Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.iumc-dmitrov.ru
1 «Психологическая компетентность педагога» Учитель: Борейша С.Ф. Катуаровская СОШ
2 Компетентностный подход к образованию Компетенция – способность и готовность действовать за пределами учебного процесса в реальной жизни, нестандартных ситуациях.
3 Ключевые компетентности В сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации В сфере гражданско-общественной деятельности т.е. выполнение ролей гражданина, избирателя В сфере социально-трудовой деятельности; компетентность в бытовой сфере(здоровье, семья) В сфере культурно –досуговой деятельности (свободное время)
4 Ключевые ( опорные ) компетенции Умение организовать свою деятельность, работать автономно, сотрудничать в группе Социальные Информационные Коммуникативные
5 Человековедческая компетентность – фундаментальная составляющая профессиональной культуры педагога Человековедческая компетентность – система человеческих знаний, благодаря которым общение и обращение с людьми носит нравственно достойный характер, их социальная организованность отличается созидательностью, возрастает эффект самореализации индивидуального потенциала личности М.В. Шепель
6 Человековедческая компетентность педагога Создавать личную программу самосовершенствования Реализовывать в деятельности свои лучшие качества и качества воспитанников Оказывать воздействие на личность и социум Общаться с личностью и социумом Умение практически использовать систематизированные и адаптированные к конкретной профессиональной деятельности гуманитарные, естественные, художественные и другие знания, необходимые для того, чтобы уметь:
7 Главный смысл концепции человековедческой компетенции – это помочь личности стать профессионалом это помочь личности стать профессионалом
8 Цель: разработать модель (портрет) личности педагога в современной школе как образец, к которому нужно стремиться и постоянно самосовершенствоваться. разработать модель (портрет) личности педагога в современной школе как образец, к которому нужно стремиться и постоянно самосовершенствоваться.
9 Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Самооценка Самооценка Оценка индивида Оценка, которую дает Оценка индивида Оценка, которую дает другими людьми себе сам человек другими людьми себе сам человек
10 Личность Отличается самостоятельностью в поступках Отличается самостоятельностью в поступках Способна нести ответственность и решать проблемы Способна нести ответственность и решать проблемы Контролирует поведение, обладает силой воли Контролирует поведение, обладает силой воли Способна изменяться с течением времени Способна изменяться с течением времени
11 ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА уровень профессионализма уровень профессионализма характер, внутренние качества характер, внутренние качества общая эрудиция, уровень общей культуры общая эрудиция, уровень общей культуры внешний облик (стиль, одежда, прическа) внешний облик (стиль, одежда, прическа) манеры (мимика, жесты, речь) манеры (мимика, жесты, речь) особая жизненная позиция особая жизненная позиция
12 Профессионализм учителя Все профессии - это заговор специалистов против профанов Все профессии - это заговор специалистов против профанов Джорж Бернард Шоу Джорж Бернард Шоу
13 Под профессионализмом понимается сплав личностных характеристик человека, теоретических знаний и практических умений Под профессионализмом понимается сплав личностных характеристик человека, теоретических знаний и практических умений
14 Профессионализм – такая степень овладения психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы способности желание и характер желание и характер готовность учиться и готовность учиться и совершенствовать свое мастерство совершенствовать свое мастерство
15 Виды профессиональной компетентности Специальная (деятельностная) характеризует владение Специальная (деятельностная) характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике. деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике. Социальная характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения. Социальная характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения. Личностная характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему. Личностная характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему. Индивидуальная характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации. Индивидуальная характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации. Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). смежным областям знания и др.).
16 Критерии компетентности педагога Критерии компетентности педагога Объективные критерии Объективные критерии определяют, насколько учитель соответствует требованиям избранной профессии. определяют, насколько учитель соответствует требованиям избранной профессии. высокая производительность труда, высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного статуса в профессии, достижение определенного статуса в профессии, умение решать разнообразные задачи обучения и воспитания. умение решать разнообразные задачи обучения и воспитания. Субъективные критерии: насколько профессия педагога соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько профессия педагога соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в этой профессии, насколько человек удовлетворен трудом в этой профессии, устойчивая профессионально-педагогическая направленность, устойчивая профессионально-педагогическая направленность, понимание ценностных оснований профессии, понимание ценностных оснований профессии, совокупность необходимых профессионально- психологических качеств личности и др. совокупность необходимых профессионально- психологических качеств личности и др.
