Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwiki.saripkro.ru
1 " Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования "
2 Социальный заказ на образование ученик должен уметь решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией, т. е. владеть « базовыми компетентностями », « функциональной грамотностью » и быть способным к реализации « творческих когнитивных задач ».
3 Когнитивность способность к умственному восприятию и переработке внешней информации в более широком смысле – сам « акт » познания или само знание
4 К данной траектории развития российской образовательной системы подтолкнуло несколько факторов : · стремительный рост экономики страны за последнее десятилетие, т. е. тяготение к инновационной экономике ; · несоответствие образовательной системы реалиям инновационной экономики ; · показатели внешней экспертизы подтвердили данное несоответствие и обозначили болевые точки образовательной системы России ; · современная российская школа стала малоэффективной ; · уровень образования большинства выпускников ОУ ниже мировых стандартов ; · избыточность академических знаний ; · отсутствие умения работать с информацией ; · образование не универсально и продолжает быть консервативным ; · в российском образовании между разными дисциплинами построена бетонная стена, · т. е. отсутствует в образовательной практике массовой школы междисциплинарность ; · пропасть между образовательной системой и реалиями жизни ; неумение применять « знания, умения, навыки » на практике, в реальных ситуациях ; · рост глобальных проблем, решение которых требует сотрудничества профессиона - лов в рамках мирового сообщества ; · демократизация общества, предполагающая готовность молодого человека не только осуществлять правильный выбор, но и нести за него ответственность ; · изменение сферы занятости населения, требующей наличия комплексных универсальных знаний и умений ( ключевых компетенций ).
5 Опираясь на основные идеи Концепции модернизации российского образования, следует отметить что развитие школы как социально - педагогической системы должно привести к достижению нового качества образования, обеспечивающего « подготовку разносторонней развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к саморазоватию и самосовершенствованию.
6 Оптимизация ( от лат. optimum - наилучшее ), процесс нахождения экстремума ( глобального максимума или минимума ) определённой функции или выбора наилучшего ( оптимального ) варианта из множества возможных. Наиболее надёжным способом нахождения наилучшего варианта является сравнительная оценка всех возможных вариантов ( альтернатив ). Оптимальный ( от лат. optimus - наилучший ), наиболее благоприятный, лучший из возможных.
7 Качество школьного образования это такая совокупность его свойств, которая позволяет решать задачи по подготовке разносторонне развитой личности гражданина, способной ориентироваться в ценностях мировой и отечественной культуры, осуществлять выбор профессии, адаптироваться в новых социально - экономических условиях, осуществлять непрерывное самообразование, личностное самосовершенствование.
8 Структурные компоненты качества результатов образовательной деятельности конкурентоспособность ОУ ; качество подготовки выпускников ; качество обученности школьников ; результативность учебных занятий и внеклассных дел ; способность школы обеспечить сохранение и укрепление здоровья обучающихся ; уровень воспитанности обучающихся ; личностные достижения обучающихся и педагогов.
9 Качество образовательного процесса совокупность основных его свойств в целом, свойств отдельных сторон, звеньев и элементов в их оптимальном сочетании, обеспечивающих эффективное выполнение им триединой задачи по образованию, воспитанию и развитию личности школьника.
10 « Качество образования - определённый уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения » ( Закон РФ « Об образовании »)
11 Образованность важнейшая результирующая характеристика качества ОП, носителем которой является личность обучающегося ( выпускника ); мера достижения личностью школьника такого уровня развития отдельных ее свойств и структур, которая в наибольшей степени отвечает потребностям ее дальнейшего совершенствования и самореализации, потребностям общества.
12 НУЛЕВОЙ УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ Психолого - педагогические особенности учащихся Основные направления работы Пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя ; Нет заинтересованности, не умеют работать самостоятельно, не пытаются искать собственное решение ; Медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно Не предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой ; Проводить минутки психологической разгрузки ; Создавать особую эмоциональную атмосферу урока ; Обращение только по имени, похвала, одобрение, ласковый тон.
