Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемvideo.edu.ru
1 Анализ образовательных стратегий абитуриентов и доступности высшего образования в условиях ЕГЭ Илья Прахов м.н.с. ИНИИ НИУ-ВШЭ Семинар ЛИРТ ВШЭ,
2 Вступительные экзамены в России Система «двойных» экзаменов школа + университет специфические требования ЕГЭ внешний (по отношению к школе) экзамен стандартизированный институциональные изменения Следствия: Необходимость в инвестициях в подготовку к поступлению Выбор вуза на ранней стадии Ограничение доступности высшего образования Следствия: Отсутствие необходимости в специфических инвестициях Снижение трансакционных издержек, связанных с поступлением Менее ограниченный выбор вуза
3 Что происходит в новых институциональных условиях? Как можно «выиграть» в условиях ЕГЭ? Дополнительная подготовка к ЕГЭ (курсы, репетиторы) Эффективный менеджмент результатов ЕГЭ Означает ли это, что абитуриенты из более обеспеченных семей по-прежнему имеют больше возможностей? Затраты на подготовку Более высокая степень принятия риска Более высокий уровень социального капитала, позволяющий принимать более эффективные решения
4 Цель и задачи исследования Цель исследования: Изучение образовательных стратегий абитуриентов, а именно практики подготовки к поступлению в вуз и выбора вуза и доступности российского высшего образования в условиях ЕГЭ Задачи исследования: Анализ образовательных траекторий российских абитуриентов после введения ЕГЭ Изучение факторов, определяющих результаты ЕГЭ для абитуриентов из различных семей в контексте сохранения неравенства доступа к высшему образованию: оценка влияния усилий, связанных дополнительной с подготовкой к поступлению в вуз, на результаты экзамена оценка факторов, отражающих социально-демографические показатели, способности, а также школьные ресурсы, влияющие на результаты ЕГЭ Ответ на вопрос о том, каким образом в условиях ЕГЭ уровень дохода (материальное положение семьи) влияет на образовательные стратегии абитуриентов, на результаты итоговых экзаменов и предоставляет ли высокий доход больше возможностей при поступлении
5 Гипотезы Дополнительная подготовка к поступлению положительно влияет на итоговые результаты ЕГЭ Факторы, не связанные со способностями абитуриента (образование родителей, доход семьи, тип школы) положительно влияют на результаты ЕГЭ Абитуриенты из более обеспеченных семей посещают более эффективные программы дополнительной подготовки к поступлению Абитуриенты из более обеспеченных семей наиболее эффективно распоряжаются результатами ЕГЭ при подаче заявлений в вузы
6 Данные и методология исследования Исследование: «Стратегии абитуриентов при подготовке и поступлению в вузы» в гг. (сбор данных: ИНИИ НИУ ВШЭ, при поддержке ЦФИ) География: 16 наиболее крупных российских городов Время проведения опроса: осень 2010 (после зачисления в вузы) Выборка: 1600 домохозяйств (1165/901) Респонденты: студенты-первокурсники и их родители
7 Производственная функция в образовании-1 Модель образовательных достижений студента: T i = α + βA i + γF i +λS i + μI i + ε Зависимые переменные: T i – результаты ЕГЭ учащегося i по русскому языку, математике, а также средний балл ЕГЭ по всем сданным предметам Независимые переменные: A i - успеваемость учащегося до начала доп.подготовки к поступлению (индикатор способностей) F i - вектор социально-демографических характеристик: уровень дохода, образование родителей, полная/неполная семья, пол S i - тип школы I i - вектор характеристик занятий по подготовке к поступлению в вуз (например, временные и денежные затраты на подготовку)
