Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователем1nadsch.ucoz.ru
1 «Искусство ислама» Агеева Е.Н. учитель русского языка и литературы МКОУ Надеждинская СОШ МО Дубенский район февраль 2012 года
2 Формирование у подростков мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций ислама.
3 продолжить знакомство учащихся с видами искусства; познакомить с основами исламской культуры на примере искусства; развитие представлений подростков об особенностях искусства ислама, общественных ценностях; обобщение знаний, понятий и представлений о культуре и морали ислама, формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ.
4 Урок 1 Шедевры исламской архитектуры Изобразительное искусство ислама Урок 2 Литература ислама Книжная миниатюра Музыка
5 Уникальная и самобытная культура исламских стран восходит к древнейшей арабской цивилизации, истоки которой относят к началу II тыс. до н. э. Объединение арабских племен и их завоевательные походы привели к созданию в VII в. крупнейшего государства – Арабского халифата, включавшего земли Ближнего Востока и Закавказья, Средней Азии, Магриба, Турции и Южной Испании.
6 Мощный толчок культурному развитию стран Арабского халифата дал ислам – одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Слово «ислам» переводится с арабского как «покорность, подчинение» и означает абсолютную веру в одного бога – Аллаха.
7 Священная книга ислама - Коран - не содержит большого количества рекомендаций по поводу взаимоотношений религии и искусства. По мере распространения ислама в разных странах - от Испании до Индии, его искусство вбирало местные традиции этих стран.
8 Архитектура ислама унаследовала многие достижения древних цивилизаций (кирпичную кладку, колонные залы, мозаику….) Были разработаны новые типы зданий (мечети, минареты, медресе, мавзолеи, караван-сараи, крытые рынки, роскошные дворцы.)
9 Мечеть- «место для совершения земных поклонов» Мечеть в Кордове- лучший образец мусульманского зодчества. Это колоссальный зал со множеством колонн (>600) и 19 нефами. Для колонн используется яшма, порфир, мрамор и отсутствует основание. Лес колонн, «вырастающих» из пола, рождает чувство бесконечности.
10 Медресе - высшие учебные заведения (семинарии). Медресе Улугбека и медресе Шир-Дор в Самарканде - жемчужины архитектуры Средней Азии.
11 Минарет- башня для призыва верующих на молитву (муэдзин, 5 раз). Минарет аль-Мальвия- гигантское сооружение достигает 50 м в высоту. Минарет стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус со спиралевидным пятиярусным пандусом. С одной стороны обороты пандуса залиты лучами жаркого солнца, а с другой – погружены в прохладную тень.
12 Лучшим образцом светской архитектуры считается дворец Альгамбра в Южной Испании. Относится он к мавританскому стилю. Мощная крепостная стена красного цвета отделяет дворец от внешнего мира. Предназначен для приемов послов и жизни эмира (правителя). В ансамбль входят павильоны, залы мечеть, гарем, баня.
13 Центром личных покоев эмира является Львиный дворик - четырёхугольный сад со скульптурной композицией-фонтаном (12 львов), апельсиновыми деревьями и изящными тонкими колоннами ( 124), арками, сводами.
14 Выдающимся памятником исламской архитектуры является купольный мавзолей Тадж-Махал в Агре. Он расположен на платформе из красного песчаника. Его арочный портал высотой в 20 м обрамлён каллиграфическим орнаментом, инкрустированным чёрным сланцем по белому мрамору. Здание венчает огромный белый купол луковичной формы с устремлённым ввысь золочёным 10-тиметровым шпилем. Купол обрамлён четырьмя башенными павильонами. По углам взметнулись четыре стройных трёхъярусных минарета. Мавзолей расположен на берегу реки в большом парке с фонтанами и каналами. Интерьер Тадж-Махала составляют резьба и инкрустация самоцветами по белому мрамору. Особенно искусно выполнена золотая ширма с эмалью, украшенная драгоценными камнями. Другой особенностью усыпальницы является акустический эффект – слово, произнесённое шёпотом усиливается и звучит под сводом 16 секунд.
15 Изобразительное искусство Орнамент Арабески Каллиграфия Книжная миниатюра
16 Исламская каллиграфия искусство красивого письма, один из видов, в котором основным выразительным средством выступает арабская письменность изобразительного искусства. Арабская каллиграфия получила особенное развитие именно в исламской культуре в силу существующего запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда, а также любых живых существ. Искусство арабской каллиграфии особо почитается в мусульманском мире, являясь средством сохранения и распространения божественного послания, заключённого в Коране.
17 В культуре Востока высоко ценилось искусство каллиграфии. Ислам признавал божественное происхождение письма. Чистота письма – признак чистой души. Написание букв осуществляется справа налево, сочетаются прямые вертикали, плавные закругления и росчерки окончаний. На Востоке ценилось не количество и быстрота написанного, а качество и красота исполнения.