17 Критерии компетентности педагога Результативные критерии: достигает ли педагог Результативные критерии: достигает ли педагог желаемых сегодня обществом результатов в педагогическом труде. Приоритетными результатами труда педагога являются качественные изменения, сдвиги, «приращения» в психическом (умственном и личностном) развитии учащихся. Педагогу нужно знать показатели развития школьников, уметь диагностировать их наличный и потенциальный уровень, зону ближайшего развития и саморазвития учеников и др. желаемых сегодня обществом результатов в педагогическом труде. Приоритетными результатами труда педагога являются качественные изменения, сдвиги, «приращения» в психическом (умственном и личностном) развитии учащихся. Педагогу нужно знать показатели развития школьников, уметь диагностировать их наличный и потенциальный уровень, зону ближайшего развития и саморазвития учеников и др. Процессуальные критерии: использует ли педагог при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы и технологии. Большое значение имеет то, как работал педагог, какие использовал профессиональные знания и умения, личные психологические качества (педагогическое мышление, педагогическую эмпатию), какова психологическая цена результата в виде затраты сил и времени учащегося и учителя и т.п. Процессуальные критерии: использует ли педагог при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы и технологии. Большое значение имеет то, как работал педагог, какие использовал профессиональные знания и умения, личные психологические качества (педагогическое мышление, педагогическую эмпатию), какова психологическая цена результата в виде затраты сил и времени учащегося и учителя и т.п.
18 Нормативные критерии: Нормативные критерии: усвоил ли педагог нормы, правила избранной профессии и умеет ли воспроизводить ее высокие эталоны на уровне мастерства. Владение нормами профессиональной деятельности и общения, разработанными в науке и апробированными в практике. усвоил ли педагог нормы, правила избранной профессии и умеет ли воспроизводить ее высокие эталоны на уровне мастерства. Владение нормами профессиональной деятельности и общения, разработанными в науке и апробированными в практике. Индивидуально-вариативные Индивидуально-вариативные критерии проявляются в стремлении человека индивидуализировать свой труд, критерии проявляются в стремлении человека индивидуализировать свой труд, - самореализовать в нем свои потребности, - проявить в нем свою самобытность, развивать себя средствами профессии.
19 Критерии наличного уровня: достиг ли педагог достаточно высокого уровня профессионализма. Педагог имеет наличный, актуальный уровень и личностные ресурсы профессионального развития. Критерии наличного уровня: достиг ли педагог достаточно высокого уровня профессионализма. Педагог имеет наличный, актуальный уровень и личностные ресурсы профессионального развития. Прогностические критерии: Прогностические критерии: имеет ли специалист перспективы работы, имеет ли специалист перспективы работы, зону своего ближайшего развития, зону своего ближайшего развития, готов ли он к принятию готов ли он к принятию профессионального опыта других людей, профессионального опыта других людей, проявляет ли профессиональную открытость. проявляет ли профессиональную открытость.
20 Критерии профессионализма педагога Критерии творческие: стремится ли педагог выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить своим личным творческим вкладом. Сочетаемость профессиональной открытости, обучаемости и самостоятельности творческих Критерии творческие: стремится ли педагог выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить своим личным творческим вкладом. Сочетаемость профессиональной открытости, обучаемости и самостоятельности творческих поисков важно для педагогического профессионализма. поисков важно для педагогического профессионализма. Критерии социальной активности и конкурентоспособности: умеет ли педагог заинтересовать общество результатами своего Критерии социальной активности и конкурентоспособности: умеет ли педагог заинтересовать общество результатами своего труда, вступить в конкурентные отношения на рынке образовательных услуг. труда, вступить в конкурентные отношения на рынке образовательных услуг. Критерии профессиональной приверженности: умеет ли педагог соблюдать честь и достоинство педагогической профессии. Отсутствие замкнутости, корпоративности, противопоставления учительской профессии другим. Критерии профессиональной приверженности: умеет ли педагог соблюдать честь и достоинство педагогической профессии. Отсутствие замкнутости, корпоративности, противопоставления учительской профессии другим.
21 Стадии развития профессионализма а) стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока; а) стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока; б) стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев; б) стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев; в) стадию суперпрофессионализма, или мастерства, соответствующую приближению к «акме» – вершине профессиональных достижений; в) стадию суперпрофессионализма, или мастерства, соответствующую приближению к «акме» – вершине профессиональных достижений; г) стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов). г) стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).
22 Профессиональное выгорание Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
23 Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания психофизические психофизические социально-психологические социально-психологические поведенческие поведенческие
24 Сопротивляйтесь выгоранию! Оптимизм – это бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро. Оптимизм – это бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро. Словарь С.И. Ожегова Словарь С.И. Ожегова
25 Профессиональная зрелость личности учителя Необходимые умения для проявления, выражения и саморазвития личности учителя Необходимые умения для проявления, выражения и саморазвития личности учителя занимать четкую и действенную гражданскую позицию, занимать четкую и действенную гражданскую позицию, проявлять педагогические способности (понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставать на его точку зрения; воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели.); проявлять педагогические способности (понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставать на его точку зрения; воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели.); управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не деструктивный, разрушающий характер, управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не деструктивный, разрушающий характер, определять особенности своего стиля и использовать природные данные, определять особенности своего стиля и использовать природные данные, воспринимать позитивные возможности учащихся, воспринимать позитивные возможности учащихся, осуществлять творческий поиск, переходить от уровня мастерства к собственно новаторскому уровню. осуществлять творческий поиск, переходить от уровня мастерства к собственно новаторскому уровню.
26 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.