Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnashaucheba.ru
1 Политические и правовые учения Древнего мира Презентацию выполнила: Железова Марина Студентка 1 курса Политология
2 Политические и правовые учения Древней Индии
3 Первыми источниками зарождающейся политической мысли в Индии, как и в большинстве других стран, явились священные тексты - веды. Они представляют собой сборники религиозных и ритуальных текстов различного содержания и назначения. Таких сборников четыре.
4 Как источник политической мысли наибольший интерес представляет «Ригведа» (собрание гимнов) - первый дошедший до нас памятник древнеиндийской литературы и первое выражение мировоззрения ведийской эпохи и «Атхарваведа» - сборник заговоров и заклинаний.
5 С «Ригведы» берет начало концепция всемогущего космического или божественного закона - риты. Наряду с ритой в ведах употребляется понятие «дхарма». Постепенно оно вытеснило риту в качестве общего определения нормы поведения. Дхарма - понятие, включающее весь круг обязанностей и ответственности человека. В этот круг входит и то, что мы называем правовыми обязанностями и ответственностью. Право, закон, распоряжение, но вместе с тем мораль, ритуал, знание вед, правила гигиены, очищения и приема пищи, образа жизни в зависимости от возраста и варны - тоже дхарма.
6 Интересен «закон кармы», который заключается в том, что жизнь человека, его сегодняшнее состояние, его будущее определяются не слепой судьбой, а его собственным поведением. Закон кармы представляет собой мировоззрение, при котором человек должен смириться с действительностью в ожидании награды в ином мире.
7 Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием «Артхашастра» («Наставления о пользе») Автором считается Каутилья – советник царя основавшего империю Маурьев.
8 «Артхашастра» – наиболее полный в индийской литературе свод прикладных знаний о политике, своего рода энциклопедия политического искусства. Идеи «Артхашастры» выражали программу уступок со стороны светской власти и жречества.
9 Буддизм Формирование крупных государств сопровождалось формированием новой идеологии. Возникновение буддизма легенды связывают с деятельностью Сиддхартхи Гаутамы, или Шакья Муни ( гг. до н.э.). Будда означает познавший истину, достигший просветления. Буддизм возник как своеобразный бунт против религии брахманизма, переживавшей упадок, погрязшей в суевериях, обрядности и корысти высших сословий. Центральная идея буддизма- освобождение человека от мирских страданий.
10 Политические и правовые идеи в Древнем Китае: Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Шан-Ян
11 Зарождение даосизма Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца Лао-цзы, жившего по преданию в VI в. до н.э. Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ").
12 Идеология раннего даосизма Отражала воззрения мелковладельческой знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков.
13 Суть даосизма Основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов, и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о "небесной воле" и "государе - сыне неба", дарующих законы дао народу.
14 Конфуций Наиболее влиятельной доктриной в истории политической мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций ( гг. до н.э.). защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать.
15 Идеология конфуцианства Изречения мыслителя собраны его учениками в книге "Суждения и беседы". Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем - "сыном неба"
16 Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деление людей на "высших" и "низших" не может быть устранено.
17 Храм Конфуция в Китае
18 Моизм С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы – основатель школы моистов.
19 Моизм выражал интересы мелких собственников (земледельцев, ремесленников), положение которых было неустойчиво. Моисты осуждали замещение государственных должностей по принципу происхождения и родства. Мо-цзы выдвинул принцип всеобщей любви. Также считал, что для установления единства государства следует насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград.
20 Появление легизма Интересы имущественной и служилой знати отстаивали легисты, или законники. Крупнейший представитель раннего легизма Шан Ян (ок гг. до н. э.),инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю.
21 Трактат «Книга правителя области Шан». Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Книга правителя области Шан». Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разработали учение о технике отправления власти.
22 Политические и правовые учения Древней Греции
23 Периоды развития политико- правовой мысли Ранний период (IXVI вв. до н. э.) - связан со временем возникновения древнегреческой государственности (Гомер, Гесиод, Пифагор, Гераклит). Второй период (V первая половина IV в. до н. э.) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель). Третий период (вторая половина IVII в. до н. э.) - период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности, подпадения греческих полисов под власть сперва Македонии, а затем и Рима (Эпикур, стоики, Полибий).