18 Арабеска (Арабески) вид орнамента: причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных мотивов, иногда включающий стилизованную надпись (под арабскую вязь или рукописную). Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»). Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике.
19 В VII веке возник прямолинейный, угловатый почерк куфи. Куфическое письмо украшает стены монументальных архитектурных сооружений, различные предметы прикладного искусства. Иногда надпись представляет собой фриз или панно.
20 Литература Ислама представлена любовной лирикой народа, которая была создана на арабском, персидском и турецком языках, она не имеет аналогов в мировой литературе. Её лучшие произведения прославляют любовь и верность, искренность и свободу чувств.
21 Основоположником персидской литературы является Рудаки ( ). Его стихи обладают поистине волшебной силой. Они прославляют любовь и верность, искренность и свободу чувств.
22 Касыда небольшая поэма, состоящая из двустиший (бейтов), связанных особой системой рифм (стихотворение, все строки которого имеют однозвучную рифму). Касыда была известна на арабском Востоке еще до возникновения ислама. Этот легкий и светлый жанр сохранил свою жизненность и в поэзии Рудаки. Вот строки из касыды Рудаки, посвященной дню Навруза нового года, который в исламе отмечается в день весеннего равноденствия, 21 марта: В благоухании, в цветах пришла желанная весна, Сто тысяч радостей вселенной принесла она. В такое время старику нетрудно юношею стать, И снова молод старый мир, куда девалась седина.
23 Более изысканной формой стихосложения является газель. Она обычно состоит из 512 бейтов. В первом двустишии, как правило, рифмуются обе строчки (аа), далее следует рифмовка через строку. В последнем бейте чаще всего упоминается имя автора. Классиком этого жанра стал Шамседдин (ок /1390), известный в мировой культуре под псевдонимом Хафиз.
24 Фирдоуси Абулькасим, персидский и таджикский поэт, автор поэмы «Шахнаме», вобравшей в себя национальный эпос персов и таджиков. Она рассказывает историю царей до завоевания Персии арабами. Эта поэма о борьбе добра со злом, о преданности родине, о трудном выборе жизненного пути.
25 Азербайджанский поэт Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (ок ) поведал о превратностях судьбы и поэтически воспел трогательную любовь Лейли и Меджнуна. Их любовь, неотделимая от человеческого достоинства, несовместимая с суетой, в конечном счете оказывается сильнее страха и небытия.
26 Поэт, математик и философ Омар Хайям (ок.1048-после1122) создаёт философские четверостишия- рубаи- призывающие изведать доступное человеку мимолётное земное счастье. Часть рубаи – это раздумья над Кораном.
27 Особенно популярной формой лирики стал жанр рубаи стихотворной миниатюры, четверостишия, в котором заключена законченная мысль, имеющая более глубокий смысл, а иногда и некая максима, мудрость, философский вывод, подтекст, намек или мудрое суждение. Рубаи оказались очень емким жанром: их краткая форма требовала обнажать сущность того, о чем идет речь; легкая рифма (по типу ааба) делала стих афористически точным, запоминающимся, способным в мгновенье оказаться на устах у всех. У рубаи есть острота высказываний и особенная действенность, похожая на истории о народном герое всего Востока Ходже Насреддине. Поэтому рубаи любимая форма всей исламской поэзии.
28 Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной. Мне известно, что мне ничего неизвестно: Вот последняя правда, открытая мной.
29 Исламская живопись представляет собой устойчивую многовековую художественную традицию, со своими правилами и живописными принципами. Большинство учёных считает, что главным вкладом исламских художников в мировое изобразительное искусство является живопись миниатюры. Кемаледдин Бехзад создал в 1488 году уникальные книжные иллюстрации к поэме «Бустан», а также к книге о великих победах Тимура.
30 Музыка рассматривалась как одна из форм научного познания мира. Здесь не только переводили античные музыкальные трактаты, но и сочиняли свои. Характерной особенностью являлось раздельное звучание пения и инструментальной музыки.
31 Прикладное искусство народов Востока также известно всему миру. Разнообразные декоративные изделия создавали мусульмане на протяжении всей истории ислама. Страны Северной Африки могут похвастаться керамикой с золотистым металлическим блеском, различными изделиями из металла, которые отделаны в стиле чеканки. А предметы из слоновой кости и ценных пород дерева могут поразить своей оригинальностью многих ценителей искусства Востока. Кроме того, изготовление прекрасных тканей, таких как парча и муслин, также являются предметом восхищения. А в Испании, где хозяйничали мавры, для украшений дворцов правителей создали новый тип красивой утвари – огромные альгамбрские вазы. По форме они напоминали яйцо, но при этом к низу сужались, а по бокам у них были расположены плоские ручки. Они были отделаны своеобразным орнаментом, что послужило тому, что их стали считать отдельным предметом мусульманского искусства.
32 1. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е исправленное и дополненное. - М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО Издательство ЮКЭА, Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.:Просвещение,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.