8 Производственная функция в образовании-2 Оценка чистого эффекта подготовки к поступлению: Δ i = α + γF i +λS i + μI i + ε Зависимые переменные: Δ i = T i – A i – разница между итоговыми результатами ЕГЭ и оценками в аттестате за 9й класс Независимые переменные: F i - вектор социально-демографических характеристик: уровень дохода, образование родителей, полная/неполная семья, пол S i - тип школы I i - вектор характеристик занятий по подготовке к поступлению в вуз (например, временные и денежные затраты на подготовку)
9 Зависимые переменные: описательная статистика Результат ЕГЭ Предмет РусскийМатематика Среднее по сданным предметам баллов 2,0%11,2%3,9% баллов 29,0%45,9%52,7% баллов 58,7%34,8%39,1% баллов 10,3%8,1%4,3% Итого 100,0% Среднее 67,1061,1762,14 Стандартное отклонение 12,4815,3812,37 Количество наблюдений Δ RUS Δ MATH Δ AVE Среднее -9,25-15,18-14,82 Стандартное отклонение 11,7814,7312,26 Количество наблюдений
10 Независимые переменные: подготовка к поступлению ПеременнаяСреднееСт.откл.Мин.Макс. Подготовительные курсы (=1, если да)0,340,4701 Занятия с репетиторами (=1, если да)0,460,5001 Другие типы подготовки (=1, если да)0,370,4801 Самоподготовка (=1, если да)0,080,2701 Продолжительность подготовки (в мес.)6,904,63025 Общая продолжительность подготовительных курсов (в мес.) 7,894,49025 Общая продолжительность занятий с репетиторами (в мес.) 7,514,49025 Стоимость занятий на подготовительных курсах (руб. в мес.) 5850,897918, Стоимость занятий с репетиторами (руб. в мес.) 5646,825958,
11 Независимые переменные: социально- демографические и школьные характеристики ПеременнаяСреднееСт.откл.Мин.Макс. Образование родителей (=1, если высшее образование) 0,660,4701 Доход (руб. в мес. на одного члена домохозяйства) 13302,325900, Состав семьи (=1, если ребенок проживает только с одним родителем) 0,190,4001 Пол (=1, если юноша)0,410,4901 Успеваемость по итогам 9 класса4,320,3935 Общеобразовательная школа с определенным уклоном (=1, если да) 0,110,3101 Гимназия, колледж, лицей (=1, если да)0,180,3801 Школа с углубленным изучением предметов (=1, если да) 0,100,3001
12 Спецификация регрессионных моделей Спецификация 1: факт посещения различных видов дополнительной подготовки (фиктивные переменные для подготовительных курсов, занятий с репетиторами, других видов подготовки, самоподготовки) Спецификация 2: временные затраты на различные виды подготовки к поступлению (общее количество занятий в течение периода подготовки) Спецификация 3: денежные затраты на различные виды подготовки к поступлению (логарифм совокупных затрат)
13 Результаты: Факт подготовки к поступлению Модель 123 Завис. переменные РусскийМатем. Средний балл Незав. переменные Константа -15,787* (9,737) -58,201*** (11,780) -36,890*** (10,904) Курсы 2,306*** (0,764) 3,247*** (0,924) 3,722*** (0,801) Репетиторы 3,750*** (0,715) 0,259 (0,865) 0,544 (0,776) Другой тип подготовки -2,124*** (0,722) -2,292*** (0,874) -2,492*** (0,758) Самоподготовка 0,060 (1,546) -0,509 (1,870) 3,077 (1,860) Продолжит. подготовки -0,010 (0,078) -0,120 (0,095) -0,008 (0,086) Модель 123 Образование родителей 4,050*** (0,757) 7,859*** (0,916) 3,316*** (0,800) Доход, в логарифмах 2,583*** (0,937) 5,560*** (1,133) 6,428*** (1,044) Неполная семья 1,864** (0,898) 0,193 (1,087) -2,091** (1,008) Юноша -0,149 (0,675) 4,356*** (0,817) 1,854** (0,730) Успеваемость в 9 классе 12,535*** (0,912) 13,787*** (1,104) 8,378*** (1,020) Общеобр.шк. с уклоном 0,568 (1,049) 2,652** (1,269) -2,377** (1,272) Гимназия 4,210*** (1,197) 3,304** (1,448) 6,404*** (1,426) Шк. с углубл. изуч. предм. 1,853* (1,158) 3,856*** (1,401) 5,590*** (1,179) R2R2 0,2920,3260,364 Кол-во набл