13 ОТНОСИТЕЛЬНО АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ Психолого - педагогические особенности учащихся Основные направления работы Заинтересованность проявляется только в связи с интересной темой, содержанием урока или необычными приемами преподавания ; Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях также легко теряют интерес к учению Торопливы Их внимание можно « держать » вопросами, которые учащиеся задают сами в конце урока по теме ; Охотно пользуются планом ответа, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом ; Для них очень важна эмоциональная поддержка ; Эмоционально - интеллектуальная атмосфера весь урок
14 ИСПОЛНИТЕЛЬНО - АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ Психолого - педагогические особенности учащихся Основные направления работы Систематически выполняют д / з, с желанием включаются в учебную деятельность ; Предлагают оригинальные пути решения ; Работают преимущественно самостоятельно ; Начинают скучать, если материал прост, задания не дифференцированы, на уровне всех учащихся класса или параллели, или учитель занят со слабыми учащимися ; постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения Побуждать к самостоятельности в учении ; Их стимулируют проблемные, частично поисковые и эвристические ситуации ; Создание ролевых ситуаций ( роль эксперта наблюдателя, мудреца, хранителя знаний и т. д.); Формы контроля для них должны отличаться от обычной репродукции знаний
15 ВЫСОКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Психолого-педагогические особенности учащихся Основные направления работы Любят решать проблемные, поисковые, нестандартные задачи; Стремятся к самовыражению через различные виды творчества Специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность; Создание условий для самореализации личности; возможности выразить свое особое отношение к миру.
16 Ресурсный подход ориентирует на то, что в школе должен присутствовать ребенок с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами. Таким образом, основой индивидуально - ориентированной системы является дифференцированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы путем их организации в однородные ( гомогенные ) группы. Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей.
17 Основные принципы обратной связи при дифференцированном обучении : принцип свободы выбора ( в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора ); принцип деятельности ( освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности ; ученик должен уметь использовать свои знания ); принцип идеальности ( максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся ); принцип обратной связи ( регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи ).
18 Положительные стороны дифференциации : исключение уравниловки и усреднения детей ; повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений ; объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения усвоения предметного материала ; создание щадящих условий для слабых учащихся.
19 В целях обеспечения доступности качественного образования, каждому педагогу необходимо в своей работе учитывать следующее : Развивать у школьников положительную мотивацию к обучению ; Осуществлять взаимосвязь обучения учащихся с их воспитанием и развитием ; Применять личностно - ориентированные педагогические технологии, предусматривающие субъект - субъектный, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный подходы, способствующие повышению качества обучения ; Создавать психологическую атмосферу, благоприятную для обучения всех категорий учащихся, которая способна обеспечить доступность качественного обучения.
20 Модель выпускника школы Основные действия и умения
21 Изучать уметь извлекать пользу из опыта ; организовать свои способы обучения ; уметь решать проблемы ; самостоятельно заниматься обучением ; находить взаимосвязь.
22 Искать получать информацию ; уметь работать с документами и классифицировать их ; запрашивать различные базы данных ; опрашивать окружающих
23 Думать организовать связь прошлых и настоящих событий ; критически относиться к тому или иному аспекту развития общества ; уметь противостоять неуверенности и сложности ; занимать в дискуссии позицию, т. е. иметь свое мнение ; оценивать социальные привычки связанные с потреблением алкоголя, наркотиков ; уметь оценивать произведения литературы и искусства.
24 Сотрудничать уметь сотрудничать и работать в группах ; принимать решения ; улаживать разногласия и конфликты ; уметь договариваться ; уметь разрабатывать и выполнять контракты, проекты
25 Приниматься за дело уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами ; доказывать солидарность ; нести ответственность ; включаться в проект ; уметь организовывать свою работу
26 Адаптироваться иметь стойкость перед трудностями ; уметь принимать новые решения ; доказать гибкость к изменениям ; уметь использовать информационные и коммуникационные технологии ; использовать метод проектов ; иметь критическое мышление.