24 Политические и правовые взгляды софистов Софистика (от греч. «софия» – мудрость) : зародилась во второй половине V в. до н. э.; владение искусством публично доказывать свою точку зрения; учение об искусстве слова, красноречии. Наиболее известными софистами признают: Протагора, Горгия, Гиппия, Антифонта, Алкидама, Ликофрона, Калликла, Фрасимаха. Логическое основание политико-правовых взглядов софистов: философский релятивизм, скептицизм и агностицизм; не исчерпала своих возможностей и мифология.
25 Платон (427 – 347) Настоящее имя Платона – Аристокл, житель Афин, представитель знатного рода; по преданию свое прозвище получил от Сократа за широкие лоб и грудь. Платон получил обычное для знатного афинянина образование, рано познакомился с философией пифагорейцев, Гераклита. Автор десятков комедий, трагикомедий, 25 миниатюр-эпиграмм. Ученик Сократа. Заслуги Платона: открыл философскую школу – Академию, создал классификацию форм государства, изобрел будильник, впервые применил систему реле, возможно является автором рассказа об Атлантиде.
26 Взгляды Платона на государство и право Эпоха деятельности – кризис полисного строя. Логическое основание политико-правового учения – объективный идеализм; считает, что душа человека имеет 3 начала: разумное, яростное, вожделеющее; выделяет такие добродетели, как мужество, мудрость, умеренность. Основные работы: «Государство», «Политик», «Законы» Считал, что государством должны править философы, идеальное государство – государство в равной степени объединяющее элементы монархии и демократии. К неправильным формам правления относил: тимократию, олигархию, демократию, тиранию. Платон вошел в историю политической мысли как создатель двух проектов идеального государства.
27 Аристотель ( ) Древнегреческий философ, основатель античной политической науки. Родина Аристотеля греческий город-полис Стагира во Фракии. В детстве был другом будущего царя Македонии Филиппа. С 17 до 37 лет учился в Академии Платона. В 41 год стал наставником и другом Александра Македонского. В 336 г. Аристотель основал в Афинах свою собственную школу – Лицей. В Лицее Аристотель читал свои лекции, прогуливаясь со своими слушателями. Нередко учеников Аристотеля называют перипатетиками. С именем Аристотеля связывают начало формальной логики, наряду с которой он преподавал ботанику, астрономию, экономику, государствоведение.
28 Политические и правовые взгляды Аристотеля Эпоха деятельности – кризис полисного строя. Логическое основание политико-правового учения: считал, что душа человека имеет 2 начала – разумное и волевое. Главное в жизни каждого пойти по пути добродетели, в число которых входит мудрость, скромность, щедрость. Основные работы: Аристотель является автором многочисленных работ в различных областях знаний. Применимо к истории политических и правовых учений главным трудом является «Политика» Классифицировал формы правления на правильные и неправильные. Дал определение таким категориям, как справедливость, государство, право, разделяя последнее на естественное и позитивное. Идеальной формой правления считает политию, как сочетание олигархии и демократии.
29 Формы правления по Аристотелю
30 Полибий (210 – 128) Греческий мыслитель, историк, автор концепции круговорота форм правления государства. Выходец из Греции, из знатного рода. Был интернирован в Рим в числе 1000 знатных греков (300 осталось в живых). Оказался приближенным ко двору римского патриция Сципиона. Считал наиболее совершенным строем римский, а будущее за Римом.
31 Политические и правовые взгляды Полибия Эпоха: утрата греческими полисами независимости. Логическое основание политического учения. Историзм. Стоицизм. Разделял идеи стоиков о циклическом развитии мира. Содержание политического учения. Под влиянием стоиков Полибий создал концепцию круговорота форм правления государства.
32 Политические и правовые учения Древнего Рима
33 Периодизация политико- правовой мысли царский ( гг. до н.э.); республиканский (50928 гг. до н.э.); императорский (27 г. до н.э. 476 г. н.э.).