14 Результаты: временные инвестиции в подготовку к поступлению Модель 456 Завис. переменные РусскийМатем. Средний балл Незав. переменные Константа -27,427*** (9,109) -72,041*** (11,036) -49,338*** (10,568) Общее кол-во занятий на курсах 0,125*** (0,021) 0,124*** (0,026) 0,136*** (0,027) (Общее кол-во зан. на курсах) 2 / 1000 –0.980*** (0.151) –1.012*** (0.183) –0.975*** (0.210) Общее кол-во зан. с репетитор. 0,007 (0,016) -0,114*** (0,020) -0,037** (0,017) (Общее кол-во зан. с реп.) 2 / *** (0.089) 0.875*** (0.108) 0.365*** (0.090) Другой тип подготовки -2,253*** (0,685) -2,940*** (0,830) -3,194*** (0,757) Самоподготовка -0,210 (1,461) -1,140 (1,770) 2,359 (1,812) Модель 456 Образование родителей 3,432*** (0,729) 7,040*** (0,884) 2,667*** (0,803) Доход, в логарифмах 3,261*** (8,873) 6,184*** (1,058) 7,032*** (1,001) Неполная семья 2,142** (0,865) 0,476* (1,048) -1,745* (0,991) Юноша -0,544 (0,649) 3,957*** (0,787) 1,452** (0,732) Успеваемость в 9 классе 14,029*** (0,900) 15,895*** (1,091) 10,134*** (1,049) Общеобр.шк. с уклоном -0,372 (0,990) 2,358** (1,200) -2,825** (1,225) Гимназия 4,703*** (1,149) 4,210*** (1,392) 6,734*** (1,401) Шк. с углубл. изуч. предм. 1,836* (1,130) 4,981*** (1,369) 6,088*** (1,170) R2R2 0,3490,3780,384 Кол-во набл
15 Результаты: денежные затраты на подготовку к поступлению Модель 789 Завис. переменные РусскийМатем. Средний балл Незав. переменные Константа -17,372* (9,292) -62,944*** (11,295) - 37,511** * (10,473) Общая стоимость занятий на курсах, в ln 0,208*** (0,069) 0,262*** (0,084) 0,352*** (0,074) Общая стоимость занятий с репетиторами, в ln 0,405*** (0,067) 0,008 (0,082) 0,049 (0,072) Другой тип подготовки -2,188*** (0,711) -2,454*** (0,864) -2,451*** (0,755) Самоподготовка 0,169 (1,520) -0,199 (1,847) 3,138 (1,830) Модель 456 Образование родителей 4,035*** (0,754) 7,897*** (0,916) 3,393*** (0,799) Доход, в логарифмах 2,752*** (0,899) 5,966*** (1,092) 6,451*** (1,005) Неполная семья 1,935** (0,895) 0,203 (1,088) -2,156** (1,002) Юноша -0,334 (0,674) 4,366*** (0,819) 1,860** (0,737) Успеваемость в 9 классе 12,528*** (0,908) 13,908*** (1,103) 8,466*** (1,019) Общеобр.шк. с уклоном 0,370 (1,020) 2,279* (1,240) -2,568** (1,213) Гимназия 4,098*** (1,186) 3,093** (1,441) 6,295*** (6,295) Шк. с углубл. изуч. предм. 1,235 (1,024) 2,797** (1,244) 5,185*** (1,026) R2R2 0,2970,3240,364 Кол-во набл
16 Результаты: чистый эффект подготовки к поступлению Model Коэффициенты Dep. variables Δ AVE Ind. variables Константа -70,573*** (10,934) -77,980*** (10,214) -70,175*** (10,457) Курсы 3,560*** (0,858) -- Занятия с репетиторами -0,089 (0,829) -- Другой тип подготовки -1,700** (0,808) -2,868*** (0,794) -1,635** (0,805) Самоподготовка 4,354** (1,989) 3,227* (1,898) 4,425** (1,954) Продолжительность подготовки (в мес.) 0,003 (0,093) -- Общее количество занятий на курсах - 0,137*** (0,028) - (Общее кол-во занятий на курсах) 2 / –0.974*** (0.000) - Общее количество занятий с репетиторами - -0,066*** (0,017) - (Общее кол-во занятий с репетиторами) 2 / *** (0.091) - Общая стоимость занятий на курсах (логарифм) -- 0,356*** (0,079) Общая стоимость занятий с репетиторами (логарифм) -- -0,011 (0,077) Модель Коэффициенты Зав. перем. Δ AVE Нез. перем. Образование родителей 3,467*** (0,857) 2,609*** (0,842) 3,537*** (0,855) Доход, в логарифмах 5,634*** (1,116) 6,530*** (1,048) 5,586*** (1,073) Неполная семья -1,122 (1,075) -0,589 (1,032) -1,169 (1,069) Юноша 2,600*** (0,778) 1,941** (0,766) 2,649*** (0,001) Общеобр. школа с уклоном -4,920*** (1,341) -4,993*** (1,262) -5,083*** (1,276) Гимназия 6,278*** (1,527) 6,772*** (1,470) 6,249*** (1,501) Школа с углубл. изучением предм. 5,405*** (1,263) 5,592*** (1,226) 5,064*** (1,098) R2R2 0,2690,3210,270 Кол-во наблюдений 901
17 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Изучение эффекта дохода Группировка домохозяйств по уровню дохода:
