание отраслевой рамки квалификаций Разработка ПС на один или несколько видов трудовой деятельности ВЭД «Образование» Основное и дополнительное Обучение и воспитание «Обеспечение» Управление
14 УПРАВЛЕНИЕ ОУ: ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЕНЬКОЕ БОЛЬШОЕ ТИП И ВИД ОУ колледж вуз Руководство (управление) ОУ (?) Управление проектами / процессами в ОУ Управление структурным подразделением
15 Педагогическая / научно- педагогическая деятельность (5 ПС) Соц-пед., орг-пед. псих-пед. обеспечение Проектная, научно- методическая и учебно-методическая деятельность Деятельность в области образовательного права Базовая и «обеспечивающие» области профессиональной деятельности в образовании Экспертная, консалтинговая деятельность Научно- исследовательская Диспетчеризация, делопроизводство Бух. учет и аудит Маркетинг PR реклама 80 ОБРАЗОВАНИЕ73 НИР74 ПРОЧИЕ
16 Одинаков ли квалификационный уровень данных ВТД в начальной, средней и старшей школе? Как «прирастает» квалификация педагога, как отразить это в ПС (описывает минимальные требования деятельности)? Какие виды сертификатов будут выдаваться на основании ПС? Педагогическая деятельность в основном и дополнительном общем образовании
17 ОПИСАНИЕ ВТД В ПРОФСТАНДАРТЕ 1. Карточка вида трудовой деятельности Квалификационный уровень: ____________________ 1.1 Вид трудовой деятельности ___________________________ Возможные наименования должностей _____________________ Обобщенное описание трудовой деятельности: _______ Требования к профессиональному образованию и обучению работника: ВППО или ВО + ДППО (?+ПК); СПО (?) Требования к опыту работы ______________________ Возможные места работы (рекомендуемый раздел) ______ Условия труда (рекомендуемый раздел) _______________ Необходимость документов (дипломы, сертификаты, свидетельства и др.), подтверждающих квалификацию (рекомендуемый раздел) Особые условия допуска к работе (рекомендуемый раздел)
18 ОПИСАНИЕ ВТД В ПРОФСТАНДАРТЕ Перечень трудовых функций Шифр Наименование трудовой функции Квалификационный уровень (подуровень) 2. Описание трудовых функций Трудовая функция: ________________ Шифр А1/6 Основные трудовые действия Необходимые знания Необходимые умения Другие характеристики трудовой функции
19 ПС 19 Работодатели: идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, стимулировать качество труда работников (в т.ч. путем НСОТ), получать подготовленных в соответствии с ПС (ОС) специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли Государство: формировать политику в области занятости населения Работник: определять свой профессиональный уровень, повышать квалификацию, планировать карьерный рост Сфера образования: формировать и обновлять ФГОС и образовательные программы, разрабатывать КОСы, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями ПС (работодателей) Кому и зачем нужны ПС и ОРК?
20 НИУ МГУ СпбГУ 1 2 ФГОС ФГОС= ПРОГРАММА ФГОС «РАМОЧНОСТЬ» ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА И ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТ И ОБУЧЕНИЯ ФГОС-2 ФГОС-3 ФГОС-4
21 РЕЗУЛЬТАТЫ: ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ Результаты воспитания КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Профессиональное и социальное саморазвитие ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Общеотраслевые требования ИЗМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО НАПОЛНЕНИЯ УКРУПНЕННЫХ ГРУПП Объекты стандартизации: результаты образования НЕ КВАЛИФИКАЦИЯ РАМКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
22 НАПРАВЛЕННОСТЬ НАЗНАЧЕНИЕ ФГОС ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ УРОВЕНЬ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ СФЕРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ФГОС РАЗВИТИЕ ПЕРЕЧНЯ ПРОГРАММ с позиций уровня и направленности ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ НАУКА ДРУГИЕ … СТАНДАРТНАЯ ЧАСТЬ ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
23 Профессиональный стандарт (ПС) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ ПС: ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ РАЗДЕЛЕНИЕ СФЕР ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФГОС: ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ РАМКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
24 Сертификация Аттестация Сертификация - подтверждение компетентным органом соответствия квалификации соискателя требованиям профессионального стандарта. ПС разрабатываются лидерами в своей области деятельности, широко обсуждаются в профессиональном сообществе. Сертификацию проводит «третья сторона» (независимая). Эксперты из числа опытных специалистов по данному виду деятельности Аттестация - оценка соответствия квалификации занимаемой должности в отношении внутренних требований (руководства, внутренних стандартов, регламентов, традиций). Оценка проводится «внутренними экспертами», часто, теми, кто обучал
25 Зачем? Почему? Кто? С кем? Для кого? Организация разработки ПС и ОРК Как?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.