27 На сегодняшний день наиболее эффективны ряд технологий. Объяснительно - иллюстративные технологии. Информационно - коммуникативные технологии Личностно - ориентированные технологии Технология модульного обучения Технология дифференцированного обучения и воспитания Развивающие технологии Акмеологические технологии Технология обучения и воспитания без насилия Технология проблемного обучения и воспитания Технология полного усвоения знаний Технология сотрудничества Технология коллективного взаимодействия
28 АКМЕОЛОГИЯ НАУКА О ВЕРШИНАХ
29 « Акме »- « вершина » многомерное состояние человека, которое охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист - труженик в какой - то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, как родитель ( оно никогда не является статичным образованием, отличаясь большей или меньшей вариативностью и изменчивостью )
30 МЕТОДЫ АКМЕОЛОГИИ общенаучные ( диагностические, исследовательские ) тесты личности, интеллекта, специальных способностей, экспертные оценки профессионального продвижения личности специальные ( коррекционные и развивающие методы и технологии ) видеотренинги, технологии формирование культуры социального и профессионального мышления, психологическая поддержка талантов, обучение способам воздействия на индивидуальное и общественное сознание
31 Методологические категории акмеологической модели образования Акмеологическая среда - энергетическое пространство школы, ее социума, установка в деятельности учителей и учащихся на успех, высокие результаты, творческий поиск, когда престижно хорошо учиться и хорошо работать. Акмеологические технологии - это технологии саморазвития и обеспечения достижений каждого ученика в условиях вариативности образовательных программ. Акмеологическая позиция учителя - профессиональная ориентация на успех в собственной педагогической деятельности, в работе всего коллектива школы, в обучении и воспитании каждого ученика, в развитии его творческого потенциала, установка на саморазвитие.
32 Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управлению школой позволяет перевести школу из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается и качество образования, так как у всех субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности становится ведущей.
33 Акмеологическая школа – это такое учебное заведение, в котором созданы все необходимые условия для становления и развития у всех субъектов образования представления об успехе, высоких достижениях, необходимых для развития личности и социума. В акмеологической школе ребенок развивается как индивид, личность, учитываются его индивидуальные особенности, формируются духовные и нравственные ценности, развиваются творческие способности, умение социализироваться, строить отношения в коллективе и социуме.
34 К числу акмеологических можно отнести следующие технологии : игровые ( дидактическая игра, технологии игромоделирования ), технологии психоконсультирования, тренинговые технологии, технологии развивающего обучения, технология личностно - ориентированного обучения, метод проектов.
35 Здоровье учащихся как ценность и условие повышения качества образования в акмеологическом контексте здоровье физическое, здоровье психическое, здоровье психологическое здоровье социальное, здоровье духовно - нравственное.
36 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ при работе над проектом появляется возможность формирования способов компетентного решения реальных проблем и освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности актуальной для каждого становится задача обучения методам проектирования и реализации самых разнообразных программ, создания проектов,( учащиеся ) вплоть до создания и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности.( взрослые ) включаясь в проектную деятельность, человек любого возраста получает возможность по - другому взглянуть на окружающий мир, проявить поисковую активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. У него начинают развиваться творческое ( продуктивное ) воображение и критическое мышление, воля и упорство, самостоятельность и ответственность, самодисциплина
37 Обращение к тебе, Учитель ! Нет педагогической панацеи. Нет одного, « самого главного » приема. Радуга из одного цвета – нет радуги. Только поддерживая друг друга, приемы дают « радужный » эффект, а технология – свой результат. Многоцветную картину не рисуют одним махом. Терпение и постепенность ! Лучший способ загубить новшество – схватиться за все сразу. Каждый новый прием, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма. Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет, а в работе – совершенствуется. Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон. Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. Также и в нашей работе. Если класс сыгран, то урок как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями. Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.