18 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Уровень дохода и результаты ЕГЭ
19 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Инвестиции в подготовку к поступлению как механизм повышения результативности школьника
20 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Отдача от дополнительной подготовки к поступлению: регрессионный анализ
21 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Влияние дохода и инвестиций в подготовку к поступлению на результаты ЕГЭ Коэффициенты/ Зависимая переменная Русский языкМатематика Обязательные предметы Все сданные предметы Константа 20,648*** (7,755) -29,466*** (9,657) -4,409 (8,026) -32,576*** (8,566) Доход 4,514*** (0,811) 9,371*** (1,010) 6,943*** (0,839) 9,892*** (0,893) Инвестиции 0,653*** (0,070) 0,406*** (0,087) 0,530*** (0,073) 0,423*** (0,075) R2R2 0,1000,0920,1040,154 Доход и уровень затрат на подготовку к поступлению положительно влияют на результаты ЕГЭ
22 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Отдача от инвестиций в подготовку к поступлению при фиксированном доходе Зависимая переменная Уровень дохода Русский языкМатематика Обязательные предметы Все сданные предметы Низкий0,609***-0,1360,236**-0,284*** Средний0,607***0,498***0,552***0,828*** Высокий0,999***0,878***0,938***0,404** Инвестиции в подготовку к поступлению приносят наибольшую отдачу (в терминах результатов ЕГЭ) для абитуриентов из наиболее обеспеченных семей.
23 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Материальное положение семьи и выбор ву за Студенты из наиболее обеспеченных семей учатся в более селективных вузах. Это верно как для студентов-платников, так и для обучающихся на бюджетном отделении. Средний балл ЕГЭ Уровень дохода В среднем по массиву НизкийСреднийВысокий баллов 27,5%12,4%7,6%16,9% баллов 68,7%80,8%80,3%76,5% баллов 3,9%6,8%12,1%6,7% Итого 100,0%
24 Выводы Результативность абитуриента определяется его успеваемостью в школе до начала дополнительной подготовки. Подготовка к поступлению имеет значение, но только занятия на подготовительных курсах могут улучшить результат ЕГЭ по русскому языку, математике, а также средний результат по всем сданным предметам (во всех моделях). Эффект занятий на курсах достаточно мал и может принести абитуриенту (в среднем) от 1,5 до 3,6 баллов. Такой же результат наблюдается и в модели, где были разделены денежные и временные инвестиции в подготовку к поступлению.
25 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Выводы Даже в условиях ЕГЭ у абитуриентов из семей с более высоким уровнем дохода сохраняется больше возможностей для подготовки к поступлению в вуз, что положительно сказывается на итоговом результате ЕГЭ. Имеет место положительная зависимость между уровнем дохода и результатами ЕГЭ по основным предметам у школьников, имеющих одинаковые результаты на момент окончания девятого класса. Абитуриенты из наиболее обеспеченных семей делают инвестиции в дополнительные виды подготовки к поступлению (занятия на подготовительных курсах и с репетиторами), и эти инвестиции дают большую предельную отдачу.
26 Высшая школа экономики, Москва, 2012 Выводы Студенты из семей с высоким уровнем дохода (как платники, так и бесплатники) учатся в более селективных вузах. При одинаковом уровне ЕГЭ «троечники» и «хорошисты» из обеспеченных семей поступают в вузы с более высоким средним балом ЕГЭ, нежели абитуриенты из семей со средним или низким уровнем дохода, показавшие сходные результаты ЕГЭ. В результате можно говорить о том, что материальное положение семьи является фактором, значительно влияющим на поступление в вуз.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.