Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.ouro.ru
1 Новый Стандарт начального образования 1) 2) … 15) 16) МЕТА - МЕТА – предметные результаты образования МОРАТОРИЙ НА ИЗМЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ !!! предметные результаты образования
2 Разработка метапредметных компетенций как РАО 6 декабря 2012 показатель эффективности учебной деятельности в начальной школе
3 Работа выполнена благодаря финансовой и организационной поддержке МГППУ Разработать понятие «метапредметные результаты начального образования». Создать измерители метапредметных результатов начального образования. Проверить гипотезу о том, что метапредметные результаты зависят от «деятельностного характера» обучения.
4 Авторы образцов диагностических методик АдаскинаАнна ВысоцкаяЕлена ГорбовСергей ГуружаповВиктор ЗакАнатолий Мелик-ПашаевАлександр НовлянскаяЗинаида ОбуховаОльга ПоливановаНина РивинаИрина РоманееваМаргарита СавельеваОльга СоколовВладимир СуховершаЛюдмила ТабачниковаНаталья УлановскаяИрина ЦукерманГалина ЧудиноваЕлена СТАТИСТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ: Митина Ольга 18 методик (после апробации – 9) 12 учебных часов (после апробации – 7)
5 Метапредметные результаты не могут быть достигнуты без школьного обучения не могут быть достигнуты средствами отдельных учебных предметов являются, с одной стороны, итогом начального обучения, а с другой стороны, условием успешности дальнейшего обучения зависят от качества учебной деятельности на уроках
6 Диагностика умения учиться
7 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности … формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».
8 Две разных способности: умение учиться обучаемость умение учиться обучаемость способность к организации своей деятельности способность к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе
9 Умение учиться - характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях способность человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения данной задачи, и находить недостающие знания и осваивать недостающие умения
10 Две составляющих умения учиться Рефлексивная Рефлексивная составляющая умения учиться делает человека способным определять, каких именно знаний и умений ему недостает для действий в новой ситуации. Поисковая Поисковая составляющая умения учиться делает человека способным находить и осваивать недостающие знания и умения.
11 Отсутствие рефлексивной составляющей умения учиться: ученик не знает о своем незнании. «Я думал, что гипотенуза – Река Советского Союза»
12 Отсутствие поисковой составляющей умения учиться: ученик знает о своем незнании, но не умеет находить недостающие знания. «Учитель задал мне вопрос: - Где расположен Канин Нос? А я не знал, который Канин, И указал на свой и Ванин…»
13 Возрастная динамика становления умения учиться к концу основной школы Умение учиться как индивидуальная способность может быть сформировано к концу основной школы – при соответствующих педагогических условиях. К концу начальной школы К концу начальной школы умение учиться является характеристикой класса как учебного сообщества, а не отдельного ученика.
14 Диагностика рефлексивной составляющей умения учиться: методика «Недоопределенные задачи» Среди задач есть задачи решаемые и недоопределенные. Задачи решаемые - относительно легкие, не перегруженные вычислительными сложностями, с хорошо освоенным способом решение. Задачи недоопределенные также должны принадлежать к хорошо освоенным классам задач: при внесении недостающего условия они решаются знакомым способом. Инструкция впрямую указывает на необходимость поиска недостающих условий решения задачи
15 ИНСТРУКЦИЯ Второклассники придумали свои задачи по математике. Они еще не очень хорошо умеют составлять задачи. Сейчас ты оценишь задачи второклассников. Если задача составлена верно, ты запишешь РЕШЕНИЕ и ОТВЕТ. Например: Лена купила в буфете два пирожка по 4 руб. и стакан сока за 3 руб. Сколько денег заплатила Лена? РЕШЕНИЕ: = 11 ОТВЕТ: 11 руб. Если задача составлена неверно, ты запишешь СОВЕТ второкласснику: как исправить задачу. Например: Лена купила в буфете два пирожка по 4 руб. и стакан сока за 3 руб. Сколько денег осталось у Лены после того, как она заплатила буфетчице? РЕШЕНИЕ: Эту задачу решить нельзя. СОВЕТ: Надо знать, сколько денег было у Лены перед покупкой.