34 Истоки политико-правовой мысли в Древнем Риме Политико-правовые взгляды в Древнем Риме берут свое начало во II в. до н.э., после завоевания римлянами греческих Полисов. Политические и правовые учения Греции оказали сильное влияние на формирование взглядов римских мыслителей. Расцвет римской политической и правовой мысли приходится на республиканский и императорский периоды. В I в. н.э. зарождается христианство, а уже в IV в. оно становится государственной религией Римской империи. С появлением христианства меняется тематика политических и правовых исследований и основной проблемой становится соотношение церкви и государства.
35 Марк Туллий Цицерон ( гг. до н.э.) Марк Туллий Цицерон – римский государственный деятель, знаменитый оратор. Цицерон родился в Риме, изучал риторику. греческий язык, ораторское искусство, познакомился с философией эпикурейцев и стоиков; преуспел как государственный деятель. Благодаря своим незаурядным способностям уже в весьма молодом возрасте занимал государственные должности: был квестором (следователем), членом сената, эдилом, претором, консулом. Известен как блестящий оратор, нередко выступал перед огромной аудиторией, в судах. Цицерон всегда был сторонником республики, за что был подвергнут казни.
36 Политико-правовое учение Цицерона Эпоха деятельности – последний период существования республиканского Рима. Логическое основание политико-правового учения - Цицерон испытал влияние идей Платона, Аристотеля, Полибия, стоиков. Основные работы: «О государстве», «О законах» написаны в подражание Платону в диалоговой форме. Содержание политико-правового учения: предложил юридическое понимание государства, обосновал принцип формального равенства граждан; считал, что государство возникло вследствие необходимости защиты частной собственности, предложил собственную квалификацию форм правления; разделял право и законы на естественное и диспозитивное
37 Классификация форм правления государства (Цицерон) царская власть власть оптиматов народная власть смешанная власть
38 Римские юристы о праве и его видах В период с III в. до н.э. - III в. н. э. юристы играли в этот период огромную роль в жизни общества. Они занимались практической деятельностью по разрешению правовых споров по трем направлениям: отвечали на юридические вопросы частных лиц; отвечали на юридические вопросы частных лиц; сообщали нужные формулы и помогали при заключении сделок сообщали нужные формулы и помогали при заключении сделок ; сообщали формулы для ведения дела в суде. сообщали формулы для ведения дела в суде. Римские юристы пользовались огромным уважением в обществе, что гарантировало им в республиканский период выборные должности, в императорский придворные должности.
39 Практическая деятельность римских юристов Практическая деятельность римских юристов обусловила необходимость толкования права, источниками которого были: обычное право ; законы 12 таблиц; законодательство народных собраний; эдикты магистратов; сенатусконсульты; конституции императоров. К числу наиболее известных римских юристов относят Цельса, Павла, Ульпиана, Модестина, Папиниана, Гая.
40 Взгляды и учения римских юристов Логическое обоснование правовых взглядов – огромное влияние на становление политико-правовых взглядов оказали идеи стоицизма, космополитизма и идеализма. Содержание правовых взглядов – определяли понятие права через понятие справедливость, произвели классификацию права на общее и частное, многие труды римских юристов легли в основу Кодификации Юстиниана. Значение деятельности: создание высокоразвитой правовой культуры, которая была перенята многими странами.
41 Заключение Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошедшие до нас, позволяют проследить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества.
42 В античной Греции философия стала мировоззренческой основой политических и правовых учений. Это предопределило постановку таких вопросов, как причины возникновения государства и законов, их взаимодействие. Античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство и законы начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и призванные служить его интересам.
43 Политико-правовая идеология Древнего Рима, складывавшаяся под сильным влиянием идей греческих мыслителей, разработала ряд своеобразных конструкций, оставивших заметный след в истории политических и правовых учений (знаменитое определение государства «дело народа», данное Цицероном). Значительное влияние на обособление теории права от философии оказали логико-правовые конструкции римских юристов, разработка ими догмы права.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.