16 Образец бланка к методике «Недоопределенные задачи» 4. Парусный корабль пересек океан за месяц. 17 дней было полное безветрие, и корабль почти не двигался. Но зато все остальное время дул сильный попутный ветер. Сколько дней парусник плыл быстро? РЕШЕНИЕ: _________________________________________________ ОТВЕТ или СОВЕТ: __________________________________________ 7. В этом году геолог Антонов был в экспедиции в горах 6 месяцев, отдыхал на море вдвое меньше, а остальное время жил дома. Сколько месяцев Антонов провел дома в этом году? РЕШЕНИЕ: _________________________________________________ ОТВЕТ или СОВЕТ: __________________________________________
17 Статистический анализ результатов диагностики ЦАО: 40 школ, 1380 пятиклассников (684 девочек и 696 мальчиков или соответственно 49,6% и 50,4% выборки). Надежность методики «Недоопределенные задачи» достаточно высока: показатель Кронбаха для суммарного результата в выборке ЦАО равен 0,821. Средняя дифференцирующая способность заданий диагностической методики «Недоопределенные задачи» равна 0,474. Девять задач из десяти имеют высокую дифференцирующую способность (показатель бисериальной корреляции задания с общим результатом лежит в интервале 0, ,637). Задача 5 с низким показателем бисериальной корреляции в окончательном варианте задания упрощена.
18 Результаты диагностики рефлексивной составляющей умения учиться
19 начальное обучение – традиционное, не деятельностное
20 начальное обучение традиционное деятельностное + отбор
21 Диагностика поисковой составляющей умения учиться: МЕТОДИКА «ПОДСКАЗКИ» (Е.В. Чудинова) 1 этап 2 этап на материале, который не изучался подобная задаче 1 описан способ (НЕ алгоритм) решения подобных задач Может ли ученик воспользоваться справочной информацией для решения трудной задачи?
22 Задача 1.2 Здесь зашифровано слово. Расшифруй его и запиши, что получилось. Если не можешь решить задачу, поставь знак вопроса «?». ПЕШЕРЕЕШВЕШЕРНЕШИСШЕЬ _____________________________________ пешереешвешернешисшеь
23 Справочник Чтобы зашифровать текст, нужно через одну или несколько букв вставлять одну или несколько повторяющихся букв. Повторяющиеся сочетания можно чередовать, записывая буквы то в прямом, то в обратном порядке, например, «КО» и «ОК» в шифровке: КОБЕОКРЕКОГИОКСЬКО которая расшифровывается «БЕРЕГИСЬ» КОБЕОКРЕКОГИОКСЬКО
24 Задача 2.2 Расшифруй слово: УВАЛЕАВУКАУВАРСАВУТВУВАО ============================== УВАЛЕАВУКАУВАРСАВУТВУВАО
26 Обладают ли младшие школьники, заканчивающие начальную школу, минимальными предпосылками умения учиться? Да, если делать отбор по способностям. Да, если в начальном обучении присутствуют педагогические условия выращивания учеников, умеющих учиться.
27 Педагогические условия выращивания учеников, умеющих учиться: основы деятельностной педагогики 1. Ситуации поиска новых способов действия систематически присутствуют в учебном процессе и преобладают над ситуациями сообщения знаний в готовом виде. 2. Ученики под руководством учителя создают средства фиксации результатов поиска, позволяющие далее самостоятельно действовать в аналогичных ситуациях. Прежде всего речь идет о схемах, отражающих содержание и отношение изучаемых понятий. 3. Поиск новых способов действия и работа по созданию и применению средств действия в начальной школе организуется в совместно-распределенной форме. 4. С первых дней школьного обучения учитель приучает детей к контрольно- оценочной самостоятельности и вооружает средствами самооценки и самоконтроля. Готовые оценочные школы (например, пяти или десятибалльная оценка) затрудняют формирование установки на самооценку. 5. Информационный текст является универсальным средством поиска новых для ученика способов действия. Для младших школьников – это средство «на вырост». Однако работа по формированию умений, необходимых для понимания информационных текстов, должно начинаться с самого начала обучения грамоте …
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.